Показано с 1 по 15 из 15
-
23.04.2001, 02:30 #1
- Регистрация
- 13.04.2001
- Сообщений
- 36
Налоговые агенты. НДС с иностранцев
Господа!
Согласно статье 161 НК мы удерживаем НДС с иностранцев в качестве налогового агента только в том случае, если он не состоит на учете в качестве налогоплательщика.
Согласно статье 144 НК иностранные организации вправе встать на учет в качестве налогоплательщика по месту нахождения своих постоянных представительств.
Письмо МНС РФ ╧ММ-6-12/46@ от 19.01.01, регулирующее порядок постановки на учет в качестве налогоплательщиков по НДС, ничего не говорит про иностранцев, отсылая нас к Приказу ╧АП-3-06/124 от 07.04.00. В соответствии с которым иностранная организация встает на учет при наличии у нее на территории РФ отделения, филиала, представительства и прочих обособленных подразделений.
В полном соответствии с вышеизложенным, иностранная организация, оказывающая, к примеру, консультационные услуги, заключает с нами договор на N-ную сумму. После чего регистрирует в РФ отделение, занимающееся сбором еловых шишек, получает ИНН/КПП и с радостью присылает нам свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика, заявляя при этом, что отныне мы не должны удерживать с них НДС, поскольку они это сделают сами.
Согласно НК мы осуществляем платежи в полном объеме (без удержания НДС), а представительство иностранца тем временем бодро отчитывается перед налоговой о битве за урожай еловых шишек.
По прошествии времени, когда тайное станет явным, и налоговики осознают свои ошибки, подозреваю, что крайними окажемся мы.
Возможно, я сгущаю краски. Если так, то буду очень благодарен, если кто-либо развеет мои сомнения.
-
23.04.2001, 15:29 #2
- Регистрация
- 19.12.2000
- Сообщений
- 8
А что смущает? Раз нерез стоит на учете - дали ему ИНН, то он - самостоятельный плательщик налогов, в т.ч. с активных доходов на территории РФ. Ну пусть и платит по Инструкциям МНС.
-
23.04.2001, 15:37 #3
- Регистрация
- 31.07.2000
- Сообщений
- 5
IgorKzn то он - самостоятельный плательщик налогов, в т.ч. с активных доходов на территории РФ
А с пассивных? Почему Вы не согласны, что агент должен уплачивать налоги в таких случаях?
-
23.04.2001, 17:30 #4
- Регистрация
- 19.12.2000
- Сообщений
- 8
Обсуждадась эта тема не так давно (по пассивным доходам нереза с ИНН). Ответ налоговой - удерживать надо с пассивных, если только нет освобождения. Хотя я логически не согласен с мнением МНС, но есть ответ в виде Письма.
-
23.04.2001, 17:46 #5
- Регистрация
- 31.07.2000
- Сообщений
- 5
Я помню. Вы это говорили в моей теме "Ситуация с нерезидентом". Но не пояснили.
Хотя я логически не согласен с мнением МНС Вот я и прошу пояснить Вашу логику.
-
23.04.2001, 18:07 #6
- Регистрация
- 19.12.2000
- Сообщений
- 8
МНС предлагает (согласно Письма) выплаты нерезам с ИНН с активных не облагать, а с пассивных - облагать. Где же логика? По видимому, потому что на пассивные доходы есть форма 11. Но я считал, что 11-ю форму должны предъявлять только нерезы, не имеющие ИНН, т.к. действительно, получив деньги из РФ нерезы уже точно ничего не заплатят. А если ты имеешь ИНН, то чем ты отличаешься от реза (только далеко сидишь)? Тем более, получив активный доход- должен платить сам, а с пассивного - почему сам не можешь, что мешает?
Короче, нет логики такого запрещения.
-
23.04.2001, 19:53 #7
- Регистрация
- 13.04.2001
- Сообщений
- 36
1. Поясните пожалуйста поясните о каком письме идет речь.
2. Информационные услуги это активные или пассивные доходы?
Я считаю, что НДС не удерживается ни с активных, ни с пассивных доходов (в случае если нерез зарегестрирован в качестве налогоплательщика). Но меня смущает неопределенность понятия налогоплательщик и практически нулевая возможность для налоговиков контролировать уплату НДС в ситуации описанной выше. Когда они это осознают, может выйти разьяснение, что под регистрацией в качестве налогоплательщика подразумевалось регистрация в качестве плательщика НДС (как это теперь предусмотрено для резидентов) а не просто получение ИНН по какому-либо поводу.
-
24.04.2001, 12:16 #8
- Регистрация
- 19.12.2000
- Сообщений
- 8
Письмо приводили в ответе на мой вопрос "активные доходы нереза с ИНН" 1,5 -2 месяца назад (ищите в архиве).
Информ. услуги - активные доходы.
Как видите, наша дискуссия плавно перетекла в налогообложение доходов нереза, а не НДС, как Вы ищите. Пока нерез не ставится на учет отдельно по НДС, отдельно по другому основанию. в МНС дают свидетельство с ИНН или без него - и все.
-
08.05.2001, 16:21 #9
- Регистрация
- 13.04.2001
- Сообщений
- 36
Существует письмо УМНС по Москве ╧02-08/8565 от 21.02.01, где они, почему-то ссылаясь на отмененный Закон об НДС, говорят, что нерез состоящий на налоговом учете сам исчисляет и уплачивает НДС, иначе - налоговый агент (что в общемто правильно и в соответствии с НК). Но далее на основе вышесказанного они делают следующий вывод:
"Таким образом, если доход относится к деятельности постоянного представительства, он должен облагаться НДС у этого представительства, если доход не связан с деятельностью постоянного представительства - у источника выплаты."
Есть ли у кого-нибудь какие-либо комментарии.
-
08.05.2001, 17:22 #10
- Регистрация
- 19.12.2000
- Сообщений
- 8
Во втором сообщении по этой теме я вроде так и ответил.
-
10.05.2001, 14:22 #11
- Регистрация
- 19.12.2000
- Сообщений
- 8
Сегодня в Гаранте наткнулся на Письмо советника МНС (за 7.04.00г.), опубликованного в Финансовой Газете ╧ 15 прошлый год. Так он там, действительно, указывает, что нерезы д. вставать на учет с присвоением ИНН для расчетов по НДС и резы д. требовать такое свидетельство (не отсюда ли первый вопрос?). Но в конце он пишет, что Свидетельство д.б. выдано по Инструкциям 96 г.
Но, это письмо прошлого года вышдо одновременно с Инструкцией об учете нерезов в МНС (тоже вроде от 7 апреля). Так ведь в Инструкции по поводу постановки на учет с таким основанием ничего не говорится, даже наверное форма Свидетельства не предусмотрена (хотя может код "прочие основания" имеется).
Действительно, путаница возникает и требует разъяснений МНС. Но если смотреть только Инструкцию 2000 г. - то нерез не должен становиться на учет только для расчетов по НДС.
-
10.05.2001, 18:22 #12
- Регистрация
- 13.04.2001
- Сообщений
- 36
НК предоставляет нерезу право зарегестрироваться в качестве налогоплательщика и самостоятельно осуществлять все расчеты и уплату НДС.
Приказ ╧АП-3-06/124 от 07.04.00 не предусматривает отдельной регистрации нереза в качестве налогоплательщика по НДС.
В результате нерез получает обычную справку о том, что он зарегестрирован в качестве налогоплательщика. Он предоставляет нам эту справку, и на ее основе, в соответствии с НК, мы не должны удерживать НДС ни с каких выплат.
Представте ситуацию Вам выставляют счет на 100$ + 20$ НДС. Доходы к деятельности представительства нереза не имеют никакого отношения. Получается что в соответствии с действующим законодательством, необходимо удержать налог на доход нереза 20$ и перечислить ему 100$ (в том числе НДС 20$) абсурд.
Но это реальность и большинство банков с этой проблемой уже столкнулись, но похоже что никто не воспринял это как возможную проблему, либо попросту ее не заметил.
-
10.05.2001, 18:50 #13
- Регистрация
- 19.12.2000
- Сообщений
- 8
Так если Вы уже увидели проблему, то как предполагаете ее решать - в любом случае за нереза платить НДС самостоятельно или ...?
-
10.05.2001, 19:08 #14
- Регистрация
- 13.04.2001
- Сообщений
- 36
НДС отправляем нерезу, а в случае наезда налоговиков отбиваемся п.7 ст.3 НК
-
04.02.2003, 18:58 #15
Думаю, стоит продолжить обсуждение о существовании налоговых агентов в НДС (тоже самое выкладываю и в файле для удобства):
При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога (пункт 1 статьи 161 НК РФ).
Таким образом, для того чтобы выяснить является ли организация налоговым агентом, необходимо выяснить:
1. Где находится место реализации товаров (работ, услуг) ?
2. Состоит ли на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика иностранная организация ?
Если на первый вопрос статьи 147 и 148 НК РФ дают достаточно ясный ответ, то ответ на второй вопрос вызывает некоторые трудности. Во-первых, не ясно, как должен подтверждаться факт постановки на учет иностранной организации, либо иностранная организация должна предоставить российской организации документ, подтверждающий постановку на учет, либо достаточно наличия самого факта постановки на учет, который фиксируется налоговым органом.
Во-вторых, не ясно, важна ли для целей статьи 161 НК РФ причина постановки на учет иностранной организации. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (пункт 1 статьи 83 НК РФ). При этом МНС РФ предоставлено право определять особенности постановки на учет иностранных организаций, указанные особенности регламентируются Положением «Об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (утв. Приказом МНС РФ от 7 апреля 2000 г. № АП-3-06/124). В частности, указанным Положением предусмотрена постановка на учет иностранной организации в связи с открытием счета в банке.
Исходя из того, что пункт 1 статьи 161 НК РФ содержит формулировку «состоящими на учете …» без каких-либо специальных оговорок о причине постановки на учет, то, на наш взгляд, в случае постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по любой причине, предусмотренной законодательством, российская организация не будет являться налоговым агентом.
После того, как мы выясним, что организация является налоговым агентом необходимо определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Из пункта 1 статьи 161 НК РФ следует, что налоговой базой будет сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг). 21 глава НК РФ не содержит определения понятия «доход». Обращение к статье 41 НК РФ, где содержится общее определение понятия «доход», не дает ответа, поскольку эта статья отсылает к строго определенным главам НК РФ, среди которых 21 Глава НК РФ отсутствует.
Если обратиться к общему порядку исчисления налоговой базы по НДС, то налоговая база определяется как цена сделки по реализации товаров (работ, услуг) (пункт 1 стать 154 НК РФ), но при этом пункт 8 статьи 154 НК РФ указывает, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 - 162 НК РФ. Логично было бы предположить, что налоговая база определяется налоговым агентом как цена сделки, но статья 154 НК РФ отсылает к статье 161 НК РФ, по которой невозможно определить стоимостную характеристику объекта налогообложения (статья 52 НК РФ).
Таким образом, в части исчисления налоговой базы налоговым агентом можно говорить о том, что налоговая база формально не определена, то есть не установлен элемент налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ).
Даже если признать, что налоговая база – это доход, то ситуация складывается не в пользу законодателя. В ситуации, когда российская организация выплачивает иностранной организации аванс, нет объекта налогообложения, так как нет реализации (статья 39 НК РФ). Следует отметить, что пункт 1 статьи 162 содержит указание на то, что необходимо увеличить налоговую базу на сумму авансовых платежей, но в силу того, что данный пункт применяется только к порядку определения налоговой базы по статьям 153-158 НК РФ и, соответсвенно, в рассматриваемом случае не применяется.
Порядок и сроки уплаты сумм НДС в бюджет определен в статье 174 НК РФ. Статьей 174 НК РФ определено, что налоговые агенты уплачивают НДС по месту своего нахождения. Прямого указания на срок уплаты НДС, удержанного налоговым агентом, статья 174 НК РФ да и сама 21 Глава НК РФ не содержит, то есть не первый взгляд получается, что неизвестен срок уплаты НДС налоговым агентом.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 НК РФ). Таким образом, для налогового агента по умолчанию применяется тот же порядок уплаты, что и для налогоплательщика. Следует отметить, что законодатель перечисляя элементы налогообложения разделил понятия «порядок уплаты» и «сроки уплаты» налога. На это также указывает то факт, что общий порядок уплаты налога и общий порядок установления срока уплаты налога регулируются разными статьями 1 части НК РФ, статьей 57 и статьей 58 НК РФ соответственно. То есть порядок уплаты налога отвечает на вопрос «Как ?», а срок уплаты – на вопрос «Когда ?». При действующей редакции 21 Главы НК РФ налоговый агент не может ответить на вопрос: «Когда необходимо уплатить удержанный НДС ?».
Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что не установлен еще один элемент налога – срок уплаты.
Даже если признать, что понятие «порядок уплаты» включает в себя и срок уплаты налога и, соответственно, налоговый агент использует тот же порядок и те же сроки уплаты, что и налогоплательщик, то возникают следующие ситуации.
Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой(пункт 1 статья 174 НК РФ).
Исходя из приведенный статьи, налоговый агент в общем случае уплачивает удержанный НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Интерес вызывают иные случаи, предусмотренные 21 Главой НК РФ, их всего два.
В случае, если налогоплательщик имеет в течение квартала сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн. рублей в месяц, вправе уплачивать НДС за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункт 6 статьи 174 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик, удовлетворяющий условиям пункта 6 статьи 174 НК РФ, в случае, если он (налогоплательщик) является налоговым агентом, исходя из статьи 24 НК РФ, должен уплатить сумму удержанного НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Статьей 145 НК РФ предусмотрен механизм освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при соблюдении определенных условий, то есть 21 Главой НК РФ для лиц предусмотрен особый порядок уплаты налога. При этом такие лица не перестают быть налогоплательщиками, для них порядок и сроки уплаты, предусмотренный статьей 174 НК РФ, применяется только в случае, если такие лица сами выставят счет-фактуру с выделением НДС (пункт 5 статьи 173 и пункт 4 статьи 174 НК РФ).
Таким образом, для организации, освобожденной по статье 145 НК РФ от уплаты НДС, в случае, когда эта организация, является агентом срок уплаты удержанного НДС не установлен вообще.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что в отношении налоговых агентов по НДС налог не установлен, так как не установлены элементы налога такие, как: налоговая база и сроки уплаты.Вопреки распространенному заблуждению древнейшим видом деятельности является консалтинг. Первым консультантом был змей в райском саду. Питер Блок
Информация о теме
Пользователи, просматривающие эту тему
Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
Copyright 2006-2013 Российский налоговый портал.
Социальные закладки