Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Уплата утилизационного сбора

Уплата утилизационного сбора

Рассмотрим порядок уплаты утилизационного сбора на впервые ввозимые или производимые на территории РФ самоходные машины и прицепы к ним, а также действия компании при переплате утилизационного сбора и меры ответственности за неуплату утилизационного сбора

23.03.2017
Автор: Ольга Ткач, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Срок уплаты утилизационного сбора

Законодательство не устанавливает конкретного срока уплаты утилизационного сбора в отношении как колесных ТС, так и самоходных машин и прицепов. При этом в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (далее - Перечень колесных ТС и прицепов к ним)) поименованы колесные ТС, «выпущенные в обращение на территории Российской Федерации».

Датой выпуска в обращение является дата оформления документа, идентифицирующего ТС (п. 7 раздела III Техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принят Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877).

Согласно позиции Минпромторга России ТС, производимые в РФ, на которые не выдаются паспорта транспортных средств (далее - ПТС) и которые реализуются на экспорт, не облагаются утилизационным сбором, поскольку в Перечне колесных ТС и прицепов к ним указаны только категории, «выпущенные в обращение на территории РФ». Но при оформлении российского ПТС или паспорта шасси транспортного средства (далее - ПШТС) утилизационный сбор обязательно должен уплачиваться согласно Перечню колесных ТС и прицепов к ним. Ведь оформление такого ПТС (ПШТС) является подтверждением факта, что ТС выпущено в обращение на территории РФ (п. 11 письма Минпромторга России от 27.03.2014 № 20-828 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 31.03.2014 № ГД-4-3/5751@)).

Однако Перечень самоходных машин и прицепов к ним, облагаемых утилизационным сбором (далее - Перечень самоходных машин и прицепов к ним) (утв. пост. Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее - Постановление № 81)) не содержит аналогичной оговорки о выпуске в обращение на территорию РФ. Возникает вопрос: должен ли производитель уплачивать утилизационный сбор в отношении самоходной техники и прицепов, которые произведены, но еще не отпущены покупателю (например, хранятся на складе) или которые будут вывезены за пределы РФ в режиме экспорта?

В настоящее время Правительство РФ готовит проект изменений в Перечень самоходных машин и прицепов к ним, который устранит данную неясность. Предлагается указывать наименования объектов с приставкой «выпущенные в обращение на территории Российской Федерации» (аналогично Перечню колесных ТС и прицепов к ним).

Остается нерешенной еще одна проблема. Нормативные акты в отношении самоходных машин и прицепов к ним не содержат положения, в соответствии с которым требование об уплате Сбора не распространялось бы на объекты, паспорта на которые выданы ранее (например, до даты вступления в силу Постановления № 81 - то есть до 10.02.2016). Для колесных ТС такое положение установлено и касается объектов, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ).

Таким образом, в отношении самоходных машин и прицепов к ним, произведенных до 10 февраля 2016 года, но реализованных после этой даты, должен быть уплачен утилизационный сбор. При этом Минпромторг России разъясняет, что утилизационный сбор в отношении объектов, выпущенных в обращение до 10 февраля 2016 года, не взимается (письмо Минпромторга России от 04.03.2016 № МА-12952/20 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 28.03.2016 № СД-4-3/5250@)).

Также остается неясным вопрос, следует ли уплачивать утилизационный сбор при замене агрегатов, снятых с самоходных машин, выпущенных в обращение до указанной выше даты. Ведь уплата производится в случае замены номерных агрегатов объекта (кузова, двигателя, шасси), снятых с другого объекта и за которые утилизационный сбор ранее не был уплачен (за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных ТС, паспорта на которые выданы до 01.09.2012 (абз. 7 п. 4 пост. Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (далее - Постановление № 938))). Изменение регистрационных данных объекта, связанных с заменой указанных номерных агрегатов, не может быть осуществлено без уплаты утилизационного сбора.

Ответственность за неуплату утилизационного сбора

Какая-либо ответственность за неуплату утилизационного сбора для производителей не установлена. Однако без отметки в бланке паспорта об уплате (или об основании для неуплаты) ТС просто невозможно будет поставить на учет (п. 4 Постановления № 938).

Отметка проставляется:

  • на бланке паспорта самоходной машины, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп;
  • на паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп при приобретении объектов у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора или неосновательно не уплативших утилизационный сбор (абз. 4 п. 3 ст. 24.1 Закона об отходах (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон об отходах)); п. 7 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких объектов, а также возврата и зачета излишне уплаченных (или взысканных), утв. Постановлением № 81).

Возникает парадоксальная ситуация, когда, например, производитель снегохода может не платить утилизационный сбор, возложив такую обязанность на покупателя. А тот, в свою очередь, может не ставить объект на учет и, соответственно, также не уплачивать утилизационный сбор. Ответственность в данном случае предусмотрена только в отношении собственника снегохода, не поставившего его на учет.

Для импортеров техники, не уплативших утилизационный сбор, предусмотрен следующий механизм. В случае если при ввозе самоходной машины или прицепа в течение трех лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления отметки об уплате на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты, таможенные органы информируют импортера о необходимости уплаты (доплаты) утилизационного сбора (с указанием суммы к уплате, оснований для его начисления). Информацию направляют в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения факта неуплаты (неполной уплаты) утилизационного сбора. Если же в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа информации плательщик не отреагирует, то доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (п. 17 Правил).

Переплата утилизационного сбора

В случае излишней уплаты (взыскания) или ошибочной уплаты утилизационного сбора сумма переплаты подлежит:

  • возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) на основании заявления установленной формы (Приложение № 4 к Правилам);
  • либо зачету в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.

Отметим, что утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей (п. 6 Правил).

При этом отрицательная разница между размером утилизационного сбора, рассчитанного при изготовлении (достройке) одного объекта на базе другого, излишней уплатой не признается (п. 26 Правил).

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться