Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Особенности проведения перерасчета налоговой базы и суммы налога с 1 января

Особенности проведения перерасчета налоговой базы и суммы налога с 1 января

Могут ли налогоплательщики без рисков для себя при выявлении ошибок (искажений), допущенных в прошлых налоговых периодах и приведших к излишней уплате налога, учесть все неточности в текущем периоде и не представлять уточненные налоговые декларации?

15.02.2010
Российский налоговый портал
Автор: Сергей Кучер, "Налоговые споры", No. 1, 2010

В соответствии с дополнением в ст. 54 Налогового кодекса РФ с 1 января 2010 г. у налогоплательщика есть право выбора в вопросе о том, каким образом производить корректировку налоговой базы, если возникает излишняя уплата налогов. Налогоплательщик может либо подать уточненную декларацию за налоговый период, к которому относится выявленная корректировка, либо провести корректировку в том налоговом периоде, в котором выявлено нарушение.

Однако это изменение не отменяет положений абз. 2 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ, обязывающих возвращаться назад, если период совершения ошибки известен. В связи с этим при обнаружении ошибок и искажений, ставших причиной неполной уплаты налога за прошлые, "известные" периоды, пересчет налоговой базы за данные периоды неизбежен. Это свидетельствует, что суды и дальше при решении подобных вопросов будут руководствоваться позицией ВАС РФ, отраженной в постановлении от 09.09.2008 No. 4894/08.

Новая редакция ст. 54 Налогового кодекса РФ соотносится с нормами п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ, согласно которым если ошибки в декларации привели к занижению суммы налога, то налогоплательщик в обязательном порядке вносит изменения в отчетность и представляет уточненную декларацию. Если же ошибки не привели к недоимке (иными словами, образовалась переплата), обязанности представлять "уточненку" нет, есть лишь право это сделать.

По моему мнению, представить уточненную декларацию в этом случае в интересах самого налогоплательщика. Поясню свою точку зрения. Во-первых, в случае выявления ошибки, допущенной при исчислении налога, во избежание разногласий с налоговыми органами организации следует привести данные, отраженные в налоговой отчетности, в соответствие с данными налогового и бухгалтерского учета путем подачи корректирующей налоговой декларации.

Во-вторых, арбитражная практика показывает, что в случае, если организация своевременно не уведомит налоговиков о возникшей переплате, а за последующие периоды у нее будет недоимка, чиновники могут начислить штрафные санкции. И суды в этом случае встают на сторону инспекторов. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2002 No. А05-4322/02-248/11 суд отметил, что в случае возникновения переплаты в бюджет организация должна заявить о ней в налоговые органы. А это можно сделать, только представив уточненную налоговую декларацию и сопроводительное письмо-заявление.

В-третьих, традиционно Минфин России настаивает на том, что, если у организации образовалась переплата, она обязана представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию (см., например, Письмо от 15 февраля 2006 г. No. 03-03-04/2/33). При этом финансисты считают, что представление организацией <<уточненки>> в рассматриваемом случае является основанием для зачета переплаты в счет будущих платежей или ее возврата в установленном порядке.

Таким образом, как до 1 января 2010 г., так и после НК РФ не обязывает налогоплательщика представлять в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в случае обнаружения ошибок, приводящих к переплате налога. Но, выполнив эту процедуру, налогоплательщик может избежать многих неприятностей.

У налогоплательщиков также может возникнуть вопрос: примет ли налоговый орган представленную, например, в 2010 г. уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль к уменьшению за 2005 г.? В соответствии с п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации (расчета). При этом положениями ст. 81 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты), и это право не ограничено каким-либо сроком.

Соответственно если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию (расчет) за периоды, по которым истек срок давности налоговой проверки, инспекция не вправе отказать ему в принятии такой декларации (расчета). Это подтверждают и сами налоговики (см. письмо ФНС России от 12.12.2006 No. ЧД-6-25/1192@), и ВАС РФ (см. постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 No. 16192/05).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться