
Аналитика / Налогообложение / НДС на распутье
НДС на распутье
Снизить НДС нельзя оставить. Где будет стоять запятая, правительство должно решить в августе, когда планируется окончательно определить основные направления налоговой политики на очередную трехлетку и когда по идее должна решиться дальнейшая судьба налога. Пока же тема НДС занимает верхние строчки хит-парада самых обсуждаемых тем. Отличиться и высказать свои предложения по его реформе стараются все: и законодатели, и правительственные чиновники, и, собственно, сами бизнесмены
30.07.2008ЭЖ «Юрист»Надежду на снижение ставки НДС дал отчаявшемуся было бизнесу экс-президент Владимир Путин на февральском заседании Госсовета, где обсуждалась стратегия развития России до 2020 года. Прежний глава государства тогда сделал неожиданное заявление о том, что необходимо установить единую и максимально низкую ставку НДС. Аналогичные предложения звучали и из уст Дмитрия Медведева, который, будучи еще кандидатом в президенты, выступал за скорейшее принятие закона о сроках перехода на единую пониженную ставку налога на добавленную стоимость.
Дума, кстати, после этих заявлений двух президентов (настоящего и, в чем никто не сомневался, будущего) сразу проявила активность и поделилась с общественностью тем, что депутаты также рассматривают вопрос об установлении пониженной ставки НДС. Казалось бы, при полной гармонии и взаимопонимании по поводу НДС на самом высоком уровне вопрос можно считать решенным. Бизнес, не веря своему внезапному счастью, с нетерпением ждал, когда же давняя мечта о сниженном НДС будет, наконец, будет воплощена в жизнь.
Однако все течет, все изменяется, в том числе и мнение властей по поводу налога на добавленную стоимость.
Нынешний глава государства, направляя 23 июня Федеральному Собранию бюджетное послание, обошел тему снижения НДС стороной, отделавшись довольно общей и туманной фразой о том, что следует окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в частности в отношении сроков реформирования налога на добавленную стоимость. При этом Президент РФ предупредил, что прежде чем принимать какие-либо решения по снижению налогового бремени, нужно просчитать, чем это обернется для экономики и не пострадает ли доходная база бюджета.
Неделю спустя, 30 июня, в Госдуме в рамках парламентских слушаний на тему: "Основные направления налоговой политики на 2009-2011 годы в свете задач экономического развития страны" спикер нижней палаты Б. Грызлов также не стал делать громких заявлений и высказался более чем осторожно по вопросу снижения НДС, буквально слово в слово повторив слова Президента РФ. Такое решение должно основываться на самом тщательном анализе возможных последствий для бюджета, сказал Борис Грызлов. Все необходимые расчеты, напомнил он, руководство страны поручило подготовить к августу.
Вместе с тем, чтобы, видимо, порадовать бизнес уже сейчас либо просто переключить внимание на другую тему, спикер Госдумы призвал навести, наконец, порядок с администрированием этого налога, который он обозвал «кормушкой для коррумпированных чиновников». При этом г-н Грызлов предложил закрепить на законодательном уровне ряд вполне конкретных и, безусловно, полезных мер.
Предлагается не облагать НДС авансовые платежи, строительно-монтажные работы, выполняемые для собственных нужд, а также ввозимое из-за границы технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Послабления готовят и для налогоплательщиков, использующих бартер. Их собираются освободить от обязанностей перечислять своим контрагентам в денежной форме суммы налогов.
Председатель Госдумы упомянул еще одну наболевшую проблему - возмещение экспортного НДС. Он признал, что сейчас крайне сложно, а зачастую невозможно получить возмещение. В результате огромные средства налогоплательщиков на длительное время замораживаются, а порой и просто теряются. После заявления о необходимости упростить порядок подтверждения нулевой ставки налога и последующего возмещения НДС спикер поделился своими впечатлениями от прочтения главного для российских налогоплательщиков документа - Налогового кодекса РФ. «Я перед парламентскими слушаниями посмотрел объем, который в Налоговом кодексе распространяется на необходимость доказательства нулевой ставки. Это 15 страниц текста. Это тот объем, который необходимо изучить, чтобы обосновать нулевую ставку», - пожаловался он.
Ну что ж, можно только посоветовать нашим законодателям взять за привычку хотя бы периодически внимательно читать законы, которые они сами же и принимают.
В Думе также призывают покончить с практикой, когда за любое, даже самое незначительное нарушение правил заполнения счета-фактуры забраковываются. Счет-фактура должен признаваться недействительным только в том случае, если не заполнены или заполнены неверно графы, имеющие существенное значение для контролеров.
Наконец, предлагается разрешить налоговым органам по итогам проверки декларации выносить не одно решение, как это предусмотрено сейчас, а два. Первое - в отношении тех сумм, по которым у налоговиков нет сомнений в правомерности принятия к вычету, второе - в отношении спорных сумм.
Бизнес, безусловно, приветствует все эти предложения, однако продолжает настойчиво требовать кардинальных мер по НДС в виде снижения 18%-ной ставки налога до уровня 12 - 13%. При этом представители бизнес-сообщества согласны даже на закручивание гаек со стороны налоговых контролеров. В качестве лекарства для бюджета и сокращения объема выпадающих доходов предприниматели сами предлагают принять комплекс мер по увеличению собираемости НДС.
На стороне бизнеса - группа поддержки. За снижение базовой ставки налога на добавленную стоимость активно выступает Минэкономразвития. Там тоже считают, что налог должен составлять не более 12 - 13%. Урезать НДС с одновременной ликвидацией льготной 10%-ной ставки чиновники из МЭР предлагают уже с 2009 года.
Среди сторонников снижения НДС - и помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. Все окупится, успокаивает он, причем, чем «энергичнее» будет снижен НДС, тем короче будет срок окупаемости и ниже финансовые и бюджетные риски. Заметим, что г-н Дворкович является автором еще одного сценария реформы НДС. Он на протяжении вот уже нескольких лет предлагает распрощаться с налогом на добавленную стоимость, а вместо него вернуть налог с продаж, который, напомним, канул в Лету с января 2004 года. Аргументируется эта инициатива так: налог с продаж намного проще контролировать, собирать и администрировать.
Отметим, что не так давно было высказано еще более радикальное предложение - вообще упразднить НДС без всяких замен. Для компенсации бюджетных потерь авторы этой довольно смелой и, конечно, утопичной идеи - специалисты из Центрального экономико-математического института РАН и Национального института развития - предлагали поднять ставки НДПИ, акцизы и снова ввести прогрессивную шкалу для НДФЛ.
Главный и неизменный противник снижения НДС - Министерство финансов. Финансисты, отстаивая интересы государственной казны, предупреждают о бюджетных рисках и выступают против как понижения налога, так и его замены, а тем более полной отмены.
При этом в Минфине обещают бизнесу своего рода обмен: вместо НДС подумать о целесообразности снижения налога на прибыль и поработать над улучшением администрирования налога на добавленную стоимость. «Мухи отдельно, котлеты отдельно», говорят представители бизнес структур и пока на такую налоговую рокировку не соглашаются.
В общем, страсти накалились до предела, и дискуссии по налогу на добавленную стоимость продолжаются. Многосерийное хождение по мукам для НДС должно закончиться в августе. Тогда и станет ясно, получится ли у бизнеса отстоять пониженный НДС, и какой путь реформирования НДС выберут власти.
Комментарии