
Аналитика / Налогообложение / Интернет-интервью с С.Д. Шаталовым, статс-секретарем - заместителем Министра финансов РФ: "Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 годы"
Интернет-интервью с С.Д. Шаталовым, статс-секретарем - заместителем Министра финансов РФ: "Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 годы"
8 августа 2008 года состоялось интервью со статс-секретарем - заместителем Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталовым. Тема интервью: "Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 годы". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.
26.08.2008«Консультант Плюс»26 мая 2008 года на заседании Президиума Правительства Российской Федерации были рассмотрены и в основном одобрены внесенные Минфином России "Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Предложенные мероприятия составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, выработанных в 2007 году и определяющих стратегию налоговой реформы в 2008 - 2010 годах. В документе подчеркивается, что "масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы... В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 - 2010 годов, - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени".
КонсультантПлюс: В связи с принятием в июле этого года Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" произошли изменения, которые затронули все спецрежимы: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Каковы сегодня основные направления налоговой политики государства?
Сергей Дмитриевич Шаталов: В налоговой системе в ближайшие три года произойдут значительные изменения, предложенные Минфином в рамках НДС.
Минфин неоднократно заявлял, что вместо снижения НДС правильнее снижать НДС на отрасли, где высока доля добавленной стоимости, не более чем миф. Любому специалисту, понимающему механизм НДС, не надо объяснять, что налогоплательщик, получивший от покупателей какую-то сумму НДС, ровно эту сумму и уплачивает, распределяя ее между бюджетом и поставщиками. При высокой доле добавленной стоимости больше идет непосредственно в бюджет, при низкой - поставщикам. При поквартальной уплате налога "отсрочка" по уплате НДС может оказаться даже выгоднее предприятиям, создающим высокую добавленную стоимость, с точки зрения пополнения оборотных средств. Вряд ли можно рассчитывать и на общее снижение цен, но можно гарантировать их повышение на социально значимые товары, реализуемые со ставкой 10%. Понятно и то, что импорт в Россию получит дополнительные конкурентные преимущества. При этом вырастет инфляция, а бюджет станет более зависимым от мировых цен на энергоресурсы, автоматически теряя порядка 1 трлн. рублей. Для экономического роста снижение НДС тоже менее эффективно, чем снижение налога на прибыль. Именно по этой причине большинство государств снижает ставки корпоративных налогов, увеличивая налоги на потребление. В этом наиболее ярко проявляется налоговая конкуренция между государствами. Последние примеры - Польша, Венгрия, Германия. В России есть серьезные проблемы с администрированием НДС и возмещением налога. В этом направлении необходимо работать. Такие предложения Минфин подготовил.
Именно поэтому "Основные направления..." весной при рассмотрении в Правительстве были одобрены лишь в основном. Ответ на ключевой вопрос будет дан в ближайшее время. Сразу скажу - мы не видим возможности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, тем более за счет НДС. Минфин исходит из того, что помимо прочего налоговая система должна обеспечивать долгосрочную сбалансированность всей бюджетной системы, с учетом снижения в будущем доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета даже при сохранении очень высоких цен на углеводороды. Время бюджетного благоденствия проходит, и на первый план выходит задача сдерживания и оптимизации государственных расходов.
В "Основных направлениях..." назван целый ряд проблем, связанных с путями совершенствования налога на добавленную стоимость. Из всего списка предложений выделю самое важное. Уже осенью предполагается принять закон, позволяющий налоговым органам по спорным налоговым декларациям принимать двойное решение: соглашаться с правом на вычет в тех случаях, когда соответствующая сумма не подвергается сомнению, и отказывать по тем суммам, где такое право не обосновано должным образом. По нашим оценкам, это позволит в несколько раз сократить суммы НДС, возмещаемые через судебные процедуры, и тем самым ускорить возмещение тех сумм налога, которые "зависают" сегодня до принятия окончательного решения.
Сейчас перед страной стоят две фантастические по масштабам необходимых финансовых ресурсов проблемы - это пенсионная реформа и реформа системы здравоохранения. Что касается пенсионной реформы, то надо признать, что в 1990-е, 2000-е годы государству пришлось "пожертвовать" пенсионерами ради быстрого экономического роста, в том числе за счет низких налогов. Сегодня средний уровень пенсий очень низок. Коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) за последние восемь лет снизился с тридцати до двадцати пяти процентов. Если ничего не делать, он сравнительно быстро упадет до семнадцати. Задача - выйти на уровень хотя бы тридцати. В долгосрочной перспективе на это требуются триллионы рублей. Обсуждение проблемы продолжается, окончательных решений по этим вопросам нет. По-видимому, концепции появятся только в сентябре. Но уже сейчас понятно, что необходимые объемы дополнительного финансирования могут составить 1,5 - 2 триллиона рублей. Источники средств пока не определены. С большой вероятностью можно сказать, что будет предлагаться повышение ЕСН (по ставкам и диапазонам их применения) с тем, чтобы выйти на уровень 2001 - 2002 годов. Сейчас из-за роста заработной платы эффективная ставка ЕСН снизилась до 20%.
Минздравсоцразвития предлагает решать эту проблему совсем просто: отказаться от регрессии и увеличить эффективную налоговую ставку ЕСН на восемь процентных пунктов, расширяя при этом диапазон применения ставки ЕСН. В дальнейшем налоговая ставка должна повышаться, а диапазон ее применения индексироваться пропорционально росту средней заработной платы. Это очень серьезное повышение налоговой нагрузки, и нам, честно говоря, эта идея не нравится, - не сомневаюсь, что и бизнес будет от нее не в восторге. Хотя, надо признать, проблема существует, ведь мы не пересматривали ставки и диапазоны применения ЕСН с 2005 года. За это время реальная заработная плата росла быстрыми темпами, а эффективная налоговая ставка ежегодно снижалась примерно на один процентный пункт. И если вначале она составляла примерно 25,5%, то уже в следующем году она будет на уровне 20%. Понятно, что это ведет к росту дефицита пенсионной системы, соответственно, нужна постоянная индексация, позволяющая вернуться к уровню 2005 года. Без этого, по-видимому, не обойтись. Думаю, что рано или поздно нам придется ставить вопросы и о поэтапном увеличении пенсионного возраста, и о том, чтобы по крайней мере молодые граждане участвовали в софинансировании своих будущих пенсий. По-видимому, придется "распечатывать" Фонд национального благосостояния и Резервный фонд для того, чтобы решить эти проблемы, не допуская повышения налогового бремени. Схожая ситуация и в здравоохранении, на которое требуется еще примерно два процентных пункта ЕСН. В итоге возможностей для кардинального снижения налоговой нагрузки мы не видим - удержаться бы в сегодняшних рамках.
КонсультантПлюс: Как Вы оцениваете уровень налоговой нагрузки на экономику России в реальном секторе экономики без учета его теневой части? Что ожидается в следующем году?
С.Д.: По итогам 2007 года налоговая нагрузка составила около 35% ВВП (без учета налоговых поступлений от ЮКОСа). Она распределена неравномерно. Самая высокая нагрузка - порядка 63% - пришлась на нефтедобывающий сектор. Самые низкие налоги платят малый бизнес и сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие специальные режимы налогообложения. Для остальных предприятий налоговая нагрузка находится на уровне 27 - 29%. На следующий год снижаются налоги на нефтяной сектор (налог на добычу полезных ископаемых уменьшится на 135 - 140 млрд. рублей), уменьшится налог на доходы физических лиц (около 45 млрд. рублей). Новый порядок амортизации может привести к снижению бюджетных доходов от налога на прибыль на сумму до 100 - 200 млрд. рублей в зависимости от того, насколько активно предприятия станут использовать новые нормы.
Будут также происходить радикальные изменения, касающиеся правил ускоренной амортизации. Это касается нового механизма ускоренной групповой амортизации (исходя из суммарной стоимости пулов), который проще с технической точки зрения. Вместо обязательной сегодня пообъектной амортизации будет разрешено амортизировать "пулы", составленные на основе амортизационных групп. Резко увеличатся и нормы амортизации. Уже третий год действует амортизационная премия, которая позволяет сразу до десяти процентов стоимости амортизируемого имущества отнести на расходы. Так вот, оставшиеся девяносто процентов по новым правилам будут относится на расходы таким образом, что половину от этой суммы можно будет списать уже за четверть срока полезного использования амортизируемого имущества. По сути это близко к увеличению размера амортизационной премии. Как ни странно, наши компании мало пользуются ускоренной нелинейной амортизацией. Исследования показали, что большинство налогоплательщиков предпочитает традиционную линейную амортизацию, которая в условиях инфляции менее выгодна. Как налогоплательщики воспользуются новыми возможностями, пока трудно предсказать. Но для технического перевооружения или создания нового производства, особенно в условиях инфляции, это очень значимая мера. Новый механизм амортизации может стоить бюджету до двухсот миллиардов рублей. И это только по амортизации. По нефтянке еще примерно сто тридцать пять миллиардов рублей, а по новациям по налогу на доходы физических лиц и по инвестициям в человеческий капитал - еще около пятидесяти - шестидесяти миллиардов рублей.
Из тех задач, которые были поставлены еще в прошлогодних "Основных направлениях...", многое сделано. Пакет мер по снижению налоговой нагрузки, который будет действовать со следующего года, уже достаточно весом. Мы продвинулись по пути создания благоприятных стимулов для инновационного развития, со следующего года вступят в силу дополнительные налоговые льготы в отношении "инвестиций в человеческий капитал", как модно сейчас говорить. В частности, вырастут возможности предприятий по финансированию расходов на добровольное медицинское страхование работников, расходов на обучение и переподготовку не только собственного персонала, но и будущих работников. Такие расходы выводятся из-под налогообложения и у работодателей, и у работников. Кроме того, мы не предлагаем отменять денежные доплаты и компенсационные выплаты работникам за вредные и тяжелые условия труда. Они остаются, предполагается отменить только налоговые льготы, потому что по существу это не более чем дополнительная зарплата, которую с учетом условий труда получает работник. Ведь сегодня мы уже сталкиваемся с компенсационными выплатами руководителям за напряженные условия труда и другими подобными компенсациями. Появился бизнес, который предлагает желающим минимизировать налоги за счет выявления вредности условий труда на всех рабочих местах и перевода значительной части заработной платы в компенсационные выплаты. Логичной выглядит отмена всех компенсаций в денежной форме за вредные условия труда, за это должна платиться более высокая зарплата. Такой законопроект готовится. При этом не предполагается облагать налогами выплаты за увечье на производстве, за полученные профессиональные заболевания и другие аналогичные выплаты.
Из крупных задач, которые были поставлены еще в прошлом году, но не решены пока до конца, я бы выделил две. Первое - это трансфертное ценообразование, законопроект по которому в основном уже готов и прошел большое число разнообразных согласований и обсуждений на самых разных площадках. Думаю, что в начале сентября будут расставлены все точки над "i", потому что фактически осталось ответить только на один вопрос: каким образом защитить малый бизнес от чрезмерного внимания налоговых органов в отношении "правильности" ценообразования. Проект закона по трансфертному ценообразованию должен вноситься в Госдуму в пакете с другим важным для бизнеса законопроектом о консолидации налогоплательщиков по НДФЛ для операций граждан с ценными бумагами очень осторожное, учитывая планы высшего руководства страны по созданию финансового центра и "связыванию" свободных средств населения (Минэкономразвития России подготовило соответствующий законопроект). Концепция МФЦ (мирового финансового центра) еще не разработана, а налоговые льготы в этом вопросе имеют далеко не первостепенное значение. Значительно важнее уровень фундаментальных экономических показателей, эффективная защита прав собственности, снижение уровня коррупции, регулирование финансовой сферы, устойчивость банковской системы, наличие современной инфраструктуры, развитость рынка финансовых инструментов, информационная прозрачность рынка, визовый режим и многое другое. Но вначале надо ответить на вопрос, хотим ли мы конкурировать с Лондоном и Нью-Йорком или с Багамами и ОАЭ. На мой взгляд, доходы от операций на фондовом рынке не должны иметь налоговых преимуществ по сравнению с доходами шахтеров или учителей, тем более при налоговой ставке 13%.
КонсультантПлюс: Какие реформы структуры налоговых органов следует ожидать в среднесрочной перспективе?
С.Д.: Основные реформы в структуре налоговых органов уже завершены. Инспекции укрупнены, осуществлена специализация инспекций, работающих с крупнейшими налогоплательщиками. Вводятся административные регламенты исполнения налоговыми органами возложенных на них функций. Созданы подразделения внутреннего аудита, работающие по возражениям и жалобам налогоплательщиков. Для большего удобства налогоплательщиков предполагается создание своего рода удаленных терминалов, где можно подать налоговую декларацию и получить консультации. Видимо, на федеральном уровне будет создаваться специальное подразделение, которое займется трансфертным ценообразованием. Другие реорганизации возможны в случае, если будет меняться перечень функций, возложенных на имущественного вычета на приобретение жилья фактические расходы и проценты по кредиту. В этом случае не облагается налогом и материальная выгода в виде экономии на процентах. Если ему предоставляется субсидия на приобретение жилья за счет бюджетных средств, он полностью освобождается от налога в отношении этой суммы (до 2008 года - в пределах имущественного вычета). С 2009 года из-под налогообложения выводятся и суммы процентов, уплачиваемые по ипотечным кредитам за своих работников работодателем.
КонсультантПлюс: Будет ли при изменении налогового законодательства учитываться и такой аспект, как цены на недвижимость? Существование двух цен на недвижимость - цены, указываемой в налоговой инспекции с целью сокрытия налогов (как правило, до 1 млн. руб.), и реальной имущественного вычета по НДФЛ? (Назывались цифры в 1,5 и 2 млн. руб.). Планируется ли введение в НК РФ полноценного принципа семейного налогообложения (с учетом уже состоявшихся решений ВАС РФ и КС РФ по разного рода вычетам)? - Валентина Ивановна (Владивосток)
Будет ли в ближайшие годы увеличиваться размер имущественного налогового вычета? - Нина Киреева (Москва)
С.Д.: Вопрос об увеличении жилищного вычета обсуждается, но решение не принято. Элементы семейного налогообложения, действительно, появляются, но до институциональных преобразований пока далеко.
КонсультантПлюс: Когда планируется принять закон об отмене обязанности применять ККТ для "вмененщиков"? (Данный законопроект был одобрен правительственной комиссией еще весной). - Ольга Владимировна (Бугульма)
С.Д.: Законопроект внесен в Думу, планируется принять его в осеннюю сессию.
КонсультантПлюс: Как известно, в настоящее время готовятся предложения по реформированию всей социальной сферы. Будет ли сохранено администрирование страховых взносов за НДС "живыми" деньгами при неденежных формах расчетов? - Надежда (Ярославская обл., г. Гаврилов Ям)
С.Д.: Да, такая мера запланирована.
КонсультантПлюс: Намечаются ли изменения в отношении авансов в разрезе НДС? Если мы занимаемся оптовой торговлей и получаем авансы на освоение продукции для многих видов промышленности, сроки между отгрузкой и получением аванса большие - до 9 месяцев. И "вынимать" из оборота значительные суммы налога (НДС), а затем их возвращать, соблюдая все сроки камеральной проверки и принятия решения ИНДС "добровольно-обязательной" ("клуб плательщиков НДС")? Не отказался ли Минфин РФ от этой идеи или, возможно, она будет реализована в более отдаленном будущем? - Вототынская Елизавета (Геленджик Краснодарского края)
С.Д.: Минфин от идеи не отказался, в "Основных направлениях налоговой политики...", в целом одобренных Правительством, такая задача поставлена на 2009 - 2011 годы.
КонсультантПлюс: Почему не предпринимаются меры к сокращению российской добычи и экспорта нефти с тем, чтобы не иметь в бюджете лишних денег от её экспорта и не иметь заботы, где разместить эти лишние средства? Вместо этого почему-то снижают НДПИ, что неизбежно приведёт к увеличению добычи и дальнейшему увеличению стабфонда, являющегося кормушкой для Запада и средством поддержания на плаву обанкротившихся американских ипотечных компаний. - Владимир Тихонов (Москва)
С.Д.: Не разделяю ни Ваших оценок, ни Ваших идей.
КонсультантПлюс: Сегодня в мировой экономике правят мировые олигархи и транснациональные корпорации. Они тормоз социального прогресса. Нам нужна интеграция в такую мировую экономику и стоит ли ради этого менять Налоговый кодекс? - Размышляющий (Курган)
С.Д.: Не все так страшно. Глобализацию не остановить, как бы мы к ней ни относились. Не учитывать реальные условия и заранее проигрывать в жесткой конкурентной борьбе, в том числе с транснациональными корпорациями, мы себе позволить не можем. Есть внешние факторы, степень влияния на которые ограничена, их надо учитывать. Игнорируя их, мы умножаем собственные риски. В налоговой сфере это чревато потерей собственных налогов, которые могут оказаться совсем в других юрисдикциях ("А где маржа?").
КонсультантПлюс: Сергей Дмитриевич, мы благодарим Вас за содержательное и интересное интервью.
Комментарии
Не пойму, но как ускоренная амортизация влияет на техническое перевооружение или создание нового производства, особенно в условиях инфляции? Может, объясните?