Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Международное налогооблoжение / Аналитика / Европейские меры по борьбе с легализацией незаконных денежных средств

Европейские меры по борьбе с легализацией незаконных денежных средств

08.02.2016

Лидия Иванова, LL.M.

Старший консультант

Департамент международных проектов

Консультационная группа «Прайм Эдвайс»

ЕС в целом

Противодействие легализации денежных средств и финансированию терроризма является для стран Европейского Союза (далее – Евросоюз, ЕС) одной из важных задач, в том числе и политического значения. В последние годы Евросоюз последовательно на законодательном уровне принимает меры, которые устанавливают правила и определяют мероприятия по борьбе с легализацией незаконных денежных средств, единые для всех стран, входящих в ЕС.

Результатом такой работы стали директивы Европейского экономического сообщества/Евросоюза 1991, 2001, 2005 годов в этой сфере. Последняя директива – 4-я Директива Европейского Союза о противодействии отмыванию денежных средств (далее – 4-я Директива ЕС, Директива) – была принята Европарламентом 20 мая 2015 года и вступила в силу 26 июня 2015 года. Очевидно, что 4-я Директива ЕС появилась в свете обновленных рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ), в значительной степени активизировавшей свои усилия в последнее время.

Значение 4-ой Директивы ЕС для налоговых резидентов России

Целью принятия 4-й Директива ЕС, как следует из ст. 1, является предотвращение использования финансовой системы Евросоюза для отмывания денег и финансирования терроризма. Под определение «отмывание денег» может попадать, в частности:

- приобретение, использование, передача собственности, если известно, что такая собственность имеет преступное происхождение;

- запутывание природы, источника приобретения, местонахождения, прав в отношении собственности, если известно, что такая собственность имеет преступное происхождение;

- пособничество в указанной выше деятельности.

Для достижения обозначенной цели Директива предусматривает введение во всех странах ЕС центральных реестров с информацией о конечных бенефициарах компаний и трастов/фондов. Обеспечивать передачу соответствующих сведений в центральный реестр конкретной страны ЕС будут согласно документу компании/иные структуры, зарегистрированные/созданные на ее территории/в соответствии с ее правом, на основе своих внутренних реестров. При этом каждой стране предоставляется право самостоятельно решить (с учетом положений национального законодательства о защите персональных данных), будет ли информация, содержащаяся в центральном реестре, доступна публично, однако в любом случае эта информация будет открыта (согласно п. 5 ст. 30 Директивы):

- компетентным органам власти и органам финансовой разведки ЕС, без ограничения;

- кредитным, финансовым институтам, аудиторам, налоговым консультантам, нотариусам, провайдерам сервисных (трастовых) услуг, риэлторам, лицам, осуществляющим торговые операции с оплатой наличными на сумму 10 000 евро и более, прочим лицам, обязанным в силу специфики своей деятельности проводить проверку клиентов (далее – Обязанные лица);

- любым иным лицам и организациям, которые докажут наличие легитимного интереса в получении информации, содержащейся в реестре (не применяется в отношении трастов).

Директива предусматривает необходимость для стран-членов ЕС в соответствии со ст. 11 следить за тем, чтобы Обязанные лица, перечисленные выше, проводили обязательную идентификацию бенефициарных владельцев компаний/трастов, в частности, при:

- установлении деловых отношений;

- совершении сделок на сумму 15 000 евро и более;

- совершении транзакций на сумму 2 000 евро и более для провайдеров азартных игр;

- подозрении на отмывание денежных средств и финансирование терроризма;

- наличии сомнений в достоверности и достаточности ранее полученных от клиента сведений.

Центральные реестры будут содержать следующие сведения в отношении бенефициаров компаний:

• имя,

• дату рождения,

• гражданство,

• страну проживания,

• природу владения и

• размер принадлежащей бенефициару доли в компании.

В отношении бенефициаров трастов раскрытию будет подлежать информация об учредителе траста, трастовых управляющих, протекторе, бенефициарах или классе бенефициаров и любых контролирующих траст лицах, при этом делается оговорка в п. 4 ст. 31, что сведения раскрываются только в том случае, если учреждение траста имеет налоговые последствия.

Стоит учитывать, что бенефициарным владельцем компании по общему правилу для целей Директивы считается лицо:

(1) владеющее более чем 25%+1 акцией в уставном капитале компании, при этом странам ЕС предоставляется право по своему усмотрению снизить этот порог;

(2) имеющее иным образом возможность контролировать управление юридическим лицом; либо

(3) занимающее старшую руководящую должность (в том случае, если бенефициар компании не выявлен по основаниям 1)-2), указанным выше).

Применительно к трастам бенефициарами признаются следующие лица в случае осуществления ими прав владения или контроля: учредитель, трастовые управляющие, протектор, бенефициары, любые контролирующие траст лица.

Для целей выполнения положений Директивы в каждом государстве-члене ЕС должен существовать специальный орган финансовой разведки, где будет аккумулироваться вся собранная информация в отношении бенефициаров компаний/трастов. Компетентные власти соответствующей страны в любое время смогут запросить необходимую информацию у такого органа.

Ст.59 Директивы определяет административные санкции, которые могут быть применены в отношении Обязанных лиц, не соблюдающих требования документа:

- публичное заявление о нарушении;

- требование о прекращении противоправного поведения;

- лишение/приостановление срока действия лицензии (в том случае, если деятельность Обязанного лица подлежит лицензированию);

- временный запрет руководящему лицу Обязанного лица выполнять свои функции;

- денежный штраф в размере минимум 1 000 000 евро

Более жесткие санкции предусмотрены в отношении кредитных или финансовых институтов: денежный штраф в размере минимум 5 000 000 евро или 10% годового оборота для юридических лиц и денежный штраф в размере минимум 5 000 000 евро для физических лиц.

4-я Директива ЕС должна быть имплементирована в национальное законодательство стран-членов ЕС в течение двух лет после вступления в силу, а именно: до 26 июня 2017 года. Таким образом, уже в 2017 году в каждой стране Евросоюза будет создан свой центральный реестр конечных бенефициаров.

Великобритания в частности

В опережение общеевропейских тенденций 26 мая 2015 года в Великобритании вступили в силу поправки, дополняющие Закон о компаниях (Companies Act 2006) (далее – Закон) в части раскрытия информации о лицах, обладающих существенным контролем в отношении того или иного юридического лица (далее – контролирующие лица).

Нововведения распространяются на все компании, деятельность которых регулируется Законом (так, к примеру, шотландские партнерства (LP) пока не охватываются, однако ожидается, что с июня 2017 г. требования Закона будут распространены на любые формы юридических лиц в Великобритании как результат имплементации положений 4-й Директивы ЕС в английское законодательство) кроме публичных компаний, которые должны разглашать информацию о своих акционерах согласно правилам биржи, и прочих компаний, которые определены специальными правилами государственного секретаря.

На британские компании возлагается обязанность вести реестр контролирующих лиц. В отношении физических лиц, прямо или косвенно участвующих в конкретной компании, такой реестр будет содержать сведения об имени, дате рождения, национальности, стране проживания, адресе проживания, адресе для получения корреспонденции, природе контроля над компанией и дате, когда такой контроль был получен.

Информация в реестре постоянно должна быть актуальна, за что несет ответственность как сама компания, так и контролирующее ее лицо. Неисполнение обязанностей по сбору информации может повлечь за собой лишение свободы на срок до 2 лет в случае нарушения, допущенного компанией, в случае непредставления информации акционером - компания может заблокировать любые операции с его акциями.

Все сведения, содержащиеся в реестре (за исключением адреса проживания физлица), должны быть доступны любому лицу бесплатно по запросу (копия реестра может быть запрошена за отдельную плату). Если компания сочтет, что запрос не соответствует закону, она может обратиться в суд с просьбой отклонить запрос. Как альтернатива компаниям предоставляется возможность передать данные о контролирующих лицах в государственный публичный реестр («центральный реестр»), а не вести реестр самостоятельно; при этом сведения о контролирующих лицах в любом случае необходимо будет передать в центральный реестр при регистрации компании и обновлять при подаче годового отчета.

Устанавливаются специальные критерии, в соответствии с которыми определяется, является ли лицо контролирующим. Таким лицом будет считаться лицо, которое попадает в одну из следующих категорий:

- прямо или косвенно владеет более чем 25 % акций конкретной компании;

- прямо или косвенно владеет более чем 25 % голосующих прав в компании;

- имеет право прямо или косвенно назначать (смещать) большинство в совете директоров компании;

- имеет значительное влияние или контролирует компанию;

- имеет значительное влияние или контролирует деятельность траста либо иной структуры, не являющейся юридическим лицом, которые отвечают любому из перечисленных выше критериев (применяется к трастам, партнерствам, проч.)

Правила о сроках и форма реестра контролирующих лиц разрабатываются государственным секретарем, и уже с января 2016 года британские компании в обязательном порядке должны начать ведение реестра, обязанность по передаче сведений в центральный реестр (в том случае, если у компании нет самостоятельного реестра) возникнет с апреля 2016 года.

Как видно, последние европейские инициативы в сфере раскрытия информации о бенефициарных владельцах компаний/трастов постепенно реализуются на практике, что не может не иметь значения для российских граждан, владеющих (осуществляющих контроль) зарубежными активами. Уже в 2017 году элементарное обращение к нотариусу в пределах ЕС может повлечь за собой достаточно детальное раскрытие сведений в отношении российского бенефициара иностранной компании. Попав в налоговые органы стран-членов ЕС, эти сведения могут рано или поздно стать доступными и российским налоговым органам ввиду развивающегося информационного обмена (в том числе автоматического).

Этот процесс представляется еще более беспроблемным с учетом того, что органы финансовой разведки стран членов-ЕС, куда будет стекаться информация о бенефициарах европейских компаний/трастов, могут передавать соответствующие сведения Росфинмониторингу в рамках Группы «Эгмонт». Росфинмониторинг с июня 2002 года является членом Группы «Эгмонт», объединяющей 151 юрисдикцию и предоставляющей своим членам возможность обмена информацией по специальному защищенному каналу связи, и взаимодействует с органами финансовой разведки более 80 государств и юрисдикций в соответствии с международными договорами РФ или на основе принципа взаимности. Важно отметить, что до принятия Федерального закона от 28.06.2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» налоговые органы не имели доступа к конкретным сведениям, полученным по каналам Росфинмониторинга. Им могли быть предоставлены только данные общего характера о тенденциях в сфере противодействия легализации доходов, принимаемых мерах, статистическая и справочная информация. После вступления в силу указанного закона полученные Росфинмониторингом сведения теперь могут быть предоставлены не только правоохранительным, но и налоговым органам. Более того в октябре 2015 года ФНС РФ и Росфинмониторинг подписали Соглашение о межведомственном сотрудничестве. Документ в том числе предполагает взаимный оперативный обмен информационными базами.

Вместо вывода

Очевидно, что последние европейские тенденции в сфере противодействия легализации незаконных денежных средств могут иметь определенные последствия для немалой части российских налогоплательщиков-владельцев зарубежных компаний, что заставит их задуматься о смене стратегии работы на территории ЕС

 

Разместить:
001
10 февраля 2016 г. в 12:31

Отлично все наши чайки,сердюки,васильевы,степановы,ковальчуки,якунины,сечины,миллеры,ротенберги и список до бесконечности,пусть их проверят всех. Что так поздно опомнились они уже полЕвропы скупили.

А мы тут несчастные пенсионеры по 13 тысяч рублей получаем,и если бы не работали с голоду бы подохли в этой безмозглой,промозглой России. Как жаль,что не можем сказать("Прощай немытая Россия,страна рабов,страна господ и вы ,мундиры голубые,и ты,послушный им народ!") Государство компрадоров и олигархата нас обокрало,наших родителей и наших детей. Ботоксные рожи из думы ,из правительства смотрят из ТВ тупым жадным,ничего не выражающим взглядом. Как стыдно жить в России.

1
26 февраля 2016 г. в 2:43

Вали тогда из России, раз здесь жить невмоготу. Что мучаешься...

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (14)  Австрия (16) 

Азербайджан (12) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (14)  Армения (9)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (136)  Белиз (3)  Бельгия (18)  Бермудские острова (8) 

Биробиджан (1) 

Болгария (9)  Босния и Герцеговина (1) 

Бразилия (16)  Британские Виргинские острова (15)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (186)  Венгрия (19)  Венесуэла (3) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Гана (1) 

Германия (150) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (43) 

Греция (45)  Грузия (6) 

Дания (16) 

Египет (4) 

Израиль (6) 

Индия (23)  Индонезия (9) 

Иран (7)  Ирландия (43) 

Исландия (1)  Испания (104) 

Италия (96) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (41)  Каймановы острова (8)  Канада (10)  Катар (5) 

Кипр (124)  Китай (65) 

Колумбия (5)  Корея (КНДР) (3)  Косово (1) 

Куба (5)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (14) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (44) 

Ливан (1)  Литва (20)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (46) 

Македония (1)  Малайзия (10)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (15)  Марокко (1) 

Мексика (9) 

Мозамбик (1)  Молдова (8)  Монако (4)  Монголия (1) 

Намибия (2) 

Нидерланды (51) 

Новая Зеландия (12)  Норвегия (12) 

Объединенные Арабские Эмираты (11) 

Оман (1) 

Пакистан (1)  Палестина (1)  Панама (16) 

Перу (1) 

Польша (16)  Португалия (10) 

Приднестровская Молдавская Республика (1) 

Республика Корея (13) 

Россия (87) 

Румыния (12) 

Сальвадор (1)  Сан-Марино (2)  Саудовская Аравия (5) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (6) 

Сингапур (20)  Сирия (2) 

Словакия (5)  Словения (1) 

США (523) 

Таджикистан (8)  Таиланд (13)  Тайвань (3)  Танзания (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (40) 

Уганда (1) 

Узбекистан (13) 

Украина (132) 

Филиппины (2)  Финляндия (31) 

Франция (164) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (9) 

Чили (5) 

Швейцария (148)  Швеция (18) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (9) 

Югославия (2) 

Южная Африка (3) 

Ямайка (1) 

Япония (36)