
Аналитика / Налогообложение / Доверенность на сдачу отчетности в налоговую инспекцию
Доверенность на сдачу отчетности в налоговую инспекцию
Любое действие, которое представитель налогоплательщика (организации или ИП) совершает от его имени, требует подтверждения полномочий. Не является исключением и сдача налоговой отчетности. Расскажем, как оформить доверенность на отправку в инспекцию деклараций и расчетов
05.10.2022Когда нужна доверенность
Законный представитель организации (как правило, это ее директор) действует на основании устава и документов, подтверждающих назначение его на должность. Он вправе подписать и сдать налоговую отчетность без какого-либо дополнительного подтверждения своих полномочий. Если же отчетность сдает уполномоченный представитель (бухгалтер или сторонняя организация), потребуется доверенность. Она нужна не только для того, чтобы подписать декларацию или расчет, но и для того, чтобы отправить подписанный документ в ИФНС. Ведь сдача отчетности — это самостоятельное юридически значимое действие. Следовательно, полномочие на его совершение должно быть подтверждено документально.
Когда требуется заверение доверенности у нотариуса
Нотариальное заверение доверенности на сдачу отчетности необходимо в следующих ситуациях:
- доверителем является ИП или физлицо, действующее вне этого статуса, а доверенность составлена на бумаге (абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ);
- доверенность выдается в порядке передоверия лицом, которое само действует на основании доверенности. Исключение сделано для «вторичных» доверенностей, выдаваемых юрлицами, а также руководителями филиалов и представительств (п. 3 ст. 187 ГК РФ). Это означает следующее. Если «первичная» доверенность на сдачу отчетности выписана компании, которая занимается бухгалтерским обслуживаем, то ее директор может передать соответствующие полномочия своему сотруднику уже без обращения к нотариусу — достаточно обычной письменной доверенности.
Составление доверенности для сдачи отчетности в ИФНС
Доверенность для сдачи отчетности за организацию составляется в письменной форме. Обязательные реквизиты перечислены в статьях 185, 185.1 и 186 ГК РФ. К ним относятся:
- данные о доверителе;
- данные о представителе;
- указание на полномочия по сдаче отчетности в ИФНС;
- дата выдачи доверенности;
- подпись руководителя организации-доверителя.
В каком виде передать доверенность в ИФНС
Доверенность на бумажном носителе предъявляется в ИФНС непосредственно при сдаче отчетности. К электронной декларации или расчету нужно приложить скан-образ такой доверенности, подписав его УКЭП доверителя (письмо ФНС от 06.09.16 № ОА-4-17/16629@, п. 5 ст. 80 НК РФ).
Если документ, подтверждающий полномочия представителя, составлен в электронном виде, то его нужно передать в налоговую по ТКС. Сделать это может как доверитель, так и сам представитель (п. 2 Порядка, утв. приказом ФНС от 30.04.21 № ЕД-7-26/445@). Доверенность должна попасть в ИФНС до начала электронного документооборота с участием представителя (п. 3 Порядка). Подробнее см. «ФНС утвердила формат электронной доверенности для сдачи налоговой отчетности».
Если электронную отчетность сдает не тот человек, который ее подписал, то к доверенности нужно приложить файл с информационным сообщением о представительстве (п. 2. 2 Методических рекомендаций, утв. приказом ФНС от 31.07.14 № ММВ-7-6/398@, письмо ФНС от 01.08.22 № ЕА-3-26/8085@). Также такое сообщение понадобится, если доверенность изначально была создана на бумаге, а в налоговую вместе с декларацией (расчетом) был передан скан-образ доверенности.
Электронная доверенность для налоговой инспекции
Такая доверенность составляется по формату, утвержденному приказом ФНС от 30.04.21 № ЕД-7-26/445@, и подписывается усиленной квалифицированной подписью (УКЭП) доверителя.
Заметим, что если доверенность содержит УКЭП, то она не требует нотариального заверения, даже если выдана от лица ИП или «простого» физлица (абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ).
Как отозвать доверенность
Доверитель может в любой момент отменить выданный представителю документ. В этом случае доверенность утратит силу с момента отзыва (подп. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ). Порядок отмены документа зависит от того, в каком виде он был принят. Так, для отзыва нотариальной доверенности придется обратиться к нотариусу.
Об отзыве доверенности требуется известить как самого представителя, так и налоговую инспекцию (п. 1 ст. 189 ГК РФ). Сделать это можно в произвольной форме. Но нужно обязательно указать реквизиты отозванной доверенности. Если она была составлена в электронном виде по утвержденному формату (приказ ФНС № № ЕД-7-26/445@), то для ее отмены потребуется электронное заявление. Его формат утвержден приказом ФНС от 20.01.22 № ЕА-4-26/534@. Это заявление нужно направить в ту же ИФНС, куда ранее была передана доверенность.
Также данные об отозванном документе можно внести в реестр распоряжений об отмене доверенностей, который ведет Федеральная нотариальная палата. Для этого надо заполнить специальную форму в личном кабинете на сайте ФНП (вкладка «Регистрация распоряжения об отмене доверенностей, за исключением нотариальных»). Публикация сведений в данном реестре снимает с доверителя обязанность по извещению третьих лиц об отмене доверенности. Считается, что со дня, следующего за днем внесения записи в реестр, указанные лица надлежащим образом извещены об отзыве документа (абз. 4 и 6 п. 1 ст. 189 ГК РФ).
Внимание!
Верховный суд РФ разъяснил, что при отмене доверенности на совершение сделки с конкретными лицами, а также на судебное представительство нельзя ограничиться публикацией сведений в реестре. Необходимо известить об отзыве доверенности самого представителя, соответствующих контрагентов или суд (п. 132 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.15 № 25). Учитывая эту позицию, советуем все же направить налоговикам заявление об отзыве доверенности на сдачу отчетности и в том случае, если доверитель внес соответствующие сведения в реестр ФНП.
Комментарии