
Аналитика / Налогообложение / Горячая линия: изменения в порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 2011 года
Горячая линия: изменения в порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 2011 года

Очередная горячая линия, организованная редакцией, была посвящена разъяснению нового порядка исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, действующего с 1 января 2011 года. Облагаются ли страховыми взносами суммы возмещения расходов за разъездной характер работы, если размер и порядок возмещения установлен трудовым договором? Нужно ли исчислять страховые взносы с выплат в виде разовой премии к празднику? На эти и другие вопросы ответила Людмила Васильевна Комарова, начальник отдела страховых взносов Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России
15.03.2011РНКОблагаемые и необлагаемые выплаты
Добрый день, Людмила Васильевна. Скажите, обязана ли организация начислять страховые взносы на стоимость услуг общественного питания для работников, выполняющих работы вахтовым методом, если такое питание организовано в виде шведского стола?
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. При этом перечень сумм, которые не подлежат обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона № 212-ФЗ. Так, в соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статьей 302 «Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом» ТК РФ установлено, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.
Таким образом, предусмотренная Трудовым кодексом надбавка за вахтовый метод работы является компенсационной выплатой, не подлежащей обложению страховыми взносами на основании положений пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
В то же время оплата питания работников, проживающих в вахтовых поселках, не является компенсационной выплатой и в этой связи подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Напомню, что согласно части 3 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов должна определяться отдельно в отношении каждого физического лица. Следовательно, если сумму выплат в натуральной форме в отношении конкретного работника определить невозможно, то страховые взносы не уплачиваются.
Вместе с тем хочу обратить внимание на следующее. В соответствии с частью 6 статьи 15 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ обязанность ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, возложена на плательщика страховых взносов, то есть на организацию, производящую выплаты работникам.
***
Наша организация планирует выплатить работникам разовую премию к празднику. Нужно ли с нее исчислять страховые взносы?
Как уже говорилось, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). А перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Выплаты в виде разовой премии к праздникам не поименованы в названном перечне, а значит, они подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
***
Здравствуйте, у нас такой вопрос. Организация заключила договор со стоматологической поликлиникой на оказание работникам услуг по лечению и протезированию. Можно ли суммы, перечисленные по договору поликлинике, считать не подлежащими обложению и не исчислять с них страховые взносы в государственные внебюджетные фонды?
Напомню, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Согласно данной норме к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу физических лиц, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективными договорами и внутренними локальными актами организации, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что не включаются в облагаемую базу суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством РФ. Поэтому суммы платежей организации по договору, заключаемому на год и более с медицинской организацией, в том числе стоматологической клиникой, имеющей лицензию на оказание медицинских услуг, не подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
***
Людмила Васильевна, помогите разобраться в такой ситуации. Акционерное общество безвозмездно выплатило работнику из прибыли субсидию в размере 1 200 000 руб. на улучшение жилищных условий (для приобретения квартиры). Является ли данная выплата объектом обложения страховыми взносами?
Для организаций объект обложения страховыми взносами определен частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, к нему относятся и выплаты (иные вознаграждения), начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Таким образом, выплата организацией работнику безвозмездной жилищной субсидии признается объектом обложения страховыми взносами в общеустановленном порядке.
***
Подскажите, каков порядок обложения страховыми взносами сумм возмещения расходов за разъездной характер работы при условии, что размер и порядок такого возмещения установлены трудовым договором?
Напомню, что объектом обложения страховыми взносами признаются все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых отношений между ними и организацией-работодателем, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Так, не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель в соответствии со статьей 168.1 ТК РФ возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками:
- на проезд;
- по найму жилого помещения;
- дополнительные затраты, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения данных расходов могут также устанавливаться трудовыми договорами. Следовательно, выплаты, производимые в целях возмещения расходов работникам, понесенных ими в связи с разъездным характером работы, не подлежат обложению страховыми взносами на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ при выполнении следующих условий:
- разъездной характер имеет постоянная работа, служебные поездки работников не являются разовыми в зависимости от поручений работодателя;
- возмещаемые расходы поименованы в статье 168.1 ТК РФ;
- коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации установлен перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер;
- коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с работниками предусмотрены размеры и порядок возмещения расходов, связанных с разъездным характером работы.
***
Подпадают ли под обложение страховыми взносами кооперативные выплаты, производимые организациями потребительской кооперации своим учредителям?
Статьей 24 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определено, что доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ направляются в фонды потребительского общества, для осуществления расчетов с кредиторами и (или) кооперативных выплат. Причем размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского общества, не должен превышать 20% от доходов потребительского общества. В статье 11 Закона № 3085-1 указано, что пайщики потребительского общества имеют право получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества.
Поскольку кооперативные выплаты учредителям общества (в том числе являющимся пайщиками) производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а на основании решения общего собрания участников потребительского общества, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Кроме того, на основании части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами и кооперативные выплаты, производимые учредителям общества, являющимся работниками организации.
Обратите внимание: для целей исчисления страховых взносов следует разграничивать выплаты, связанные с исполнением физическими лицами своих трудовых обязанностей, от выплат, связанных с получением доли прибыли (дохода) потребительского общества.
Порядок направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов
Здравствуйте, у нас такой вопрос. Отделение ПФР выставило организации требование об уплате пеней на сумму 10 руб. Есть ли у фонда возможность списать такую небольшую сумму, ведь почтовые расходы фонда на отправку требования могут быть больше выставленной суммы?
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ организации являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Статьей 3 Закона № 212-ФЗ определены органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы отнесены к органам, осуществляющим такой контроль в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Как сказано в части 1 статьи 25 Закона № 212-ФЗ, пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен дополнительно перечислить в бюджет фонда в случае уплаты причитающихся сумм таких взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.
Требованием об уплате пеней признается письменное извещение организации о неуплаченной сумме пеней, а также об обязанности уплатить эту сумму в установленный срок (ч. 1 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).
Причем Законом № 212-ФЗ не определено какое-либо условие о минимальной предельной величине неуплаченной суммы пеней, при достижении которой плательщику должно направляться соответствующее требование.
Пониженные тарифы страховых взносов
С какого месяца организация может применить пониженные тарифы страховых взносов, если аккредитация в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 № 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» была получена в октябре 2010 года?
Как установлено частью 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий), применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими следующих условий:
- если получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 50 человек.
Причем в целях подсчета доли доходов от реализации сумма соответствующих доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 «Порядок определения доходов. Классификация доходов» НК РФ (ч. 2.3 ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Отмечу, что данные налогового учета должны быть подтверждены, в частности, соответствующими первичными учетными документами (абз. 9 ст. 313 НК РФ). Кроме того, подтверждением суммы доходов, поименованных в пункте 2 части 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ, являются данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Хочу обратить внимание: пунктом 1 части 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ установлено право органов контроля за уплатой страховых взносов требовать в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах от плательщика документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
Как следует из приведенных выше положений пункта 1 части 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ, наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, является одним из обязательных условий для применения плательщиками пониженных тарифов страховых взносов. Поэтому организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов за периоды, в которых такой документ еще не был ею получен.
Таким образом, плательщик страховых взносов, получивший документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, может применять пониженные тарифы с октября 2010 года, то есть с месяца получения указанного документа, а также при соблюдении иных условий, установленных частью 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ.
***
Вправе ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и производящая электрические изоляторы из стекла, применять в 2011 году пониженные тарифы страховых взносов согласно пункту 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ?
В соответствии со статьей 58 Закона № 212-ФЗ в редакции, действующей с 2011 года, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, на 2011 и 2012 годы установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 18% при общем совокупном тарифе в государственные внебюджетные фонды, равном 26%. С 2013 года указанные лица должны перейти к общеустановленному тарифу, который составляет 34%.
Основные виды экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности 1), которые должны осуществлять применяющие пониженные тарифы плательщики, перечислены в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. Причем соответствующий вид деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
Обратите внимание: приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н (форму отчетности РСВ-1 ПФР), были внесены изменения. Данный расчет дополнен подразделом, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в производственной и социальной сферах, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Помимо этого, для идентификации упомянутых плательщиков в форме РСВ-1 ПФР приводится перечень видов экономической деятельности с указанием кодов ОКВЭД по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, при осуществлении которых и соблюдении условия о доле доходов от основного вида деятельности такие плательщики смогут воспользоваться льготой по применению пониженных тарифов страховых взносов.
В рассматриваемой ситуации основной вид деятельности организации, производящей электрические изоляторы из стекла (код ОКВЭД 26.15.7), поименован в подпункте «з» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ как «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (код ОКВЭД 26). Следовательно, организация вправе в 2011 году уплачивать страховые взносы в ПФР по пониженному тарифу при соблюдении установленного условия о доле доходов по названному виду деятельности.
Порядок определения базы для начисления страховых взносов
Проконсультируйте по следующему вопросу. Работник организации в течение 2010 года был уволен и вновь принят на работу. Надо ли в данной ситуации в годовую базу для обложения страховыми взносами включать суммы заработной платы, начисленные до его увольнения?
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ в редакции, действовавшей в 2010 году, объектом обложения страховыми взносами для организаций признавались также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам. Порядок определения базы для начисления страховых взносов регламентирован частью 3 статьи 8 Закона № 212-ФЗ. Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В то же время для указанных плательщиков предельная база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливалась в 2010 году в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих данную предельную величину, страховые взносы не взимались. Об этом говорится в части 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.
Поскольку расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ), следовательно, плательщик при определении базы для начисления страховых взносов должен учитывать все выплаты по вышеупомянутым договорам в пользу конкретного физического лица, начисленные с начала и до конца расчетного периода (календарного года).
В рассматриваемой ситуации в базу для исчисления страховых взносов в отношении работника, который в течение календарного года (расчетного периода) был уволен и вновь принят на работу, включаются все выплаты, начисленные в его пользу в течение года по всем основаниям за период работы в организации.
Напомню, что с 2011 года в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 27.11.2010 № 933 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года» база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 463 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Комментарии