Аналитика / Налогообложение / Централизованные закупки: учет
Централизованные закупки: учет
В письме от 12 октября 2009 г. № 02-06-07/4765 Минфин России пояснил, как должны быть отражены в бюджетном учете централизованные закупки. Причем у разных участников процесса: у уполномоченных органов, которые выступают в роли заказчиков, главных распорядителей бюджетных средств и грузополучателей-учреждений
10.12.2009«Журнал «Учет в бюджетных учреждениях»»Расчеты зависят от ряда факторов
Корреспонденции счетов, которые надо применять при централизованных закупках, приведены в приложении к письму № 02-06-07/4765. Из них следует, что при любом варианте данных операций несет обязательства по сделке и оплачивает стоимость приобретенных активов уполномоченный орган. Учреждения получают их безвозмездно.
В корреспонденции счетов, применяемой при отражении централизованных закупок, используются в том числе забалансовые счета. И грузополучатели (бюджетные учреждения) при получении имущества, поступающего в рамках реализации правовых актов высшего органа исполнительной власти, должны отражать его в бюджетном учете на счетах:
— 01 «Основные средства в пользовании»;
— 02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;
— 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
Также отдельно отметим, что расчеты между участниками бюджетного процесса при централизованном снабжении (а соответственно и проводки) будут различаться в зависимости от вида поставки:
— внутриведомственные расчеты;
— межведомственные расчеты;
— межбюджетные расчеты.
Применяемые коды бюджетной классификации
Чиновники пояснили, какие коды следует указать с 1-го по 17-й разряд счета бюджетного учета. Это:
— КРБ1 — код расходов, по которому принимается и оплачивается бюджетное обязательство по государственному конт-ракту, заключенному в рамках реализации правового акта высшего органа исполнительной власти;
— КРБ2 — код расходов, содержащий код целевой статьи расходов, предусмотренной по централизованной закупке согласно закону о бюджете и правовому акту;
— КДБ3 — код доходов 000 1 17 05000 00 0000 180 «Прочие неналоговые доходы» соответствующего бюджета РФ;
— КДБ4 — код доходов 000 2 02 09000 00 0000 151 «Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы» соответствующего бюджета РФ (данный код применяют только федеральные органы исполнительной власти, государственные академии наук при безвозмездном получении имущества);
— КДБ5 — код доходов 000 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета РФ.
Бюджетный учет уполномоченного органа
Заметим, что данный участник бюджетного процесса регулирует сделку по закупке товаров, работ, услуг для конечных получателей. То есть при необходимости уполномоченный орган организует торги, заключает по их итогам контракты и выполняет другие функции госзаказчика. Итак, при централизованных закупках все договорные отношения строятся его силами. По итогам письменно сформулированных условий сделки уполномоченный орган вправе перечислить аванс.
На основании документа, предусмотренного госконтрактом и подтверждающего исполнение его условий по поставке, уполномоченный орган отражает поступление ценностей. Однако заметим, что принятия к учету активов не происходит, так как закуплены они им не для собственного потребления, а для дальнейшей передачи. И оприходование объектов стало бы основанием для исчисления налога на имущество и исполнения иных обязательств уполномоченным органом, чего в данном случае как раз быть не должно. Указанные обязательства должны реализовать уже грузополучатели. Проводки по окончательным расчетам с поставщиками будут такими:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Приняты денежные обязательства в объеме произведенных поставок |
КРБ1 |
|
Приняты денежные обязательства в объеме произведенных поставок |
|
КРБ1 |
Оплачена поставка ценностей |
|
КРБ1 |
Оплачена поставка ценностей |
|
КРБ1 |
Затем в зависимости от того, кому передаются ценности, они с кредита счетов КРБ1 1 106 01 410 и КРБ1 1 106 04 440 списываются в дебет счета:
— КРБ1 1 401 01 241— если активы перемещаются между уполномоченными органами одного бюджета (межведомст-венные расчеты) либо между уполномоченным органом и учреждением, ему не подведомственным, в рамках межведомственных расчетов;
— КРБ1 1 401 01 251 — если активы перемещаются между уполномоченными органами разных бюджетов РФ (межбюджетные расчеты);
— КРБ1 1 304 04 310 или КРБ1 1 304 04 340 — если активы перемещаются между уполномоченным органом и бюджетным учреждением, ему подведомственным (внутриведомственные расчеты).
Указанные записи выполняются в бюджетном учете на основании Извещений (ф. 0504805) с приложением Актов приема-передачи имущества, оформленных в установленном порядке (подписанных передающей и принимающей сторонами). Операции отражают на дату подписания актов передающей стороной.
При передаче объектов привлечены посредники
Судя по схеме расчетов, приведенной в приложении к письму № 02-06-07/4765 ими могут быть уполномоченные органы субъектов РФ, муниципальных образований, а также федеральные органы исполнительной власти и государственные академии наук. Перечисленные участники расчетов не приходуют в собственном учете основные средства и материалы, а лишь отражают полученное на время имущество на сче-тах 1 106 01 310 и 1 106 04 340 до момента передачи его конечным получателям. При данной операции названные счета кредитуются в корреспонденции с дебетом счетов КРБ2 1 304 04 310 или КРБ2 1 304 04 340. Документы-основания, сопровождающие передачу ценностей, те же, что и в предыдущем варианте.
Как отразить поступление ценностей грузополучателю
В ряде случаев учреждения должны отразить поставку активов только на забалансовом учете и лишь только после получения соответствующих документов — на балансе…
Предварительные расчеты
Рассмотрим проводки, которые делают учреждения при получении активов до окончательных расчетов с контрагентом и поступлении от него первичной документации, подтверждающей отгрузку.
Итак, если на грузополучателя возлагается обязанность обеспечить ответственное хранение поступившего централизованно имущества, то оно принимается на забалансовый счет 02 (записи вносятся на основании правового акта органа исполнительной власти, государственного контракта).
В этом случае бухгалтер запишет:
Содержание |
Дебет |
Кредит |
Поступили в учреждение объекты основных фондов и материалы |
02 |
— |
Если же бюджетному учреждению, согласно правовому акту высшего органа исполнительной власти и условиям госконтракта, предоставляется право безвозмездного пользования поступившим имуществом (с дальнейшим закреплением его на праве оперативного управления), оно учитывается так:
Содержание |
Дебет |
Кредит |
Поступили объекты основных фондов |
01 |
—
|
Поступили материалы |
КРБ2 |
КДБ3 |
Содержание |
Дебет |
Кредит |
Поступили материальные ценности (на основании документа, подтверждающего поставку имущества) |
22 |
— |
Принято решение уполномоченным органом о безвозмездном пользовании грузополучателем основными фондами, полученными централизованно |
01 |
22 |
Принято решение уполномоченным органом о безвозмездном пользовании грузополучателем материалами, полученными централизованно |
КРБ2 |
КДБ3 |
Далее следуют расчеты по передаче имущества.
Внутриведомственная поставка
Если активы уполномоченный орган передает ему же подведомственному учреждению, то расчеты называют внутриведомственными, а бухгалтерские записи у учреждения-грузополучателя будут такими:
Содержание |
Дебет |
Кредит |
Поступили в учреждение объекты основных фондов |
КРБ2 |
КРБ1 |
Поступили в учреждение материалы |
КРБ2 |
|
Документ-основание для внесения записи в учете — Извещение (ф. 0504805) с приложением Акта приема-передачи имущества, оформленного в установленном порядке и подписанного принимающей и передающей сторонами.
Межведомственные закупки
При передаче учреждению имущества от уполномоченного органа, которому оно не подведомственно, расчеты считают межведомственными.
Принимающая сторона (то есть учреждение) должна отразить в бюджетном учете:
Содержание |
|
|
Переведены материальные ценности из ответственного хранения в оперативное управление (пользование) |
— |
22 |
Поступили в учреждение объекты основных фондов |
|
КДБ5 |
Поступили в учреждение материальные запасы |
|
КДБ5 |
Отметим, что в данном случае документом-основанием для записи также будет служить Извещение (ф. 0504805) с приложением Акта приема-передачи имущества.
Межбюджетное снабжение
Такой вариант расчетов предполагает передачу активов от уполномоченного федерального органа уполномоченному органу субъекта РФ. И уже последний направляет имущество конечным получателям (учреждениям) в рамках внутриведомственного снабжения. Таким образом, само учреждение-грузополучатель в межбюджетных расчетах не участвует и соответственно в бюджетном учете проводки не записывает.
Принятие к учету объектов отражают отдельно
Данные операции отражают по общим правилам, предусмотренным типовой корреспонденцией счетов Инструкции по бюджетному учету, на основании первичных документов, приведенных в пункте 21 данного нормативного акта.
Комментарии