Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Штрафная пенсия

Штрафная пенсия

Накануне Первого российского пенсионного форума, прошедшего на прошлой неделе в Москве, эксперты ожидали, что разговор пойдет о значительной корректировке контура новой политики, которая касается материального обеспечения нынешних и будущих пожилых людей. Сенсации не произошло. Зато появились новые вопросы.

23.12.2008
«Российская Газета»
Автор: Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития

Ключевой идеей в выступлении министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой прозвучал возврат к страховым принципам пенсионной системы. Это абсолютно правильно. Но давайте поймем, о чем должна идти речь.

Итак, министр сообщила: с 2015 года размер базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости будет зависеть от продолжительности страхового стажа. И может снижаться на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативного стажа в 30 лет. Либо повышаться на 6 процентов за каждый год, превосходящий "норму".

Настоящее страхование предполагает прямую связь между суммой накопленных взносов и размером выплат, но никак не манипуляции с надбавками за стаж, которые я считаю идеологической ошибкой.

Представим себе случай, когда у работника очень небольшой стаж (например, 10 лет), но высокая зарплата. Допустим, на уровне предлагаемого максимума для обязательного страхового платежа - 415 тысяч рублей в год. Его пенсия должна составить: 415 тысяч рублей умножаем на 0,26 (процент отчислений в Пенсионный фонд из фонда оплаты труда) и на 10 лет, а потом все это делим на 228 месяцев средней продолжительности жизни на пенсии. И получаем - 4,7 тысячи рублей в месяц. При 30-летнем стаже эта сумма должна увеличиться в три раза - до 14,1 тысячи рублей.

Но почему кого-либо "за переработку" должны поощрять, а за "недоработку" наказывать? В жизни бывает всякое: например, человек отработал 10 лет, заработал себе 4,7 тысячи рублей пенсии в месяц, и его это устраивает. И чем его положение ущербнее, допустим, уборщицы, которая имела небольшую зарплату - 10 тысяч рублей в месяц, но зато работала 34 года, чтобы получить ту же самую пенсию в размере 4,7 тысячи рублей? Легко подсчитать, что после введения надбавок и скидок за стаж первый работник будет получать даже не 4,7 тысячи рублей, а намного меньше. В зависимости от величины базовой части пенсии в момент достижения им пенсионного возраста "штраф" составит от нескольких сот до пары тысяч рублей в месяц. Зато уборщица с 34-летним стажем получит неплохую "премию". Где справедливость и простота, которые лежат в основе настоящей страховой идеологии?

Все эти стажевые ухищрения предназначены для мягкого повышения пенсионного возраста. Цель, безусловно, правильная. Но если в стране все наладится, то после 2015-2020 годов к пенсионному возрасту человек будет подходить "совсем в другом качестве". Во-первых, с достойной зарплатой, которую жалко терять, ведь пенсия, как правило, не компенсирует весь заработок. Во-вторых, в полном здравии. И, в-третьих, полученная профессиональная переподготовка позволяет надеяться, что впереди еще есть шансы и для карьерного роста, и для самореализации. Тогда действительно логично предложить работнику в обмен на более поздний уход на пенсию какие-то преференции в дальнейшем - ведь страховой случай наступил, а он им добровольно не воспользовался.

И еще. Не знаю, кто убедил Татьяну Алексеевну в том, что если в 2010 году у 82 процентов людей зарплата будет меньше 415 тысяч рублей в год, то такое соотношение сохранится и в дальнейшем. Это было бы правильным, если не будет меняться нынешняя отраслевая структура экономики, когда в немногочисленных экспортных секторах и обслуживающих их сферах (банки, консалтинг, частное страхование и пр.) зарплата в несколько раз выше, чем, например, в образовании, здравоохранении, легкой промышленности, сельском хозяйстве. Если же наша экономика перейдет на инновационные рельсы, то начнется выравнивание в размерах зарплат. И доля тех, кто получает свыше ежегодно проиндексированных стартовых 415 тысяч рублей в год, сильно возрастет.

Я привел этот элементарный пример для того, чтобы еще раз подчеркнуть: пенсионную систему нужно реформировать, даже несмотря на кризис. Но это ответственное дело теперь требует дополнительной проработки прогнозов внешних условий функционирования пенсионной системы и еще большего внимания к вроде бы малозначащим деталям, которые на самом деле могут создать большие проблемы. Но пока, за исключением надбавок и скидок за стаж, мы услышали в основном то, что предложил премьер-министр Владимир Путин еще 1 октября 2008 года. Однако за истекшие пару месяцев экономическая и финансовая ситуация в стране существенно поменялась.

Можно ли было предположить 1 октября, что уже по итогам ноября объемы промпроизводства по сравнению с октябрем сократятся на 10,8 процента? Думаю, что не менее разочаровывающими будут и данные по зарплатам. А ведь это напрямую влияет - через сбор единого социального налога - на состояние пенсионной системы. Увы, судя по всему, и в 2009 году надеяться на рост поступлений ЕСН не приходится - оптимистичным был бы нулевой вариант.

Конечно, можно сказать, что и на этот раз Пенсионный фонд выручит федеральный бюджет. Однако и у него уже есть проблемы. Как известно, впервые за последние годы федеральный бюджет 2009 года будет сведен с небольшим, но дефицитом. Впрочем, это пока не критично. Но что будет с экономикой в 2010 году? Этого пока никто не знает. По оптимистическим прогнозам, худшее останется позади - возобновится экономический рост, пойдут вверх зарплаты, а вместе с ними - и масса страховых отчислений в Пенсионный фонд. Но, как гласит известная пословица, рассчитывая на лучшее, не забывай о худшем. А если и в 2010 году мы будем находиться в состоянии экономической депрессии? Напомню: недавно заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что правительство весной будущего года может рассмотреть вопрос о переносе срока замены ЕСН на страховые платежи. А это предполагает, напомню, увеличение отчислений в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, а также отмену льгот по их уплате, которые будут компенсированы далеко не всем, что может, даже при благоприятном развитии событий в конце 2009 года, стать подножкой для только-только начавшего восстанавливаться бизнеса.

И здесь уместно проанализировать перспективы Фонда национального благосостояния и Резервного фонда. Странно, Татьяна Голикова об этом ничего не сказала. А ведь 5,8 триллиона рублей, которые по состоянию на 1 декабря находились в этих двух фондах, судя по всему в ближайшие годы прирастать не будут из-за весьма умеренных цен на нефть. Однако тратиться деньги оттуда будут - хотя бы на закрытие растущего дефицита бюджета Пенсионного фонда, который в следующем году должен выплатить пенсионерам 3 триллиона рублей. В 2010 году - 3,7 триллиона, а в 2011 году - уже 4,3 триллиона рублей. Дефицит Пенсионного фонда пока еще относительно небольшой - на 2009 год он запланирован в размере 134 миллиардов рублей. Однако на выплату базовой части пенсии федеральный бюджет должен в следующем году перевести в Пенсионный фонд куда более солидную сумму - свыше 1 триллиона рублей. И если есть хотя бы 30-процентная вероятность того, что депрессия растянется не на один год, то это очень серьезное основание для подготовки по-настоящему антикризисного варианта пенсионной реформы.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться