Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Международное налогооблoжение / Аналитика / Практика применения международных налоговых соглашений судами

Практика применения международных налоговых соглашений судами

Обобщение интерпретаций, данных международным налоговым соглашениям и национальному налоговому законодательству высшими судебными инстанциями России при решении отдельных проблем правового регулирования международных налоговых отношений.Специально для Российского налогового портала.

31.10.2008
Российский налоговый портал
Автор: Печенкин Ю.А.

1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНА К НАЛОГОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ

1.1. Обязанности и права лица, в отношении которого действует международное налоговое соглашение, последовательно определяются сначала по правилам национального налогового закона, а затем – по правилам международного налогового соглашения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2003 № 8349/02).

2. ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ

2.1. Национальный налоговый закон не подлежит применению, если международным налоговым соглашением предусмотрены другие правила, по сравнению с теми, что предусмотрены национальным налоговым законом. В таком случае подлежит применению международное налоговое соглашение (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2008 № 12010/07; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.02.2007 № 14243/06; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 № 13219/06; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.10.2006 № 7057/06; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 № 14163/05; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2000 № 2934/99; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.04.2000 № 5029/99; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14.04.1998 № 6696/97; пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации).

2.2. Если международным налоговым соглашением не предусмотрены другие правила, по сравнению с теми, что предусмотрены национальным налоговым законом, подлежит применению национальный налоговый закон (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2003 № 8349/02).

3. ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ

3.1. К налоговым отношениям подлежит применению международное налоговое соглашение, действовавшее во время возникновения налоговых правоотношений (пункт 12 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, Прилагаемый к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2001 № 58; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 28.09.1999 № 3197/99).

4. ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО КРУГУ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ

4.1. По кругу регулируемых отношений международное налоговое соглашение действует в отношении налоговых отношений по взиманию только тех налогов, которые определены самим международным налоговым соглашением (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2007 № 8585/07; пункт 16 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, Прилагаемый к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2001 № 58).

5. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ

5.1. Вступившее в силу международное налоговое соглашение, которое не было официально опубликовано, не подлежит применению к налоговым отношениям, возникшим до его официального опубликования (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.05.2002 № 1815/02).

5.2. Если национальным налоговым законом предусмотрено, что применение международного налогового соглашения к налоговым отношениям обусловлено выполнением определенных формальностей лицом, в отношении которого действует международное налоговое соглашение, то международное налоговое соглашение может быть применено только после выполнения лицом, в отношении которого действует международное налоговое соглашение, формальностей, предусмотренных национальным налоговым законом (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 № 1646/07; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.02.2007 № 13225/06; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2005 № 990/05).

5.3. Если национальным налоговым законом предусмотрено, что применение международного налогового соглашения к налоговым отношениям обусловлено выполнением такой формальности как подтверждение постоянного места пребывания (резидентства) лица, в отношении которого действует международное налоговое соглашение, то надлежащим доказательством постоянного места пребывания (резидентства) лица, в отношении которого действует международное налоговое соглашение, может быть только документ, составленный компетентным органом, определенным самим международным налоговым соглашением (Определение Высшего Арбитражного Суда от 13.07.2007 № 5643/07).

5.4. Если по условиям международного налогового соглашения, одно государство устраняется от взимания налога с объекта налогообложения, имеющегося у лица, в отношении которого действует международное налоговое соглашение, в пользу другого государства, то это одно государство не может притязать на взимание налога вне зависимости от факта уплаты налога с этого объекта налогообложения другому государству лицом, в отношении которого действует международное налоговое соглашение (пункт 12 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, Прилагаемый к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2001 № 58).

5.5. Если по условиям международного налогового соглашения, одно государство устраняется от взимания налога с объекта налогообложения, имеющегося у лица, в отношении которого действует международное налоговое соглашение, в пользу другого государства, то это одно государство может осуществить такое устранение, либо не взимая налог с объекта налогообложения, имеющегося у лица, в отношении которого действует международное налоговое соглашение, либо возвратив налог, который был взят с объекта налогообложения, имевшегося у лица, в отношении которого действует международное налоговое соглашение (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 № 15849/05).

Разместить:
Захаров Александр
31 октября 2008 г. в 14:53

Юра, спасибо, очень полезно.Было бы неплохо сделать из текста Обобщения линки на соответствующие судебные акты.

Козявкин
1 ноября 2008 г. в 8:17

Кстати, у меня тут недавно концептуальный спор вышел по п.5.3.

Мне предоставили сертификат о налоговой резидентности с консульской легализацией.

Моя позиция должен быть апостиль. Трактовка нижеследующая:

КОНВЕНЦИЯ, ОТМЕНЯЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ от 5 октября 1961 года

...единственной формальностью ( Козявкин: другие средства легализации признаются неформальными и факультативными),

которая может быть потребована (Козявкин: 1. Предоставлено право требовать

2. Требование направляется в пределах своей компетенции - ФНС РФ, Арбитражным судом и т.п. )

для удостоверения подлинности подписи ,

качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ,

и в надлежащем случае подлинности печати или штампа (Козявкин. удостоверение источника документа , полномочий подписанта),

которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен...

Резюме: компетентные органы в РФ вправе требовать (это право указано в Конвенции) проставление апостиля.

"Старо-новая" нормативка:

1. Ориентация Минфин-ФНС РФ

Минфин РФ ПИСЬМО от 21 августа 2008 г. N 03-08-05/1

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Россия присоединилась к Гаагской конвенции с 31.05.1992), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен. Однако проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 21.08.2008

2. Ориентация ВАС РФ.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 июня 1999 г. N 8 "О ДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РФ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВОПРОСАМ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА"

27. Арбитражный суд принимает официальные документы из Австралии, Австрии, Антигуа и Барбуды, Аргентины, Армении, Багамских Островов, Белиза, Бельгии, Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Ботсваны, Брунея, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Лесото, Лихтенштейна, Люксембурга, Маврикия, Македонии, Малави, Мальты, Мавритании, Маршалловых Островов, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Панамы, Португалии, Сан-Марино, Сейшельских Островов, Словении, США, Суринама, Тонги, Турции, Фиджи, Финляндии, Франции, Хорватии, Швейцарии, Югославии, Южно-Африканской Республики, Японии без их легализации в случаях, предусмотренных Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов (Гаага, 1961).

В соответствии с этой Конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль).

Никто не сталкивался? :)

Sigurd
5 ноября 2008 г. в 10:23

Ну консульская-то легализация покруче апостиля по-любому будет. Конвенция же просто снижает требования к уровню удостоверению документа, а в Вашем случае они добровольно повышены. Я считаю, что все ок.

Козявкин
5 ноября 2008 г. в 11:12

На основании чего круче то?

Представим себя на месте ФНС и аргумент "...единственной формальностью ,которая может быть потребована ..." в ее исполнении. Будут тупо требовать апостиль.

С этим сложно спорить.

Punisher
5 ноября 2008 г. в 13:24

2 Козявкин

Андрей, привет!

было по Москве дело, когда сказали, что даже апостиль не надо)) могу поискать...

ЗЫж ты мои письма видел? никак твои контакты не найду :(

Алексей
5 ноября 2008 г. в 16:53

Апостиль не требуется, только если есть двустороннее соглашение о взаимном признании документов без апостиля (например у России с Эстонией).

Иван
10 декабря 2008 г. в 18:37

Апостиль и консульская легализация - две абсолютно параллельные вещи. Надо делать упор на то, что страна, в консульстве которой был легализован документ (специально для использования этого документа в этой стране) не присоединилась к Гаагской конвенции и, следовательно, они не признают и не проставляют апсотиль.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (9)  Австрия (9) 

Азербайджан (10) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (8)  Армения (3)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (63)  Белиз (3)  Бельгия (13)  Бермудские острова (7) 

Болгария (7) 

Бразилия (9)  Британские Виргинские острова (12)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (130)  Венгрия (15)  Венесуэла (1) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Германия (123) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (36) 

Греция (39)  Грузия (6) 

Дания (14) 

Египет (2) 

Израиль (4) 

Индия (11)  Индонезия (5) 

Иран (4)  Ирландия (31) 

Исландия (1)  Испания (57) 

Италия (71) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (23)  Каймановы острова (7)  Канада (7)  Катар (5) 

Кипр (106)  Китай (29) 

Корея (КНДР) (2) 

Куба (4)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (5) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (33) 

Ливан (1)  Литва (14)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (29) 

Македония (1)  Малайзия (3)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (7)  Марокко (1) 

Мексика (7) 

Молдова (4)  Монако (3)  Монголия (1) 

Намибия (1) 

Нидерланды (27) 

Новая Зеландия (10)  Норвегия (7) 

Объединенные Арабские Эмираты (5) 

Панама (13) 

Перу (1) 

Польша (4)  Португалия (8) 

Республика Корея (2) 

Россия (7) 

Румыния (5) 

Сан-Марино (1)  Саудовская Аравия (1) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (2) 

Сингапур (17)  Сирия (2) 

Словакия (2)  Словения (1) 

США (291) 

Таджикистан (4)  Таиланд (6)  Тайвань (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (15) 

Узбекистан (9) 

Украина (80) 

Филиппины (2)  Финляндия (23) 

Франция (93) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (7) 

Чили (4) 

Швейцария (122)  Швеция (12) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (6) 

Югославия (1) 

Южная Африка (1) 

Ямайка (1) 

Япония (21)