Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Аналитические обзоры / Обзор Постановлений ВАС РФ по налоговым спорам за март 2008

Обзор Постановлений ВАС РФ по налоговым спорам за март 2008

Ежемесячный обзор наиболее интересных решений ВАС РФ по налоговым спорам

07.05.2008
Российский налоговый портал

1. Налогообложение НДС услуг по таможенному оформлению товаров на экспорт производится по налоговой ставке 0 процентов.

При этом для целей налогообложения не имеет правового значения до или после физического вывоза конкретного товара допускается или предписывается производить его декларирование по таможенным правилам.

Ситуация

Налогоплательщику отказано в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной таможенным брокерам за таможенное оформление электроэнергии на экспорт.

Позиция налогоплательщика

Услуги по таможенному оформлению электроэнергии на экспорт подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 процентов. Данные услуги непосредственно не связаны с ее вывозом, сопровождением, транспортировкой и погрузкой. Поэтому на названные услуги не распространяются положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Следовательно, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком за таможенное оформление товаров, правомерно заявлены к возмещению.

Позиция налогового органа

Данные услуги непосредственно связаны с реализацией электроэнергии на экспорт и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Следовательно, налогоплательщик не вправе требовать возмещения из бюджета по налогу на добавленную стоимость, уплаченного контрагентам по налоговой ставке 18 процентов в составе цены этих услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2006 г.) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;

Следовательно, перечень услуг, подпадающий под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса.

Основным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым налоговой ставкой 0 процентов по НДС, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

В соответствии со статьями 123, 124 Таможенного кодекса РФ перемещаемые через таможенную границу товары подлежат декларированию путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным предусмотренным способом сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 314 Таможенного кодекса РФ вывоз с таможенной территории РФ товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускается при условии последующего декларирования путем подачи таможенной декларации не позднее 20 числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки товаров, и внесения таможенных платежей.

Таким образом, вывоз товаров, в том числе и электроэнергии, за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта невозможен без процедуры декларирования.

При этом для целей налогообложения не имеет правового значения до или после физического вывоза конкретного товара допускается или предписывается производить его декларирование по таможенным правилам.

Следовательно, услуги по таможенному оформлению электроэнергии на экспорт подлежат обложению по налоговой ставке 0 процентов.

Позиция налогового органа поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Президиума № 12371/07 от 19 февраля 2008 г.

2. Налогоплательщик вправе при исчислении налога на прибыль уменьшить прибыль, полученную от операций с ценными бумагами – векселями, на сумму убытка, понесенного в результате основной деятельности.

Ситуация

Налогоплательщиком заключен договор с банком на приобретение векселей этого банка по ценам ниже их номинальной стоимости; после наступления срока платежа данные векселя предъявлены банку к погашению по их номинальной стоимости. Налогоплательщик при исчислении налога на прибыль учел в составе внереализационных доходов полученный дисконт по указанным векселям.

Позиция налогового органа

В результате того, что налогоплательщик учел дисконт по векселям в составе внереализационных доходов, он уменьшил прибыль, полученную при совершении операций с ценными бумагами, на сумму убытка от основной деятельности.

Положения статьи 280 НК РФ, устанавливающие особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не позволяют налогоплательщику уменьшать прибыль, полученную при совершении операций с ценными бумагами на сумму убытка от основной деятельности.

Позиция налогоплательщика

В соответствии с пунктом 8 статьи 280 НК РФ, налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Согласно пункту 10 статьи 280 НК РФ налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее) в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 НК РФ.

В течение налогового периода перенос на будущее убытков, понесенных в соответствующем отчетном периоде от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется раздельно по указанным категориям ценных бумаг соответственно в пределах прибыли, полученной от операций с такими ценными бумагами.

Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Таким образом, положения статьи 280 НК РФ устанавливают ограничения относительно учета в целях налогообложения полученного налогоплательщиком убытка от операций по реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Подобного ограничения в отношении возможности уменьшения полученного дохода от операций с ценными бумагами на сумму убытка от основного вида деятельности в Налоговом кодексе не содержится.

Данный вывод следует также из статьи 315 НК РФ, согласно которой в расчет налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций включается выручка от реализации ценных бумаг и расходы, понесенные при их реализации. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается только сумма убытка, в частности от операций с ценными бумагами, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном 283 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщик правомерно произвел уменьшение прибыли, полученной от операций с ценными бумагами – векселями, на сумму убытка, понесенного в результате основной деятельности.

Позиция налогоплательщика поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Президиума от 26 февраля 2007 г. № 14908/07.

3. Суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты, а не в периоде внесения исправлений в счет-фактуру.

Ситуация

В счета фактуры, выставленные налогоплательщику, вносились исправления относительно адреса покупателя. На основании данных счетов-фактур налогоплательщиком заявлен налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.

Позиция налогового органа

Если в счета-фактуры вносились исправления, то налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость должен быть заявлен в том налоговом периоде, в котором вносились соответствующие исправления.

Позиция налогоплательщика

Дата внесения исправлений в счета-фактуры не имеет значения для определения налогового периода, в котором налогоплательщик вправе заявить к налоговому вычету сумму налога на добавленную стоимость.

Суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты, а не в периоде внесения исправлений в счет-фактуру.

Позиция налогоплательщика поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Президиума № 14227/07 от 4 марта 2008 г.

4. На налогоплательщика, оказывающего услуги, облагаемые в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, и не представляющего для подтверждения обоснованности применения указанной ставки таможенные декларации, распространяется срок 180-дневный срок для предоставления установленных документов.

Ситуация

Налогоплательщиком в июне 2006 года оказаны услуги, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. На момент подачи налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2006 года полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ не собран, однако 180-дневный срок не истек.

Позиция налогового органа

На налогоплательщика, оказывающего услуги, облагаемые в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, и не представляющего для подтверждения обоснованности применения указанной ставки таможенные декларации в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ, не распространяется 180-дневный срок для предоставления установленных документов, а моментом определения налоговой базы является день оказания услуг (пункт 1 статьи 167 НК РФ).

Поскольку налогоплательщиком оказаны услуги в июне 2006 года, а полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения им налоговой ставки 0 процентов в июне 2006 года, не собран, а именно не представлены документы, подтверждающие поступление валютной выручки, обоснованно принято решение об отказе в применении налоговой ставки 0 процентов и в возмещении налога, а также решение о доначислении налога и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Позиция налогоплательщика

Налогоплательщик вправе представить полный комплект документов в соответствии со статьей 165 НК РФ в течение 180 дней с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. Непредставление всех документов до истечения указанного срока не является основанием для начисления налога и привлечения общества к ответственности за неуплату налога.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ установлены специальные правила в отношении момента определения налоговой базы. В соответствии с указанной нормой при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.

Пунктом 9 статьи 165 НК РФ установлено, что документы (их копии) представляются в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые не представляют в налоговые органы таможенные декларации. При этом иной срок налоговым законодательством не установлен.

Вместе с тем, в соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 167 НК РФ, в случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.

Каких-либо исключений для налогоплательщиков, не представляющих в налоговые органы таможенные декларации, данная норма не содержит.

Кроме того, Федеральным законом от 17.05.2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ», распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г., пункт 9 статьи 165 НК РФ дополнен абзацем, прямо устанавливающим, что налогоплательщики, которые в соответствии со статьей 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации (их копии), для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, представляют документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 4 этой же статьи, в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ, проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах.

Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания считать момент определения налоговый базы как день оказания обществом услуг и доначислить налог и взыскивать штраф.

Позиция налогоплательщика поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ в Определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ № 2980/08 от 3 марта 2008г.

5. Бездействие налогового органа, выразившееся в невынесении решения по представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, является незаконным.

Ситуация

Налогоплательщик представил в НДС. Налогоплательщику отказано в возмещении части заявленной к вычету в связи с нарушением порядка составления счетов фактур, установленного пунктом 5 статьи 169 НК РФ.

Позднее налогоплательщиком представлена налоговая декларация за ноябрь 2003 г.

Впоследствии налогоплательщик направил в НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2003 г., уменьшив в ней сумму налога к возмещению по сравнению с основной декларацией и не заявив его к возмещению.

Одновременно налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2003 г.

Налогоплательщиком перенесены в уточненную налоговую декларацию за ноябрь 2003 г. все показатели основных налоговых деклараций по НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь и ноябрь 2003 г. и заявлена к возмещению в уточненной налоговой декларации за ноябрь сумма НДС, в возмещении которой было отказано по основной налоговой декларации за октябрь 2003г.

Позиция налогового органа

В связи с тем, что в возмещении суммы НДС отказано решением, вынесенным по результатам проверки основной налоговой декларации за октябрь 2003 г., нет оснований учитывать эту сумму в уточненной налоговой декларации.

Перенос налогоплательщиком показателей основной налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2003 г., по которой налоговым органом уже было принято решение, в уточненную налоговую декларацию по тому же налогу за ноябрь 2003 г. является незаконным.

Уточненные налоговые декларации за октябрь и ноябрь нельзя признать таковыми, так как никаких новых сведений они не содержат.

Позиция налогоплательщика

Нецелесообразность перенесения показателей сумм налоговых вычетов из декларации за один период в декларацию за другой период сама по себе не может являться основанием для лишения налогоплательщика права на обоснованную налоговую выгоду.

По смыслу положений статьи 88 и пункта 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в период существования спорных правоотношений) налоговый орган обязан проверить представленную налогоплательщиком и приложенные к ней документы и принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в их возмещении.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено исключение только для случаев, когда налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).

Невыполнение налоговым органом возложенных на него обязанностей влечет нарушение прав налогоплательщика.

Следовательно, бездействие налогового органа, выразившееся в невынесении решения по повторно представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов, является незаконным.

Позиция налогоплательщика поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Президиума № 14309/07 от 11 марта 2008 г.

6. У налогового органа отсутствовали правовые основания для признания произведенных налогоплательщиком расходов на юридические услуги экономически необоснованными по тому основанию, что в его структуре имеется юридическая служба, выполняющая аналогичные функции.

Ситуация

По результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 г. налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Налоговым органом сделан вывод об экономической неоправданности расходов на оказание юридических услуг налогоплательщику.

Позиция налогового органа

Исходя из положений статьи 40 НК РФ размер произведенных налогоплательщиком затрат не соответствует сложившейся в регионе стоимости услуг адвокатов, учитывая продолжительность рассмотрения и сложность судебного дела.

Кроме того, наличие в структуре налогоплательщика собственной юридической службы, сотрудники которой имеют достаточный опыт работы, также свидетельствует об экономической необоснованности произведенных расходов.

В соответствии с пунктом 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 82 от 13.08.2004 г. доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

Позиция налогоплательщика

Согласно статье 247 НК РФ, объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В силу статьи 252 НК РФ расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, глава 25 НК РФ при регулировании налогообложения прибыли организаций установила соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли.

Следовательно, расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией своей деятельности, исходя из действующего налогового законодательства, признаются экономически оправданными (обоснованными).

Налоговый кодекс РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно принимают решения в сфере бизнеса; ни суд, ни налоговые органы не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиками решений (исходя из Постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 № 3-П).

Следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для признания произведенных налогоплательщиком расходов на юридические услуги экономически необоснованными по тому основанию, что в его структуре имеется юридическая служба, выполняющая аналогичные функции.

Кроме того, налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок, при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Следовательно, ввиду отсутствия по данному спору указанных в статье 40 НК РФ оснований налоговый орган был на вправе проверять правильность применения цен по заключенным налогоплательщиком договорам на оказание юридических услуг и ставить эти цены под сомнение.

Позиция налогоплательщика поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Президиума № 14616/07 от 18 марта 2008 г.

Обзор подготовлен ООО «Юридическая компания «Версия»

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться