Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Арбитражный суд - зеркало экономики

Арбитражный суд - зеркало экономики

Российская арбитражная судебная система отмечает 15-летний юбилей. В интервью корреспонденту B&FM Ксении Батановой председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов подвел итоги работы и рассказал, какие задачи стоят перед арбитражными судами.

25.04.2007
Business & FM

B&FM: Работа арбитражных судов -- это во многом отражение развития экономики. Экономика на подъеме. Как изменилась роль арбитражных судов за эти 15 лет?

АНТОН ИВАНОВ: Чем выше уровень развития экономики и цивилизованнее бизнес, тем сильнее востребован справедливый, беспристрастный и скорый суд. Но работа судов связана не только с экономическими процессами, и история арбитражной системы это ярко отражает. В начале 1990-х экономика интенсивно строилась, но еще мой предшественник, Вениамин Яковлев, отмечал снижение обращений в арбитражные суды в тот период. Стороны решали споры, скажем, во внесудебном порядке. Потом произошел всплеск с появлением административных споров, когда госорганы начали активно взыскивать административные штрафы за неуплату налогов и иные нарушения.

B&FM: И все это время шли судебные реформы?

АИ: В России было две судебные реформы: во второй половине XIX века и в 90-х годах XX века. Все остальное -- это меры по совершенствованию судебной системы. Наша страна пережила немало реформ, и судебная система не исключение. При этом судебной системе присущ здоровый консерватизм, поэтому очередные реформы принесут больше вреда, чем пользы. Сейчас нужно просто оглянуться и проанализировать результаты.

B&FM: ВАС готовил поправки к закону о госрегистрации юридических лиц…

АИ: Многие готовят изменения в этот закон: и МЭРТ, и ФНС, и депутаты, и МВД, и Генпрокуратура. Мне кажется, надо сделать общий проект с учетом позиций всех ведомств, чтобы решить эту проблему раз и навсегда.

B&FM: А что предлагает ВАС?

АИ: Основная проблема -- минимальные требования к уставному капиталу. Можно зарегистрировать 200 компаний, внеся в уставный капитал каждой право пользования одним компьютером. Стоит указать в законе требование о большом размере уставного капитала и обязанность вносить его наличными на счет в банке, и система «фирм-однодневок» рухнет, как карточный домик, став экономически неэффективной. Зачем создавать «однодневку», если нужно найти 300 тыс. руб. на взнос в уставный капитал, внести на счет и оставить там месяцев на шесть, пока фирма не начет работать?

B&FM: Каким должен быть минимальный уставный капитал?

АИ: К примеру, в Германии минимальный уставный капитал для АО -- €50 тыс., а для ООО -- €25 тыс. Можно пойти по тому же пути и сделать 300–500 тыс. руб. для обществ с ограниченной ответственностью и 1 млн -- для акционерных обществ.

B&FM: Это единственный способ борьбы?

АИ: Необходимо возложить на учредителей расходы по ликвидации брошенной компании, ввести проверку законности содержания учредительных документов и установить длительные сроки регистрации для их проверки.

B&FM: Предположим, эти поправки примут. Как быть с компаниями, которые внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и имеют долги перед бюджетом?

АИ: После этого число создаваемых компаний уменьшится. Далее нужно разом исключить из ЕГРЮЛ недействующие компании. Какие-то компании, имеющие активы с налоговой задолженностью, проскользнут, но на фоне общего изменения среды этим можно пренебречь. Если же заниматься каждой фирмой по отдельности, проблему не решить.

B&FM: Как вы оцениваете легализацию зарплат путем проведения «воспитательной работы» с директорами коммерческих организаций?

АИ: Эти претензии к бизнесу на фоне низких заплат в госсекторе выглядят странно. Основной способ «обеления» зарплат -- общее изменение экономической среды. Нужно использовать рыночные механизмы, а вызовы руководителей «на ковер», проработки, беседы… Не думаю, что это эффективно. Крупные компании давно «обелили» зарплаты, так как у них есть на это средства. Мелкие и средние находятся в менее выгодной ситуации: для них налоговая нагрузка порой неподъемна.

B&FM: Вы говорили, что компаниям нельзя отказывать в возмещении НДС только потому, что в цепочке контрагентов -- «фирма-однодневка». Руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов считает, что нужно, если хотя бы один из контрагентов «недобросовестный».

АИ: Можно отказывать, если налогоплательщик работает преимущественно с организациями, не платящими НДС или налоги в целом. Преимущественно -- это значит, что основная деятельность компании построена на сделках с «однодневками». Позиция того письма частично пересекается с нашей точкой зрения. Если у компании есть цепочка контрагентов-«однодневок» и только через нее идет основная деятельность, то может быть применено постановление пленума по необоснованной налоговой выгоде и признано, при определенных условиях, что компания эту выгоду получила. Если таких цепочек сотни, и только одна, не образующая основной доли, дефектна -- другое дело. Нельзя отказывать компаниям в возмещении только потому, что один из сотен их контрагентов, причем малозначительных, не платит НДС.

B&FM: Вы сказали, что нагрузка растет и из-за небольшой пошлины. В итоге и налоговики, и предприниматели обращаются даже по незначительным поводам. ВАС также готовил предложения по увеличению госпошлины. Что даст изменение подхода к расчетам госпошлины и какова судьба этих предложений?

АИ: По госпошлине был отдельный законопроект, предполагающий рационализацию ставок. Увеличение госпошлины нужно для отсечения бессмысленных исков. Пошлина должна обеспечивать справедливость и равное бремя в ее несении и уплате. Не так давно у нас было дело, цена иска по которому равнялась то ли 16, то ли 17 руб. Оно дошло даже до президиума. Функционально ли загружать президиум из-за 17 руб.?

Это предложение рассматривалось президиумом, и его будут двигать дальше. На рабочей группе по реформированию Административно-процессуального кодекса (АПК) мы решили выдавать законопроекты блоками, чтобы не тормозить работу над ним. Если сосредоточить все предложения в одном законопроекте, он получится слишком объемным, а его обсуждение -- бесконечным.

B&FM: Один из этих законопроектов предлагает изменить систему вступления решения судов в силу: после кассационной инстанции, а не апелляционной, как сейчас. Осталась ли эта норма после ее рассмотрения президиумом?

АИ: Это наиболее спорное предложение не встретило резких возражений. Хотя судьба этого пункта вызывала у создателей законопроекта большие опасения. Такой подход необычен не только для нас, но и для многих стран.

B&FM: Тогда почему вы его предлагаете?

АИ: Европейский суд по правам человека настаивает, чтобы вступившие в силу решения изменялись в исключительных случаях. Это одна из основных претензий к нашему надзору. Предлагаемые изменения позволят ее снять. Что касается принципа правовой определенности, то он не пострадает: пока у нас дело проходит три инстанции (примерно за год), в Европе не завершено рассмотрение в первой инстанции. Предложение о запрете на подачу заявления в кассацию без прохождения апелляции тоже не критиковалось.

B&FM:Как долго ждать новой редакции?

АИ: Месяц-полтора. Если доработанный проект будет одобрен, мы внесем его в Госдуму. Его принятие важно: так обеспечивается рациональное движение дел по инстанциям и упорядочивается нагрузка на судей, что позволяет рационализировать процедуру и избавляет от поиска новых судей и строительства зданий.

B&FM: Президиум ВАС постановил, что страховые компании должны оплачивать ремонт автомобиля по ОСАГО без учета износа, что противоречит закону об ОСАГО.

АИ: Не закону об ОСАГО, а правилу, утвержденному правительством для его развития. Взвешенные и справедливые положения Гражданского кодекса (ГК) и закона об ОСАГО были подкорректированы постановлением правительства, которое отчасти ущемляет права застрахованных лиц.

B&FM:Какие цели ВАС преследовал, принимая это постановление?

АИ: Ликвидировать несоответствие между правилами ГК о возмещении вреда и правилами о возмещении вреда при страховании автогражданской ответственности, придя к максимальному сближению выплат по ОСАГО и по возмещению вреда. Износ автомобиля составляет 70%, вы заменили крыло -- едва ли машина от этого подорожала. Но вы заплатили больше, а компенсацию получили меньше, что несправедливо. Интересы граждан не должны страдать. Если они обязаны компенсировать убытки, то страховщик должен участвовать в этом в не меньшей степени, то есть платить так, как платил бы причинитель вреда потерпевшему.

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться