Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Взимание государственной пошлины с участников российского рынка ценных бумаг.

Взимание государственной пошлины с участников российского рынка ценных бумаг.

В материале подробно освещаются положения Главы НК РФ "государственная пошлина" в отношении операций с ценными бумагами// Д.А. Вавулин, журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации" 1, 2005.

06.02.2005

 

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» вступил в силу 1 января 2005 г. Этим нормативно-правовым актом внесен ряд существенных изменений в базовый нормативно-правовой акт законодательства Российской Федерации о налогах и сборах — Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, раздел VIII части второй НК РФ дополнен главой 253 «Государственная пошлина», в которой определены юридические основы взимания государственной пошлины с организаций и физических лиц, занимающихся финансово-хозяйственной деятельностью в различных сферах экономики, в том числе и на рынке ценных бумаг. В данной статье будут рассмотрены основные положения новых норм НК РФ применительно к участникам российского рынка ценных бумаг.

Определение государственной пошлины уполномоченными органами за совершение юридически значимых действий установлено ст. 33316 НК РФ. Согласно ей применительно к рынку ценных бумаг государственную пошлину можно определить как сбор, взимаемый с участников фондового рынка при их обращении в уполномоченные законодательными актами Российской Федерации государственные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Поэтому необходимо обратить внимание на ряд наиболее существенных моментов с точки зрения взимания государственной пошлины в сфере рынка ценных бумаг.

Прежде всего целесообразно определить, каким государственным органам российское законодательство передало полномочия по совершению юридически значимых действий для участников рынка ценных бумаг. Тем более что этот вопрос становится наиболее актуальным в свете широкомасштабной реформы структуры и системы органов государственной власти федерального уровня, начало которой было положено Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Анализ основных положений этого документа, а также принятых в его развитие Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам» и Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317, позволил установить, что основным федеральным органом исполнительной власти, который должен выполнять функции государственного регулирования рынка ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России).

Согласно названным выше нормативно-правовым актам, а также приказу ФСФР России от 2 сентября 2004 г. № 04-445/пз-н «О территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам» органами, уполномоченными на государственное регулирование фондового рынка, являются региональные отделения ФСФР России. Таким образом, в настоящее время основными государственными органами, регулирующими взимание государственной пошлины с участников фондового рынка за совершение юридически значимых действий, является ФСФР России и ее региональные отделения. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что ряд юридически значимых действий для участников фондового рынка совершает Банк России и его территориальные управления (ТУ Банка России). Это касается государственной регистрации выпусков кредитными организациями эмиссионных ценных бумаг.

Другой важный момент, на который следует обратить внимание при анализе новых норм НК РФ в части взимания государственной пошлины применительно к рынку ценных бумаг, — определение круга участников этого рынка.

В соответствии со ст. 33317 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. При этом плательщиками государственной пошлины в сфере рынка ценных бумаг являются следующие организации и физические лица — участники фондового рынка:

·         эмитенты эмиссионных ценных бумаг;

·         профессиональные участники рынка ценных бумаг;

·         саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг;

·         саморегулируемые организации управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

·         паевые инвестиционные фонды;

·         управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

·         специализированный депозитарий акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

·         специалисты рынка ценных бумаг (ст. 33333 НК РФ).

В статье 33317 НК РФ указано, что участники рынка ценных бумаг признаются плательщиками государственной пошлины, если они обращаются за совершением юридически значимых действий. Исчерпывающий перечень этих плательщиков установлен ст. 33333 НК РФ. В этой же статье можно найти предельные размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий уполномоченными государственными органами.

В таблице, приведенной ниже, перечислены виды юридически значимых действий, размер государственной пошлины за их совершение, а также органы, уполномоченные на ее взимание с участников рынка ценных бумаг.

 

Таблица

Вид юридически значимого действия

Размер
государственной
пошлины

Уполномоченный
государственный
орган

1

Совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, в том числе:

1.1

Рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

1 000 руб.

ФСФР России
РО ФСФР России
Банк России
ТУ Банка России

1.2

Рассмотрение заявления о регистрации отчета об итогах
выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных
бумаг

1 000 руб.

ФСФР России
РО ФСФР России
Банк России
ТУ Банка России

1.3

Рассмотрение заявления о регистрации проспекта ценных
бумаг (в случае, если государственная регистрация выпуска
(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг
не сопровождалась регистрацией их проспекта)

1 000 руб.

ФСФР России
РО ФСФР России
Банк России
ТУ Банка России

1.4

Рассмотрение заявления о государственной регистрации
выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных
бумаг и о регистрации отчета об итогах выпуска
(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг
в случае, если такая регистрация осуществляется одновременно

1 000 руб.

ФСФР России
РО ФСФР России
Банк России
ТУ Банка России

1.5

Государственная регистрация выпуска (дополнительного
выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем
подписки

0,2% номинальной
суммы выпуска
(дополнительного
выпуска),
но не более
100 000 руб.

ФСФР России
РО ФСФР России
Банк России
ТУ Банка России

1.6

Государственная регистрация выпуска (дополнительного
выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых иными
способами, за исключением подписки

10 000 руб.

ФСФР России
РО ФСФР России
Банк России
ТУ Банка России

1.7

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска
(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг,
за исключением случая регистрации такого отчета
одновременно с государственной регистрацией выпуска
(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

10 000 руб.

ФСФР России
РО ФСФР России
Банк России
ТУ Банка России

1.8

Регистрация проспекта ценных бумаг (в случае, если
государственная регистрация выпуска (дополнительного
выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась
регистрацией их проспекта)

10 000 руб.

ФСФР России
РО ФСФР России
Банк России
ТУ Банка России

2

Выдача копии зарегистрированного решения о выпуске
(дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг,
или копии зарегистрированного проспекта ценных бумаг, или копии зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

2 000 руб.

ФСФР России
РО ФСФР России
Банк России
ТУ Банка России

3

Совершение действий, связанных с выдачей разрешений, в том числе:

3.1

Рассмотрение заявления о выдаче разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии
с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов

1 000 руб.

ФСФР России

3.2

Выдача разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов
за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов

10 000 руб.

ФСФР России

3.3

Рассмотрение заявления о выдаче разрешения, подтверждающего статус саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; выдача разрешения, подтверждающего статус саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

1 000 руб.

ФСФР России

4

Совершение регистрационных действий, связанных с паевыми инвестиционными фондами, в том числе:

4.1

Рассмотрение заявления о регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом

1 000 руб.

ФСФР России

4.2

Регистрация правил доверительного управления паевым
инвестиционным фондом; рассмотрение заявления
о регистрации изменений и дополнений, вносимых
в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом

10 000 руб.

ФСФР России

4.3

Рассмотрение заявления о регистрации изменений
и дополнений, вносимых в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом

500 руб.

ФСФР России

4.4

Регистрация изменений и дополнений, вносимых в правила
доверительного управления паевым инвестиционным фондом

1000 руб.

ФСФР России

5

Совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе

5.1

Рассмотрение заявления о регистрации изменений
и дополнений, вносимых в документы организаторов торговли на рынке ценных бумаг, заявления о регистрации изменений и дополнений, вносимых в документы фондовых бирж, заявления о регистрации изменений и дополнений, вносимых в правила осуществления клиринговой деятельности

1 000 руб.

ФСФР России

5.2

Регистрация изменений и дополнений, вносимых
в документы организаторов торговли на рынке ценных бумаг, регистрация изменений и дополнений, вносимых
в документы фондовых бирж, регистрация изменений
и дополнений, вносимых в правила осуществления клиринговой деятельности

10 000 руб.

ФСФР России

5.3

Рассмотрение заявления о регистрации изменений
и дополнений, вносимых в регламент специализированного депозитария акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, заявления о регистрации изменений и дополнений, вносимых в правила ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов

500 руб.

ФСФР России

5.4

Регистрация изменений и дополнений, вносимых
в регламент специализированного депозитария акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, регистрация изменений и дополнений, вносимых в правила ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов

1 000 руб.

ФСФР России

6

Предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе:

6.1

Предоставление лицензии на осуществление деятельности по организации торговли в качестве фондовой биржи*, лицензии на осуществление клиринговой деятельности, лицензии фондовой биржи

100 000 руб.
за каждую
лицензию

ФСФР России

6.2

Предоставление лицензии на осуществление деятельности
по ведению реестра владельцев ценных бумаг, лицензии
на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами**, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов**

10 000 руб.
за каждую
лицензию

ФСФР России

7

Действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием прочих видов деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе:

7.1

Рассмотрение заявления о предоставлении лицензии

300 руб.

ФСФР России

7.2

Предоставление лицензии

1 000 руб.

ФСФР России
РО ФСФР России

7.3

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

100 руб.

ФСФР России

8

Действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации специалистов рынка ценных бумаг, в том числе:

8.1

Выдача аттестата, подтверждающего уровень квалификации

400 руб.

РО ФСФР России

8.2

Внесение изменений в аттестат, подтверждающий уровень квалификации, в связи с переменой фамилии, имени, отчества

100 руб.

РО ФСФР России

8.3

Выдача дубликата аттестата, подтверждающего уровень квалификации, в случаях, предусмотренных законодательством; выдача дубликата, подтверждающего уровень квалификации, в связи с его утерей

400 руб.

РО ФСФР России

8.4

Продление (возобновление) действия аттестата, подтверждающего уровень квалификации, в случаях, предусмотренных законодательством

200 руб.

РО ФСФР России

 

* Вероятно, в тексте документа допущена опечатка, и речь идет о лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности в качестве организатора торговли на рынке ценных бумаг.

** Следует отметить, что данный вид деятельности на рынке ценных бумаг Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» не отнесен к профессиональным видам деятельности на рынке ценных бумаг.

 

 

Участники рынка ценных бумаг уплачивают государственную пошлину при обращении в уполномоченные государственные органы в общем порядке и сроки, установленные ст. 33318 НК РФ, а именно:

·         при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) — до выдачи документов (их копий, дубликатов);

·         при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением обращения за выдачей документов (их копий, дубликатов), — до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Государственная пошлина уплачивается непосредственно самим участником рынка ценных в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены НК РФ для организаций и физических лиц — резидентов Российской Федерации.

Вместе с тем нужно учитывать, что ст. 33334 НК РФ предусматривает особенности уплаты государственной пошлины определенной категорией участников фондового рынка. Речь идет об эмитентах, которые обращаются в уполномоченные государственные органы для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг плательщик обязан в течение трех рабочих дней после уплаты государственной пошлины представить в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика расчет суммы государственной пошлины с указанием общего объема выпуска, вида и способа размещения ценных бумаг. Других особенностей уплаты государственной пошлины в сфере рынка ценных бумаг анализ новых норм НК РФ не выявил.

Согласно ст. 33335 НК РФ ряд категорий физических и юридических лиц, как и отдельные категории участников рынка ценных бумаг, имеют льготы по уплате государственной пошлины. В частности, от ее уплаты освобождаются следующие эмитенты эмиссионных ценных бумаг:

·         Банк России — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, которые выпускаются в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·         организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

·         организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ.

В заключение отметим, что в связи со вступлением в силу Закона № 127-ФЗ утратили силу нормативно-правовые акты, которыми ранее регламентировалась процедура уплаты налога на операции с ценными бумагами — налога, в определенных случаях взимаемого с эмитентов эмиссионных ценных бумаг, в том числе:

·         Закон РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2023-I «О налоге на операции с ценными бумагами»;

·         Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2024-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР “О налоге на операции с ценными бумагами”»;

·         Федеральный закон от 18 октября 1995 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в Закон РСФСР “О налоге на операции с ценными бумагами”»;

·         Федеральный закон от 23 марта 1998 г. № 36-ФЗ «О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами”»;

·         Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами”»;

·         Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 183-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами”».

Д.А. ВАВУЛИН,

начальник отдела РО ФСФР России в ЮЗР,
доцент Института бизнеса и права Орел ГТУ, канд. экон. наук

журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации" 1, 2005.

Размещено с разрешения ИД ФБК-ПРЕСС.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться