
Аналитика / Налогообложение / В ГД одобрили законопроект о внесудебном взыскании налогового долга физлиц
В ГД одобрили законопроект о внесудебном взыскании налогового долга физлиц
Комитет ГД рекомендовал принять законопроект, предусматривающий внесудебный порядок взыскания с физлиц, не имеющих статуса ИП, задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов при сохранении судебного контроля за взысканием такой задолженности в случаях, когда требования налогового органа не бесспорные.
17.03.2025Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, предусматривающий внесудебный порядок взыскания с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов при сохранении судебного контроля за взысканием такой задолженности в случаях, когда требования налогового органа не являются бесспорными. Документ, инициированный правительством РФ, вносит поправки в Налоговый кодекс РФ и в закон "Об исполнительном производстве". В случае принятия документ вступит в силу с 1 ноября 2025 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Сейчас внесудебный порядок взыскания задолженности может применяться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. "Применяемый в настоящее время судебный порядок взыскания с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в связи с введением института внесудебного взыскания не перестает применяться, но его применение будет ограничиваться незначительной долей долгов, которые находятся на различных стадиях оспаривания", - говорится в пояснительной записке.
Внесудебный порядок взыскания призван в значительной степени сократить временные и финансовые издержки судебной системы РФ на проведение мероприятий по взысканию налоговой задолженности физлиц, вследствие чего ожидается повышение скорости и качества работы судебной системы по иным направлениям деятельности, указывают в правительстве.
"Внедрение внесудебного порядка взыскания с физических лиц задолженности по уплате обязательных платежей и санкций позволит существенно разгрузить суды (по экспертным оценкам ожидается снижение заявлений о взыскании задолженности, направляемых на рассмотрение в судебные органы в 4,6 раза в первый год после вступления в силу законопроекта), снизить почтовые и временные издержки судебных и налоговых органов (сейчас в среднем направляется в суды 6 млн взысканий о взыскании налоговых платежей в год, а средняя продолжительность взыскания задолженности составляет 12 месяцев)", - отмечается в сопроводительных материалах к документу.
По оценке Минфина, как отметил статс-секретарь - заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, новые правила позволят сократить количество ежегодно направляемых в суды заявлений на 5,7 млн, а почтовые расходы - снизить на 2,2 млрд руб. "При этом сроки взыскания задолженности, которые не будет оспариваться, сократятся в 4 раза", - добавил он.
Налогоплательщика защитят от неправомерных взысканий
Законопроект предусматривает защиту налогоплательщика от неправомерных взысканий. При наличии возражения относительно сумм или процедуры взыскания долга его сумма изымается из совокупной обязанности налогоплательщика, взыскание приостанавливается или продолжается только в судебном порядке.
В целях повышения гарантий прав граждан в три раза увеличен срок на представление возражений о взыскании в сравнении с текущим регулированием сроков предоставления возражений на судебный приказ. Также отказ от судебной процедуры исключит избыточные судебные издержки, возлагаемые на граждан в виде госпошлины и исполнительского сбора, которые увеличивают основной долг по средней сумме иска в 30 тыс. руб. на 43%.
По предварительной оценке, экономический эффект от реализации законопроекта позволит одновременного снизить задолженность на 22,5 млрд руб. и обеспечить рост поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 22,5 млрд руб., подсчитали в кабмине.
"Реализация законопроекта потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, в размере 0,9 млрд руб. на доработку автоматизированной информационной системы ФНС России, 1,21 млрд руб. на почтовые расходы, необходимые для информирования граждан о задолженности в переходный период в целях исключения конфликтных ситуаций", - говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Темы: Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях  
- 11.06.2025 Налоговая служба разъяснила порядок получения отсрочки и рассрочки по налогам
- 10.06.2025 ФНС объяснила, как быстро проверить причину блокировки расчетного счета
- 09.06.2025 В ГД одобрили законопроект о налоговом стимулировании инструментов сбережений
- 10.06.2025 Штрафы за неуведомление о начале бизнеса вырастут с 27 июня 2025 года
- 02.06.2025 Налоговая амнистия за дробление: как законно списать долги перед ФНС
- 27.05.2025 Как юрлицам в 2025 году работать с криптовалютой в международных расчётах — без штрафов и рисков
- 01.04.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-02-08/126727
- 17.02.2025 Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2702
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
Комментарии