Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Может ли Россия позволить себе антикризисное снижение налогов?

Может ли Россия позволить себе антикризисное снижение налогов?

Россия завершила основной этап налоговой реформы еще до нынешнего финансового кризиса. Тем не менее, накопленные за последние годы резервы позволяют снижать налоги и в 2009 году, не сокращая при этом обязательств бюджета. Так считает автор российской налоговой реформы, заместитель министра финансов Сергей Шаталов, с которым беседует мой коллега Сергей Сенинский...

11.01.2009
«svobodanews.ru»
Автор: Ирина Лагунина

Сергей Сенинский: ... Многие страны мира - в частности, европейские, США или Китай - используют сегодня  налоговые послабления экономике, чтобы преодолеть рецессию или сдержать падение темпов роста. В Евросоюзе, например, решено, что страны могут временно снижать ставки целого ряда налогов, особенно - на потребление. Россия в последние годы провела налоговую реформу, в результате которой многие налоги были снижены до минимальных, по сравнению с другими странами, уровней. А бюджетные расходы, наоборот, значительно расширены...

Значит ли это, что у России сегодня меньше возможностей для дальнейшего сокращения налогов, по сравнению с другими странами? Заместитель министра финансов Сергей Шаталов:

 

Сергей Шаталов: И да, и нет. Если вынести за скобки нефтегазовый сектор, налоговая нагрузка вышла на более чем приемлемый уровень - порядка 29,3% по итогам 2007 года. В 2008 году картина будет примерно такая же. В то же самое время в нефтяной отрасли эта нагрузка составляла примерно 63%. Конечно, нефть и газ были источниками нашего благополучия до недавнего времени, они позволили создать суверенные фонды, большие резервы. Правда, это сопровождалось значительным ростом государственных расходов, ослаблением бюджетной политики, ростом импорта. То есть наблюдались, и достаточно хорошо наблюдались признаки перегрева экономика. И в тех условиях снижать налоги, на наш взгляд, было неправильно.

 

Сергей Сенинский: Но сегодня условия обратные...

 

Сергей Шаталов: Снижение налогов в условиях кризиса - это абсолютно необходимая мера. И в этом плане возможности России оказались достаточно большими еще и потому, что нам помогут те резервы, которые были созданы в благополучные годы и средства которых в условиях, когда мы все-таки берем на себя обязательство профинансировать все социальные расходы, которые запланированы в бюджете 2009 года, нам придется более активно пользоваться этими резервами. Они будут направлены в том числе и на понижение налоговой нагрузки.

 

Сергей Сенинский: В Китае, например, из общего пакета государственной поддержки экономики в ближайшие 2 года почти на 600 миллиардов долларов лишь одну треть этой суммы обеспечит федеральная казна. Остальное - региональные бюджеты, а также госпредприятия и госбанки.

В России же и регионы, и банки, и предприятия выстроились сегодня в очередь на получение денег федеральных...

 

Сергей Шаталов: В России в основном, конечно, все придется на федеральный бюджет. Возможности большинства регионов будут весьма и весьма ограничены. Их основные доходные источники - налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Очевидно, что в 2009 году прибыль сожмется, сожмется весьма значительно. Налог на доходы физических лиц, если подрастет, то не столь значительно, как это было в предыдущие годы. Госпредприятия и госбанки, в России их роль не столь велика, как в Китае. Повторю: все-таки в основном это федеральный бюджет.

 

Сергей Сенинский: С налогом на прибыль компаний, который вы только что упомянули, связана в России главная налоговая новация 2009 года: с 1 января снижена на 4% ставка этого налога за счет федеральной ее части. При этом доля регионов остается прежней.

В новейшей истории России снижение именно этого налога какой эффект производило? Например, в 2002 году, когда ставка налога на прибыль была снижена сразу на одну треть...

 

Сергей Шаталов: Подобных примеров в новейшей российской истории не было. Пример 2002 года, когда был введен новый налог на прибыль, в этом плане не слишком показателен. Тогда действительно ставка была снижена резко с 35 до 24%. Но налог был вообще кардинально трансформирован, были введены новые правила, отменены практически все льготы, а льгот было огромное количество и для различных отраслей, и для различных видов деятельности. В общем налог было не узнать по сравнению с тем, что было до 2002 года. Если посмотреть на то, как откликнулись суммы налоговых поступлений, то вначале было падение, причем значительное - на 25%, по-моему. Затем начался стремительный рост, и все последние годы объемы поступлений по этому налогу увеличивались ежегодно примерно на 50%. Но связывать это только с новыми правилами вряд ли корректно, потому что наблюдался общий экономический рост 7-8% в год - это, конечно, очень здорово.

 

Сергей Сенинский: Второй из главных источников региональных бюджетов - налог на доходы физических лиц, подоходный...

Когда несколько лет назад впервые вводилась единая его ставка - 13%, в правительстве надеялись на сокращение доли «серых» зарплат в экономике. Поначалу так и было, но лишь поначалу... Обсуждаются ли в Министерстве финансов какие-то перемены в отношении этого налога?

 

Сергей Шаталов: Мы не предполагаем глобальных изменений этого налога. В основном все модификации сводятся к тому, что мы меняем систему вычетов на пенсионные взносы, на жилищное строительство или приобретение жилья, на медицинские цели, на образование. И особых проблем со сбором этого налога нет. Вы правы в том, что остановился выход заработных плат на свет. Это скорее проблема администрирования налога и, конечно, это работа с работодателями, извините за каламбур. Но я думаю, что все-таки для «серых» заработных план и легализации заработных плат сегодня важнее не налог на доходы физических лиц, а единый социальный налог.

 

Сергей Сенинский: Тем не менее, как, по вашим оценкам, изменилась общая доля «серых» зарплат в российской экономике за последние несколько лет?  

 

Сергей Шаталов: Цифры, которые назывались в начале 2000- годов, 2003, может быть 2004 год - порядка 26-27%. Сегодня эксперты называют 30-32.

 

Сергей Сенинский: Едва ли не главный из налоговых споров последних месяцев - как и когда отказываться от единого социального налога (ЕСН) на фонд заработной платы предприятий в пользу страховых платежей?.. Собственно, принципиальной разницы между этими двумя типами платежей, если иметь в виду, например, накопления будущего российского пенсионера, по сути, не существует!..

 

Сергей Шаталов: Вы совершенно правы, что для работников особой разницы нет, как называются те платежи, которые уплачивает работодатель. Но, разумеется, в том случае, если не меняются базовые принципы. А именно в базовых принципах и перехода на страховые принципы и состоит идея тех реформ, которые сейчас предлагаются. На уровне закона должны быть определены и застрахованное лицо, и страховщик, и страхователь, и страховой случай, и страховые тарифы. Это особенно важно сделать для тех, кто только вступает в трудовую деятельность. И если в пенсионной сфере определенная ясность уже существует, то каким образом будет реформироваться медицинское и социальное страхование - вопрос проработан значительно меньше. И я думаю, что правительство в 2009 году эту тему будет обсуждать очень-очень активно.

 

Сергей Сенинский: Сегодня немало споров ведется вокруг так называемого «коэффициента замещения» средней по стране зарплаты средней же пенсией. Еще в 2000 году он составлял в России 30%, сегодня - лишь немногим больше 20%. В том числе и потому, что рост зарплат в последние годы намного опережал рост производительности труда.

Министерство здравоохранения и социального развития предлагает вновь повысить этот коэффициент до 30%, да еще обеспечив при этом «самодостаточность» Пенсионного фонда. Но чтобы достичь этих целей в обозримом будущем, предстоит значительно увеличить нынешнюю налоговую нагрузку на фонд заработной платы компаний и предприятий. И неважно, как это называть - единым социальным налогом

 

Сергей Шаталов: Во-первых, конечно же, ЕСН или взносы, которые заменят единый социальный налог, должны быть увеличены. По этому вопросу уже принято принципиальное решение еще в 2008 году осенью, и базовая ставка должна увеличиться с 26 до 34%. Это заметное увеличение. При этом, правда, сокращается объем тех доходов, с которых будут уплачиваться эти взносы. Если сегодня регрессивная шкала с тремя ступенями действует без ограничения доходов, предполагается, что новая ставка 34% будет применяться только до тех пор, пока доход не достигнет 406 тысяч рублей. Речь, конечно, идет о годовых доходах. И 30% - это тот самый коэффициент замещения, конечно же, считается от предельной суммы 406 тысяч рублей годового дохода. Оговорюсь сразу, что расчеты относятся к лету 2008 года при достаточно оптимистическом макроэкономическом сценарии. Но, по-видимому, конкретные расчеты потребуют уточнения и, думаю, что весной 2009 года к этой теме так или иначе придется вернуться.

 

Сергей Сенинский: Спасибо, напомню, на наши вопросы отвечал заместитель министра финансов России Сергей Шаталов...

Разместить:
Козявкин
12 января 2009 г. в 11:25

Уровень налоговой нагрузки всегда оценивается в совокупности с другими системными факторами: порядок амортизации, доступ к кредитованию, стадия развития национальной экономики, уровню теневой фискальной нагрузки (коррупция к примеру, административные издержки).

Очевидно, что высокие налоги на ФОТ (как нас сравнивают с Европой) допустимы, когда производство высокотехнологичное (здесь как раз и выходят на свет такие факторы, как амортизация, лизинг, инновации и т.п.) , но не как в России.

В России производство не прошло обновления . Это видно из низкой производительности и т.п.

Я как то был на современном пивном заводе . Народу - практически никого, все автоматизировано. Налоговая нагрузка на ФОТ такого предприятия - это мизер. Взять другие отрасли - картина не такая радужная, отчего народ по поводу ЕСН и переживает.

Вот и диспропорция нашей налоговой системы: не дав развиться высокой производительности, бежим в ВТО с одновременным повышением налоговой нагрузки на ФОТ.

Вообщем тупиковое администрирование гос. финансов.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться