Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Президент и Правительство России предложили изменить налоговое законодательство

Президент и Правительство России предложили изменить налоговое законодательство

В центре внимания Госдумы на старте осенней сессии оказались проекты серьезных изменений в налоговое законодательство, внесенные в Парламент Правительством и Президентом России в целях совершенствования налогового администрирования. // И.Е. Смирнов, Издательская группа "БДЦ-пресс". Методический журнал "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", № 10/2005

24.10.2005

В Госдуму внесены правительственный проект федерального закона № 181057-4 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" и президентский проект федерального закона № 196161-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров". Названные правовые документы весьма значительны как по своим объемам, так и по содержанию прописанных в них правовых норм. К тому же многие их положения касаются довольно острых тем, по которым возможны нешуточные дебаты и в Госдуме, и в Совете Федерации.

Законопроект № 181057-4 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"
О содержании правительственного законопроекта № 181057-4 было рассказано в прошлом номере журнала ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2005, № 9, с. 51). Его первое чтение в Госдуме ожидается в ближайшее время.

Судя по всему, работа над законопроектом предстоит нелегкая. По многим принципиальным вопросам парламентариям будет трудно найти общий язык. Это касается, в частности, и концепции документа. Так, например, по мнению заместителя председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам С.И. Штогрина, которое он высказал в беседе с корреспондентом Издательской группы "БДЦ-пресс", переписать сейчас заново одновременно почти всю первую часть Налогового кодекса - затея не только весьма сложная с точки зрения юридической и лингвистической техники, но и вредная в плане применения затем этого нового документа на практике.

Депутат обратил при этом внимание на мизерные тиражи НК РФ, выпускаемые ежегодно с очередными изменениями. Чтобы можно было читать те или иные статьи в целом, человеку приходится брать старую редакцию НК РФ, потом официальное издание типа "Российской газеты" и вписывать ручкой очередные поправки в интересующие его статьи. Для большинства налогоплательщиков и многих сотрудников налоговых служб это мучительный труд. Но избежать его, по мнению депутата, практически невозможно. Ведь никто не издает за копейки миллионными тиражами НК РФ с внесенными в него очередными изменениями. Таких изданий просто нет. А доступ к каким-либо справочным правовым системам ("КонсультантПлюс", "Гарант", "Кодекс" и др.), полагает депутат, имеют далеко не все налогоплательщики, особенно из сферы малого бизнеса.

На взгляд С.И. Штогрина, совершенствовать налогообложение надо было бы иначе. Он считает, что нет никакой надобности переделывать первую часть НК РФ в целом. Лучше выявить наиболее уязвимые места в НК РФ и менять отдельные главы. Новая редакция той или иной главы обязательно должна состыковываться с другими главами.

На осенней сессии, считает депутат, было бы целесообразно поработать только над редакциями двух глав, а именно над главой 14 "Налоговый контроль" и над новой главой о досудебном разрешении налоговых споров, принципиальные положения которой содержатся в законопроекте, предложенном Президентом РФ. Тогда бы налогоплательщик и налоговый инспектор получили в газете целиком новые главы и нормально смогли бы ими пользоваться.

С.И. Штогрин намерен выступить с этими предложениями в Госдуме. И вполне возможно, что его поддержат многие депутаты. Однако в спорных ситуациях все решается путем голосования. Большинство голосов в палате, как известно, у фракции "Единая Россия". Так что если Правительство РФ не поддержит инициативу С.И. Штогрина, то она практически не имеет перспектив на реализацию.

Законопроект № 196161-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"
Актуальность президентского законопроекта № 196161-4 более чем очевидна. Как отмечено в пояснительной записке к документу, необходимость подготовки законопроекта вызвана тем, что в российском законодательстве широкое распространение получило установление таких процедур и правил, при которых органы публичной власти должны реализовывать многие свои властные полномочия только через суд. Для реализации властных полномочий нужно шире использовать административные процедуры и прибегать к судебным разбирательствам лишь тогда, когда есть спор, неурегулированное разногласие между органом исполнительной власти и конкретным гражданином или организацией. Речь идет прежде всего о взыскании через суд недоимок и о санкциях по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Практика показала, что довольно значительная часть обращений в суды органов исполнительной власти связана со взысканием с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательных платежей и санкций на небольшие суммы.

Судебная практика дает основания для вывода о том, что требования государственных органов о взыскании незначительных сумм, как правило, не оспариваются ответчиками. Обязательный судебный порядок их взыскания не только приводит к дополнительной нагрузке на суды, но и загружает государственные органы, требует от них юридического сопровождения иска во время процедуры рассмотрения дела в суде, компенсации судебных издержек за счет бюджета. Кроме того, подобный подход не согласуется и с принципом разумной затратности, процессуальной экономии.

По мнению аналитиков из Кремля, статистика рассмотрения дел арбитражными судами показывает, что увеличение числа дел в сфере административных и иных публичных правоотношений вызвано продолжающимся ростом обращений государственных органов, в первую очередь Пенсионного фонда РФ, о взыскании обязательных платежей и санкций. По сравнению с 2003 годом количество таких дел выросло почти в четыре раза: в 2003 году их было 109 128, в 2004 году - 396 103.

Подавляющая часть дел (84,8%), возникающих из налоговых правоотношений, также связана со взысканием обязательных платежей и санкций. При этом требования по 70,0% указанных дел арбитражными судами удовлетворяются.

Резкое увеличение нагрузки на суды за счет дел указанной категории ставит под угрозу обеспечение доступности правосудия и может привести к невозможности своевременного рассмотрения дел арбитражными судами. Для решения этой проблемы потребуется существенное увеличение численности судей, а также выделение значительной части бюджетных средств для дополнительного финансирования арбитражных судов.

Предлагаемый президентским законопроектом порядок взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды позволит решить указанную проблему путем введения административного порядка принудительного взыскания обязательных платежей и санкций на незначительные суммы. В этих случаях решение органа исполнительной власти будет иметь статус исполнительного документа, что позволит органам исполнительной власти самостоятельно, без обращения в суд, осуществлять свои властные и контрольно-надзорные функции, поскольку отсутствует спор о праве.

Аналогичный порядок предусмотрен, в частности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Уполномоченные органы исполнительной власти, наделенные правом привлечения граждан и организаций к административной ответственности, выносят об этом соответствующее постановление, которое имеет силу исполнительного документа.

Законопроектом предполагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Таможенный кодекс Российской Федерации. В частности, предполагается установить общий правовой режим взыскания обязательных платежей и санкций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку они осуществляют предпринимательскую и иную экономическую деятельность, которая по своему существу предполагает самостоятельность и определенный финансовый риск. Такой принцип правового регулирования заложен, в частности, в Гражданском кодексе РФ (п. 3 ст. 23), Арбитражном процессуальном кодексе РФ (ст. 27 и 28).

В связи с изложенным предлагается закрепить право налоговых органов самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать налоговые санкции с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, если размер штрафа не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5 000 руб. по каждому налогу, а в отношении организаций - 50 000 руб. Такие же полномочия предоставляются территориальным органам Пенсионного фонда РФ в отношении взыскания недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов.

Кроме того, предлагается распространить на индивидуальных предпринимателей действующий порядок взыскания недоимок и пеней, а также таможенных пошлин, налогов с организаций.

В отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также в части, касающейся взыскания санкций в размере, превышающем указанный предел, законопроектом предполагается сохранить действующий судебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административный порядок взыскания обязательных платежей и санкций подразумевает безусловное право юридического лица, индивидуального предпринимателя обжаловать решение органа исполнительной власти в вышестоящий орган или в арбитражный суд. Вместе с тем необходимо создать условия для урегулирования административных споров не путем обращения в суд, а с использованием административных средств и процедур.

В целях совершенствования административной процедуры урегулирования споров между субъектом предпринимательской деятельности и органом государственной власти законопроектом предусматривается, что при обжаловании решения о взыскании в вышестоящий орган исполнение решения автоматически приостанавливается. В случае обжалования решения о взыскании в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в соответствии с порядком, установленным арбитражным процессуальным законодательством.

В связи с изложенным законопроектом предполагается также расширить возможности применения альтернативных способов урегулирования споров, а именно: дополнить НК РФ и Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" положениями о том, что соответствующие органы принимают меры по урегулированию спора путем заключения соглашения или использования других примирительных процедур.

Рассмотрим более подробно предлагаемый законопроектом порядок рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного пенсионного страхования.

1. Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.

2. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации (должностные лица) принимают меры к урегулированию споров по вопросам обязательного пенсионного страхования путем заключения соглашения с плательщиком или использования других примирительных процедур, если иное не установлено каким-либо федеральным законом.

Правовые подходы, использованные в законопроекте, опираются на опыт зарубежных стран и рекомендации Совета Европы, в которых неоднократно подчеркивалось, что большое количество дел в судах и их постоянный рост может помешать судам, уполномоченным рассматривать административные дела, проводить слушание дел в разумные сроки в соответствии со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В качестве мер по предупреждению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды государствам - членам Совета Европы предлагается в необходимых случаях содействовать использованию дружественного урегулирования споров либо вне судебной системы, либо до или во время юридического разбирательства (Рекомендация № R(81)7 о мерах по обеспечению доступа к правосудию; Рекомендация № R(86)12 о мерах по предупреждению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды; Рекомендация Rec(2001)9 об альтернативных методах урегулирования споров между административными органами и частными лицами и другие документы Совета Европы).

Налоговая тематика в планах осенней сессии Госдумы
Естественно, рассмотрением правительственного и президентского законопроектов, о которых шла речь выше, работа российских парламентариев в сфере налогового законодательства не ограничится. Депутаты Госдумы уже сегодня большое внимание уделяют анализу и обсуждению налоговых аспектов бюджета на 2006 год, в том числе предложенному правительством проекту основных направлений бюджетной и налоговой политики на следующий год. В соответствии с этим проектом изменение налогового законодательства направлено на сокращение налоговой нагрузки, с одной стороны, и обеспечение для всех видов предпринимательской деятельности равного налогового режима, создающего одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности, на стимулирование инвестиционной активности, с другой стороны. На это будет направлено совершенствование порядка взимания налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость.

С 2006 года предполагается установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений и ускоренное списание амортизации на вновь вводимые основные средства в размере 10%, а также увеличение до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных в предшествующие годы и изменение сроков списания расходов на НИОКР по налогу на прибыль организаций. Кроме того, предполагается отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, и введение особого режима налогообложения в свободных экономических зонах, а также совершенствование налогообложения малого бизнеса.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться