Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Вячеслав Новиков: Минфин грабит регионы с особым цинизмом

Вячеслав Новиков: Минфин грабит регионы с особым цинизмом

Интервью с заместителем председателя комитета по бюджету Совета Федерации. // Екатерина Аккерман. RBC daily. 10.08.06 г.

15.08.2006

Любые налоговые послабления всегда радуют компании, но вызывают ожесточенные дискуссии – и в правительстве, и в парламенте. И это притом, что и чиновники, и законодатели хотят хорошо выглядеть в глазах бизнеса, а денег в стране сейчас больше чем достаточно. Во многом проблема сводится к тому, за чей счет будет обеспечиваться снижение налогового бремени – ведь никто не хочет делиться своей частью бюджетного пирога. О том, с какими проблемами сталкиваются регионы, и о тех запрещенных приемах, которые зачастую применяет Минфин в сфере межбюджетных отношений, корреспонденту RBC daily Екатерине Аккерман рассказал заместитель председателя бюджетного комитета Совета Федерации Вячеслав Новиков.

– Вячеслав Александрович, можно ли сказать, что правительство куда охотнее предоставляет налоговые льготы по региональным налогам, чем по федеральным?

– Наверное, нет, они не щадят ни тех, ни других. Другое дело, что по регионам эти льготы бьют гораздо сильнее. В 2007 году общая сумма выпадающих доходов субъектов Федерации составит 34,9 млрд руб. При этом львиная доля – больше 31 млрд – приходится на изменения по НДФЛ и т. д.

– Вам же замминистра финансов сказал, что в результате унификации ставки акцизов на алкоголь регионы получат 17 млрд рублей дополнительно. Это, конечно, не 35, но все-таки…

– Да, акциз на алкоголь будет 162 рубля за литр спирта. Но кто будет пить крепленые вина, если они будут стоить дороже водки?! Изменится структура потребления алкоголя – с этим я могу согласиться. А вот дополнительные доходы регионам не светят. Причем я считаю, что потери от налога на прибыль лучше компенсировать именно с помощью налогового законодательства. Хотя бы потому, что этот налог распределяется между бюджетами именно в Налоговом кодексе. Но теперь, по всей видимости, придется ждать принятия бюджета. Когда правительство будет вносить изменения в Бюджетный кодекс, мы выйдем с поправкой, предусматривающей передачу регионам 40% акцизов на нефтепродукты. А говорить сейчас можно вообще что угодно! Нам уже и 35 миллиардов, которые выделены на дороги по поручению президента, припомнили.

– Так это же совсем другие 35 миллиардов! Их, по-моему, анонсировали гораздо раньше, чем речь зашла о выпадающих доходах?

– Да, но здесь уже начинается магия цифр и игра на эту тему. «Вам сколько надо компенсировать? 35? Так мы вам дали 35». – «Так это же на дороги!» – «Но это же 35!» – «Это другие 35!» – «Нет, это те 35!» На этом все и заканчивается. Грабят, причем грабят с особым цинизмом.

– Результат этого грабежа можно как-то оценить?

– Он известен. По материалам Счетной палаты, с 2002 по 2006 год общее изъятие из доходной части бюджетов субъектов РФ составило около 600 млрд руб. А общая сумма дополнительных доходов – всего 52 миллиарда. Разница и есть чистой воды грабеж. Но Минфин такую постановку вопроса считает некорректной, потому что налоговая база у регионов растет. Правда, она растет и по России в целом, но об этом никто не вспоминает. Я этой логики не понимаю. На мой взгляд, если поделены расходные полномочия, под них поделены источники доходов, то не нужно залезать в чужой карман. А Федерация постоянно принимает решения и отбирает у регионов доходные источники! Причем не только прямыми методами, имеются и латентные способы.

– Какие?

– Например, принимается решение по предоставлению бесплатных учебников для какой-то категории детей. Кто же будет против такой льготы? Но при этом все забывают, что это дополнительные расходы субъектов РФ, потому что образование относится к их полномочиям. Или, например, учет затрат на выкуп земли при налогообложении прибыли. Компаниям хорошо, но это НДС, и НДФЛ… А заодно посмотрим, как при этом «скачет» индекс налогового потенциала.. Это важно, если учесть, что от него зависит объем трансфертов. Речь пока идет только об одном трансферте – о Фонде финансовой поддержки регионов, самого большого трансферта, который нужен для выравнивания бюджетной обеспеченности. Если индекс выше единицы, то регион считается донором, и ему ничего не дают. Если меньше, то в зависимости от того, насколько меньше, идет распределение. Должны бы давать столько, сколько не хватает, но денег на это нет. Так что сейчас тем, кому совсем плохо, побольше дают, а тем, которые поближе к единице, поменьше. Ну, чтобы хоть какое-то выравнивание все-таки происходило.

– И что будет, если выяснится, что относительно налога на прибыль все кривые распределения более-менее монотонны?

– Во-первых, если индекс налогового потенциала не отражает действительности, это должно стать основанием, чтобы внести изменения в методику. Не может быть так, чтобы индекс был низким, а доходы – высокими. Значит, нужно внести такие изменения в методику, которые бы позволили более справедливо распределять трансферты. То есть мы делаем работу, которую на самом деле должен делать Минфин. А во-вторых, мы закроем, наконец, миф о том, что налоги (на прибыль, НДС и другие) распределены по территориям неравномерно, а потому их нельзя отдавать регионам. Сначала нужно определиться с тем, что такое «равномерно». Если все налоги лягут на кривую, построенную по одному налогу, монотонно, то это будет означать, что все налоги равномерно распределены по территориям, просто они зависят от реального налогового потенциала региона. И до тех пор, пока вы не собираетесь вмешиваться в процесс увеличения налогового потенциала регионов, будьте добры заткнуться.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться