Аналитика / Налогообложение / Замена штрафа предупреждением для малого бизнеса
Замена штрафа предупреждением для малого бизнеса
В части мер административной ответственности субъекты малого и среднего предпринимательства получили послабления. Теперь они могут рассчитывать на замену штрафа предупреждением
27.03.2017Цель замены штрафа предупреждением
В Кодекс об административных правонарушениях внесены особые условия применения мер административной ответственности в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), как осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и юридических лиц, их работников и должностных лиц (Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ (далее - Закон № 316-ФЗ)).
Изменения предполагают замену наказания в виде штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ) даже в случае, если ответственность в виде предупреждения не предусмотрена соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).
Напомним, предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ).
Цель нововведений - обеспечить дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, предотвратить чрезмерное, несоотносимое с достигнутым уровнем социально-экономического развития административное принуждение, а также сделать акцент на профилактике административных правонарушений (решение АС Республики Коми от 29.07.2016 по делу № А29-6960/2016).
Когда возможна замена штрафа предупреждением
Замена штрафа предупреждением возможна, если правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) (муниципального контроля), было совершено впервые. При этом должны отсутствовать факты (ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ):
- причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства;
- угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинения имущественного ущерба.
Например, на смягчение ответственности могут рассчитывать субъекты малого и среднего бизнеса, осуществляющие предпринимательскую деятельность без лицензии (в тех случаях, когда получение лицензии является обязательным), нарушившие требования и условия, предусмотренные лицензией (решение АС Московской области от 29.07.2016 по делу № А41-36991/2016) или техническими регламентами (решение АС Республики Коми от 29.07.2016 по делу № А29-6960/2016), производящие в целях сбыта или реализующие товар, содержащий незаконное воспроизведение чужого товарного знака (решение АС Хабаровского края от 02.08.2016 по делу № А73-9349/2016), нарушившие правила и нормы технической эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства (решение АС Свердловской области от 02.08.2016 № А60-29619/2016).
При определенных обстоятельствах замена штрафа предупреждением невозможна. Это ситуации, когда лицо:
- злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ);
- манипулировало ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (ст. 14.31.2 КоАП РФ);
- заключало ограничивающие конкуренцию соглашения, осуществляло ограничивающие конкуренцию согласованные действия или координацию экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ);
- занималось недобросовестной конкуренцией (ст. 14.33 КоАП РФ).
Кроме того, изменение наказания невозможно в случаях:
- неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации (ст. 19.3 КоАП РФ);
- невыполнения в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (ст. 19.5 КоАП РФ);
- непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);
- подделки документов, штампов, печатей или бланков, их использования, передачи либо сбыта (ст. 19.23 КоАП РФ);
- а также в ряде других случаев, исчерпывающий перечень которых представлен в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях.
В заключение отметим, что при разработке рассмотренных выше поправок создатели исходили из принципа добросовестности. Изменения позволяют учитывать интересы субъектов малого и среднего предпринимательства без ущерба для деятельности контрольно-надзорных органов.
Предполагается, что замена штрафа предупреждением сопоставима с допущенным нарушением обязательных требований, образующих событие административного правонарушения, степенью вины лица, наступившими последствиями, а также с учетом исполнения предписания органа государственного контроля (надзора) (органа муниципального контроля) об устранении нарушений.
Темы: Малый бизнес  
- 14.06.2022 Письмо Минфина России от 29.04.2022 г. № 03-07-08/39839
- 03.05.2017 О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- 11.11.2016 О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Комментарии