Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Международное налогооблoжение / Кипр / Аналитика / Кипр покинет оффшорный список Минфина: последствия для налогоплательщиков

Кипр покинет оффшорный список Минфина: последствия для налогоплательщиков

О том, что изменилось в российско-кипрском налоговом Соглашении, после подписания Протокола в октябре прошлого года, рассказал Михаил Соболев, партнер вице-президент Consulco International (рынки СНГ), на деловой встрече Россия-Кипр: «Налоговая перезагрузка», состоявшейся в начале февраля

17.02.2011
Российский налоговый портал
Автор: Наталья Свистунова – специально для Российского налогового портала

Кипр – одна из самых привлекательных стран для инвестирования. Многие крупные компании России имеют офисы на Кипре, а кипрские компании входят в структуры российских холдингов. Это объясняется многими причинами. Между странами существуют устойчивые традиции сохранения тайны о банковских вкладах и бенефициарах компаний. Кроме того, Кипр предоставляет для российских граждан упрощенный визовый режим. Ну и наконец, Кипр, благодаря последним изменениям в Соглашение об избежании двойного налогообложения, больше не будет считаться оффшором в России.

Кипр – не оффшор

В Европе Кипр уже давно не считается оффшором. По мнению Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) Евросоюза, Кипр не является страной, которая не выполняет договоренности по обмену информацией или страной, где возможно агрессивное налоговое планирование.

Так же нет Кипра и в списке оффшоров МНС России, который был составлен в 2002 г. и действует до сих пор (письмо МНС РФ от 27.03.2002 № ФС-6-26/360 «Обмен информацией»).

В начале прошлого года Кипр был исключен Центробанком России из списка оффшорных зон (указание ЦБ РФ от 08.02.2010 № 2394-У). Кстати, именно списком ЦБ РФ руководствуется российская таможня, когда принимает решение о перерасчете таможенных сборов и платежей. Поэтому, если кипрские компании продают товары в Россию, официальных причин, по которым таможня будет пересчитывать их цены, нет.

Однако наиболее известный список Минфина причисляет Кипр к государствам, относящимся к оффшорным зонам (приказ Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций»).

Но после ратификации Протокол об изменениях к Соглашению между Кипром и Россией от 07.10.2010 г., Кипр будет исключен из «черного» списка Минфина России. Обе стороны были заинтересованы в подписании Протокола об изменениях Соглашения.

В частности, Кипр хотел быть исключенным из оффшорного списка Минфина РФ. Особенно остро этот вопрос встал в связи с тем, что в российское законодательство о трансфертном ценообразовании и холдингах, планируются изменения. Согласно изменениям, российские компании, сотрудничающие с иностранными, расположенными в оффшорах, будут поставлены в неравное положение по сравнению с другими компаниями. А это может значительно понизить привлекательность Кипра.

Основная претензия со стороны России к российско-кипрскому Соглашению заключалась в том, что от операций с акциями или долями российских компаний, более 50% активов которых составляет российская недвижимость, российский бюджет не получал дохода.

Эффективное управление

После ратификации Протокола изменится несколько важных аспектов в Соглашении. Протокол добавил в статью 4 новый пункт, уточняющий понятие «резидент». Фактически суть статьи не изменится, лишь будет зафиксирован метод, который применялся ранее по неоднозначным вопросам. Так, при возникновении сомнений относительно четкого определения места эффективного управления компании, есть возможность прибегнуть к взаимным консультациям, в ходе которых можно будет принять во внимание все факторы, которые стороны сочтут имеющими к этому отношение.

По кипрскому законодательству, если место «эффективного управления» находится на Кипре, и ее директоры преимущественно являются налоговыми резидентами Кипра, то такая компания считается резидентной, а ее доходы подлежат кипрскому налогообложению.

Как видим, назначать директора – российского резидента может быть и удобно, но не всегда выгодно. В ряде случаев его деятельность может привести к образованию постоянного представительства компании в России и, соответственно, к налогообложению ее доходов и имущества в России. Это произойдет при соблюдении нескольких условиях:

– если компания ведет предпринимательскую деятельность в России;

– деятельность ведется регулярно (то есть в течение периода, превышающего 30 дней в году непрерывно или в совокупности);

– постоянное место деятельности компании на территории России (в качестве которого можно рассматривать место нахождения российского директора).

А вот к тому, что бенефициар компании является российский гражданин, российские власти относятся спокойно. Как заметил Михаил Соболев, конференция 7 октября 2010 г. показала, что Россия спокойно воспринимает ситуацию, когда у кипрских компаний могут быть российские бенефициары, и никто не высказал мнения, что в этом случае кипрское резидентство компании может быть поставлено под сомнение.

Постоянное представительство

В статью 5 соглашения были внесены изменения, согласно которым произошла либерализация правил. Так, если физическое лицо находится на территории РФ более 183 дней в году и кипрские компании оказывают услуги через это лицо более 183 дней, но доход составляет менее 50% валового дохода компании, то это не приводит к образованию постоянного представительства и налогообложению в РФ.

После изменений сохранилась возможность, как и раньше, не платить налог в России в случае предоставления персонала, подготовительной и вспомогательной деятельности (п. 5), работы через агента, брокера, комиссионера (п. 7), при условии того, что они действуют в рамках своей обычной деятельности. Однако следует трезво оценивать налоговые риски. Если вы привлекаете сотрудников по договору предоставления персонала, то это не могут быть обычные служащие, это должны быть уникальные специалисты, которых нельзя найти в России.

Налогообложение дивидендов

После ратификации Протокола изменится с долларов на евро валюта инвестиций в капитал (ст. 10). Кроме того, если возникнет контролируемая задолженность, часть процентного дохода может быть переквалифицирована в дивиденды и возникнет их налогообложение в России. Расширится перечень ценных бумаг, которые будут считаться акциями в смысле применения налогового Соглашения.

Вместе с тем, произойдет увеличение налоговой нагрузки на доходы, выплачиваемые кипрским резидентам – владельцам паев российских ПИФов, что приведет к оттоку капиталов из российских ПИФов, и повысит привлекательность кипрских, которые инвестируют в РФ и получают доходы так, чтобы не возникало российское налогообложение. Выгоднее станет выпускать депозитарные расписки не от российских, а от кипрских компаний, владеющих российскими акциями или иными активами.

Взаимосогласительная процедура

Все внесенные изменения, касающиеся взаимосогласительных процедур, выгодны налогоплательщику (ст. 25). По новым правилам в случае разногласий, компания может обращаться к компетентному органу любого из двух государств. Причем время, в течение которого она может подать запрос, увеличено с 2-х до 3-х лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями Соглашения.

Обмен информацией и помощь в сборе налогов

Норма об обмене информацией между двумя государствами приведена в соответствие со стандартами ОЭСР, согласно которой теперь обмен не будет ограничиваться только сведениями по налогам (ст. 26). Однако, как отметил Михаил Соболев, это не означает, что обмен информацией будет происходить автоматически, и можно будет запрашивать любую информацию (в том числе и о бенефициарах).

Основное правило заключается в том, что раскрытие информации будет осуществляться по правилам того государства, у которого запрашивают информацию. По правилам кипрского законодательства, раскрытие информации возможно лишь с санкции генпрокурора Кипра, а в некоторых случаях и решения суда.

До сих пор на Кипре нет закона, который бы устанавливал порядок взаимопомощи другому государству при сборе налогов. Пока не будет принята соответствующая правовая база, статья 27 Соглашения является не действующей. Это прямо оговорено в тексте Протокола от 07.10.2010.

Внимание на структуру управления

После ратификации Протокола, несмотря на все изменения, Соглашение останется одним из лучших, которые Россия заключила с другими странами об избежании двойного налогообложения. Для российских предпринимателей кипрские компании остаются удобным инструментом налогового планирования. Причем, отказ от использования кипрских компаний не уменьшает рисков раскрытия информации о прошлой деятельности и владении такими компаниями, поскольку новое международное и кипрское законодательство об обмене информацией предусматривает обмен информацией также и в отношении уже прекративших деятельность кипрских компаний.

По словам Михаила Соболева, после вступления в силу изменений придется работать более корректно, больше внимания уделять соблюдению определенных критериев. Например, тому, как осуществляется эффективное руководство предприятием. Эксперт рекомендует тщательнее подходить к построению структуры управления кипрской компанией, а также избегать ситуаций, при которых резидентство компании на Кипре может быть поставлено под сомнение. В связи с этим нежелательно назначать директорами российских резидентов. Лучше использовать «квалифицированных» номинальных лиц.

В некоторых случаях, обеспечение «фактического присутствия» кипрской компании на Кипре позволит уменьшить риск потенциальных неблагоприятных налоговых последствий в случае раскрытия информации. Следует не забывать соблюдать внешние признаки, присущие обычным коммерческим отношениям (подписание контрактов, передача из одной страны в другую, взаимные визиты и т.п.).

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (14)  Австрия (16) 

Азербайджан (12) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (14)  Армения (9)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (136)  Белиз (3)  Бельгия (18)  Бермудские острова (8) 

Биробиджан (1) 

Болгария (9)  Босния и Герцеговина (1) 

Бразилия (16)  Британские Виргинские острова (15)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (186)  Венгрия (19)  Венесуэла (3) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Гана (1) 

Германия (150) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (43) 

Греция (45)  Грузия (6) 

Дания (16) 

Египет (4) 

Израиль (6) 

Индия (23)  Индонезия (9) 

Иран (7)  Ирландия (43) 

Исландия (1)  Испания (104) 

Италия (96) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (41)  Каймановы острова (8)  Канада (10)  Катар (5) 

Кипр (124)  Китай (65) 

Колумбия (5)  Корея (КНДР) (3)  Косово (1) 

Куба (5)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (14) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (44) 

Ливан (1)  Литва (20)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (46) 

Македония (1)  Малайзия (10)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (15)  Марокко (1) 

Мексика (9) 

Мозамбик (1)  Молдова (8)  Монако (4)  Монголия (1) 

Намибия (2) 

Нидерланды (51) 

Новая Зеландия (12)  Норвегия (12) 

Объединенные Арабские Эмираты (11) 

Оман (1) 

Пакистан (1)  Палестина (1)  Панама (16) 

Перу (1) 

Польша (16)  Португалия (10) 

Приднестровская Молдавская Республика (1) 

Республика Корея (13) 

Россия (87) 

Румыния (12) 

Сальвадор (1)  Сан-Марино (2)  Саудовская Аравия (5) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (6) 

Сингапур (20)  Сирия (2) 

Словакия (5)  Словения (1) 

США (523) 

Таджикистан (8)  Таиланд (13)  Тайвань (3)  Танзания (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (40) 

Уганда (1) 

Узбекистан (13) 

Украина (132) 

Филиппины (2)  Финляндия (31) 

Франция (164) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (9) 

Чили (5) 

Швейцария (148)  Швеция (18) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (9) 

Югославия (2) 

Южная Африка (3) 

Ямайка (1) 

Япония (36)