
Аналитика / Налогообложение / Выплата работникам заработной платы ниже среднего заработка – последствия для работодателя
Выплата работникам заработной платы ниже среднего заработка – последствия для работодателя
Может ли выплата заработной платы ниже средней по отрасли привести к негативным налоговым последствиям для организации?
03.10.2018Российский налоговый порталВ I квартале 2018 года организацией (Волгоградская область) допущены факты выплаты заработной платы работникам ниже средней заработной платы по виду экономической деятельности 09.10.1 "Предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата" (37 050 руб.). Средняя заработная плата сотрудников, непосредственно занимающихся производством, составляет размер средней зарплаты по региону.
Налоговый орган предлагает представить пояснения причин, по которым заработная плата выплачивается ниже средней по виду экономической деятельности, приказы и иные документы о начислении заработной платы, а также указывает на возможность внести изменения в налоговые декларации (расчеты). Заработная плата "в конверте" в организации не выплачивается.
Может ли выплата заработной платы ниже средней по отрасли привести к негативным налоговым последствиям для организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выплата работникам заработной платы ниже среднего заработка по соответствующему виду экономической деятельности у хозяйствующих субъектов сама по себе не может привести к возникновению каких-либо негативных налоговых последствий для организации.
Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 15, части первой ст. 16, части второй ст. 57 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) относятся к условиям трудового договора, согласуемым между работником и работодателем.
При этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). С 01.05.2018 минимальный размер оплаты труда (МРОТ) установлен в сумме 11 163 рубля в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). Если в субъекте РФ принято региональное соглашение о минимальной заработной плате, которым установлен размер минимальной заработной платы в этом субъекте, и это соглашение действует в отношении работодателя или распространено на него в установленном законом порядке, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с таким работодателем, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ст. 133.1 ТК РФ).
Пунктом 1.1 раздела I Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 05.07.2016 N С-272/15 минимальная заработная плата в Волгоградской области для внебюджетного сектора экономики установлена в размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области.
Трудовое законодательство не обязывает работодателей выплачивать заработную плату не ниже средней заработной платы по определенному виду экономической деятельности (по отрасли).
Права налоговых органов предусмотрены ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации". В частности, налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Подпунктом 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам также предоставлено право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Однако это право может быть осуществлено только в следующих случаях:
- отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
- непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
- отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
- непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Приведенный перечень является исчерпывающим.
Налоговые органы также вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Из вопроса не следует, что организация отказывалась допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, не вела учет доходов и расходов или совершила иные нарушения, с которыми связано возникновение у налогового органа права исчислить суммы налогов расчетным путем. Выплата работникам заработной платы ниже средней по отрасли (по виду экономической деятельности) сама по себе не является основанием для доначисления сумм НДФЛ, подлежащих уплате налоговым агентом, или возникновения каких-либо иных последствий, приводящих к увеличению налоговой базы по тем или иным налогам либо базы для начисления страховых взносов.
К аналогичным выводам неоднократно приходили и судьи. Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 N 09АП-10371/2008 отмечается, что факт установления работникам организации заработной платы ниже сложившихся по данной отрасли средних статистических показателей не является основанием для исчисления налога в порядке пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Постановлением от 07.06.2006 N Ф03-А73/06-2/1783 ФАС Дальневосточного округа признал неправомерным доначисление НДФЛ и привлечение организации к ответственности за неисполнение обязанности налогового агента, приняв во внимание, что заработная плата, выплаченная работникам данного работодателя в рассмотренной судом ситуации, соответствовала заработной плате, указанной в трудовых договорах, приказах работодателя, доказательств, подтверждающих иные выплаты организацией своим работникам помимо заработной платы либо получение последними иного вознаграждения от участников сделок по покупке, продаже, аренде жилого и нежилого недвижимого имущества, налоговым органом представлено не было (смотрите также постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.05.2009 N Ф04-2979/2009(6530-А81-37), Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 N 07АП-377/10, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009 N 18АП-7297/09).
В подобной ситуации негативные последствия, в том числе в налоговой сфере, у организации-работодателя могут возникнуть в случае, если заработная плата (ее часть) выплачивается работникам "в конверте", то есть документально оформляется начисление и выплата лишь части фактически выплачиваемого работникам заработка с удержанием НДФЛ и уплатой страховых взносов в отношении только этой части заработной платы (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 N 09АП-59987/16).
Поскольку такие обстоятельства отсутствуют, получение от налогового органа информации о выплате заработной платы работникам ниже средней по виду экономической деятельности, предложение представить пояснения по этому поводу, внести исправления в сведения налогового учета, налоговые декларации или расчеты сами по себе не влекут каких-либо налоговых рисков для организации. Полагаем, что организация вправе представить в налоговый орган документы, подтверждающие начисление и выплату заработной платы в определенном размере и указать на то, что в рамках требований трудового законодательства работодатель обязан выплачивать заработную плату не ниже МРОТ (минимальной заработной платы, установленной в Волгоградской области), при этом доводить заработок работников до среднего по отрасли (если он выше МРОТ или соответствующей минимальной заработной платы) организация не обязана (письмо Минфина России от 14.02.2017 N 03-02-08/7955).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
Комментарии