Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / О проекте закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области»

О проекте закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области»

Автор подробно анализирует порядок налогообложения в Калиниградской области. Материал очень интерес с точки зрения налогового планирования, так позволяет оценить налоговые последствия от использования особой экономической зоны. //  Кузичев С.Л. Специально для Банкир.ру 

26.01.2005

Вопрос о статусе экономической зоны в Калининградской области до сих пор остается открытым. Существующие законодательство, определяющие состав правоотношений в данной области, является весьма несогласованным, равно как и практика его применения. При этом само существование особой экономической зоны применительно к ее налоговой составляющей в будущем календарном году является основной и главной проблемой, поскольку с 2005 г. вступает в силу новая редакция Налогового кодекса, не предусматривающая возможности создания иных налоговых режимов, кроме прямо поименованных в самом кодексе. (Более подробно о статусе особой экономической зоны в Калининградской области в настоящее время здесь) Что касается специального федерального законодательства о статусе особых (свободных) экономических зон вообще и Калининградской области в частности, о необходимости принятия которого говорится уже на протяжении нескольких лет, то в настоящее время существует несколько вариантов законопроектов, посвященных нормативному регулированию порядка хозяйствования на территориях таких зон. Однако ни один из них так и не был рассмотрен. В этой связи, законопроект «Об особой экономической зоне в Калининградской области», разработанный в Министерстве экономического развития и торговли, является достаточно интересным, поскольку разработан непосредственно в ведомстве, которое в последнее время уделяло данному вопросу большое внимание. Вероятно, проект закона в ближайшее время будет внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.

В данной статье мы постараемся, во-первых, прокомментировать основные аспекты возможного нормативного регулирования особой экономической зоны в соответствии с имеющимся у нас текстом проекта нормативного правового акта, а во-вторых, дать оценку законопроекту с точки зрения его возможного места в системе законодательства.

Итак, основные положения документа сводятся к следующему.

1. Законопроект впервые дает относительно развернутое определение Особой экономической зоны в Калининградской области. Под ней понимается «специальный правовой режим ведения хозяйственной, в том числе экономической и инвестиционной деятельности, установленный на территории Калининградской области» (далее — Особая экономическая зона). О различных аспектах статуса Особой экономической зоны будет сказано далее. Так, о налогообложении субъектов предпринимательской деятельности подробно указано в цифрах 7-10, о таможенном режиме — в цифре 6.

2. Общее управление Особой экономической зоной планируется возложить на некий «Уполномоченный орган», статус которого в документе вообще не определен. Сказано лишь, что он координирует деятельность Администрации Особой экономической зоны, обеспечивает функционирование экономической зоны как особого правового режима, обеспечивает взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Калининградской области по вопросам Особой экономической зоны. Рискнем предположить, что полномочия такого органа возложат на уже существующий государственный орган.

Функции административного управления Особой экономической зоной предполагается возложить на Администрацию Особой экономической зоны, которая будет иметь статус федерального органа исполнительной власти. Детально полномочия Администрации предполагается определить посредством Положения об Администрации, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Наряду с Администрацией в целях согласованного развития Особой экономической зоны и Калининградской области как субъекта Российской Федерации планируется сформировать Совет по развитию Особой экономической зоны. В его состав должны войти представители Администрации, исполнительной и законодательной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, а также представители саморегулируемых организаций. Полномочия Совета, точный порядок его комплектования и место в системе управления в законе, к сожалению, также не отражены.

3. Законопроект содержит перечень критериев, которым должен соответствовать субъект для получения статуса участника Особой экономической зоны. Так, Участником можно стать, в случае соблюдения следующих условий:

- местом государственной регистрации юридического лица является Калининградская область;

- инвестиции, осуществляемые этим юридическим лицом, производятся на территории Калининградской области;

- юридическое лицо не должно уплачивать налоги в рамках других специальных налоговых режимов, за исключением тех, которые будут предусмотренных комментируемым нормативным актом;

- субъект не должен являться финансово-кредитной организацией, страховой компанией, профессиональным участником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом, некоммерческой организацией.

4. Естественно, что одним из центральных положений акта являются требования, предъявляемые к экономической составляющей деятельности Участника, а точнее к объему инвестиций и способам хозяйствования на территории экономической зоны.

Документ предъявляет следующие требования к инвестиционным проектам:

1) проект не должен быть направлен на добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг, связанных с добычей нефти и газа, производство водки, ликероводочных изделий, этилового спирта, табака и табачных изделий, а также других подакцизных товаров; оптовую и розничную торговлю; ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования; финансовые услуги.

2) инвестиции осуществляются в форме капитальных вложений, то есть это инвестиции в основной капитал (основные средства). Иные инвестиции не учитываются  приопределении стоимости инвестиционного проекта.

3) объем капитальных вложений по представленному инвестиционному проекту не должен быть менее 300 млн. рублей. Капитальные вложения в указанном объеме должны быть произведены в срок, не превышающий трех лет с даты получения статуса Участника. При этом в законопроекте особо оговорено, что инвестиционный проект должен быть подвергнут экспертизой «в соответствии с законодательством Российской Федерации», однако о виде экспертизе, ее предмете, субъектах и условиях проведения в документе ничего не сказано.

5. Документ предусматривает два основания лишения Участника его статуса:

в случае несоответствия объема капитальных вложений, произведенных в рамках инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации, против объема капитальных вложений, заявленных в инвестиционной декларации;

в случае обнаружения фактов занижения объемов капитальных вложений по сравнению с требованиям, предусмотренными законом.

В случае лишения или утраты юридическим лицом статуса Участника по вышеназванным причинам оно обязано уплатить в соответствующие бюджеты все суммы налогов, не уплаченные им в связи с использованием особого порядка уплаты налогов, в срок не позднее 30 дней с момента вступления в силу решения о его лишении статуса Участника. Таким образом, бывший Участник недобросовестным образом исполнивший свои обязательства «компенсирует» государству все налоги, неуплаченные на основании комментируемого законопроекта.

6. Законопроект направлен на регулирование правоотношений по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны, установленного в соответствии с таможенным законодательством (в настоящее время это глава 12 Таможенного кодекса 1993 г.). В статье 12 проекта дается определение свободной таможенной зоны как таможенного режима, при котором ввозимые на территорию Калининградской области иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Как видно, принципиальных отличий от формулировок ст. 75 Таможенного кодекса 1993 г. законопроект не содержит. Однако, отличия все же есть. Так, режим свободной экономической зоны в соответствии с законопроектом, действует только в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области юридическими лицами, зарегистрированными на территории области. При этом проект закона устанавливает существенные ограничения по субъектам, которые имеют право помещать ввозимые товары в режим свободной таможенной зоны. Ими могут быть только те лица, которые зарегистрированы на территории области. Данная норма представляется весьма и весьма сомнительной, поскольку в соответствии с новым Таможенным кодексом декларантом может являться широкий круг лиц в том числе экспедиторы, перевозчики и проч. В этой связи несколько не ясно почему для заявления товаров в режим свободной таможенной зоны субъекты, действующие в интересах и по поручению других лиц, должны быть зарегистрированы именно на территории Калининградской области. Полагаем, что данное ограничение вряд ли положительным образом скажется на логистическом процессе и в конечном итоге вызовет удорожание производства (переработки товаров).

Законопроект определяет, что под режим свободной таможенной зоны могут помещаться любые иностранные товары, за исключением подакцизных, запрещенные законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию, а также иных товаров, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации по предложению администрации Калининградской области и (или) Администрации исходя из защиты интересов местных производителей товаров. Данная норма законопроекта существенно снижает гарантии инвесторов, поскольку практически в любой момент перечень может расшириться, что приведет к невозможности реализации инвестиционного проекта. Полагаем, что все возможные товарные ограничения необходимо сразу оговорить в самом законе либо, что менее предпочтительно, установить ясный и закрытый перечь случаев, при которых могут вводиться ограничения по помещению тех или иных товаров в режим свободной экономической зоны. Очевидно, что защита интересов «местных производителей товаров» вряд ли является ясным и объективным. Тем более, что любой Участник свободной экономической зоны сам является «местным производителем».

Проект определяет, что под режим свободной таможенной  зоны могут помещаться также товары, ранее помещенные в иные таможенные режимы. При этом четко установлено, что в любом случае при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей не требуется.

Документ определяет общий перечь возможных операций по переработке товаров при их помещении в режим свободной таможенной зоны. В него включены:

-собственно переработка или обработка товаров;

-изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;

-ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств;

-переработка товаров, которая содействуют производству товарной продукции или облегчает его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Наряду с операциями по переработке товаров, законопроект также определяет, при каких способах и объемах применения последних товар будет считаться подвергнутым переработке. Закреплено, что товары (продукты переработки) считаются подвергнутыми достаточной переработке при выполнении одного из следующих условий:

-в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков;

-если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров (кроме электроники и сложной бытовой техники) произошло изменение стоимости товаров, когда процентная доля добавленной стоимости достигает 30 процентов, а для электроники и сложной бытовой техники достигает 15 процентов.

При этом в независимости от соблюдения правил, изложенных выше, не отвечают критериям достаточной переработки:

-операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

-операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

-простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара;

-смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

В подтверждение того, что товары подвергнуты достаточной переработке, заявителю выдается соответствующий сертификат в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Отметим, что по сравнению с положениями Таможенного кодекса 1993 г., в проекте закона возможность распоряжаться товаром теперь ограничена в большей степени. Так, статья 79 ТК предусматривает, что «в свободных таможенных зонах и на свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу…». То есть сами конструкции норм принципиально отличаются. Таможенный кодекс разрешает совершать с товаром любые действия, в том числе направленные на отчуждение товара, кроме его розничной продажи. Законопроект же допускает возможность совершения только ряда определенных действий, никак не связанных с изменением прав на товар у его владельца, а также возникновением прав на товар у третьих лиц. Следовательно, предполагается установить, что в случае помещения товаров в режим свободной таможенной зоны, в данном режиме они могут быть подвергаться только физическому изменению либо хранению в неизменном состоянии. Статья 16 законопроекта устанавливает порядок и особенности завершения таможенного режима свободной таможенной зоны. Режим свободной таможенной зоны может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки, а также помещением ввезенных товаров под иной таможенный режим с соблюдением требований и условий, установленных Таможенным кодексом.

При выпуске для свободного обращения ввезенных товаров уплачиваются суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны. Для целей исчисления таможенных пошлин применяется таможенная стоимость и (или) количество иностранных товаров при их помещении под таможенный режим свободной таможенной зоны. В отношении данных товаров применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При выпуске для свободного обращения товаров, подвергшихся операциям по переработке, о которых было сказано выше, уплачиваются суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные и использованные в процессе переработки товары (материалы, сырье, комплектующие) были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны.

В случае несоблюдения условий, переработки товаров либо невозможности идентификации товаров переработки как изготовленных из ввезенных комплектующий (сырья, материалов) при выпуске продуктов переработки для свободного обращения таможенные пошлины и налоги исчисляются исходя из ставок, применимых к продуктам переработки. Таможенная стоимость и количество продуктов переработки определяются на день их заявления к выпуску для свободного обращения.

В законопроекте особо оговорено, что большегрузные автомобили, тягачи, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок, а также перевозок товаров и пассажиров между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении ряда условий:

-транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области;

-транспортные средства принадлежат российским юридическим лицами, зарегистрированными в Калининградской области.

7. Законопроект устанавливает ряд особенностей налогообложения деятельности участников особой экономической зоны в отношении следующих налогов: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, а также налога на операции с ценными бумагами. Другие виды налогов, в том числе федеральные, региональные и местные, а также сборы и взносы во внебюджетные фонды предполагается уплачивать в общем порядке.

В отношение особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций Участниками установлено, особый порядок уплаты налога на прибыль организаций применяется в отношении прибыли, полученной в рамках инвестиционных проектов при условии ведения Участниками раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках осуществления каждого из указанных инвестиционных проектов.

Налоговой базой по прибыли от реализации инвестиционных проектов в соответствии признается денежное выражение прибыли, полученной в рамках реализации данных инвестиционных проектов, определяемой на основании данных раздельного учета.

Доходами, полученными в рамках инвестиционных проектов, признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации инвестиционных проектов.

Установлено, что в течение шести календарных лет с момента получения статуса Участника прибыль Участника от реализации товаров (работ, услуг), полученная в рамках инвестиционных проектов освобождается от налогообложения налогом на прибыль организаций; в период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно с момента получения статуса Участника налоговая ставка налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по прибыли от реализации инвестиционных проектов составляет величину, установленную пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшенную на 50 процентов. При этом если законом Калининградской области в соответствии с частью 5 пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса будет установлено пониженное значение ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий плательщиков, в число которых входят Участники, в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, Участники будут применять в таких случаях пониженную ставку налога, уменьшенную на 50 процентов.

В отношении особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций определено, что Участники уплачивают налог на имущество организаций в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении всего налогооблагаемого имущества за исключением имущества, созданного или приобретенного в рамках реализации инвестиционных проектов. К данному Участники исчисляют сумму налога на имущество организаций отдельно.

 Для Участников в течение первых шести налоговых периодов, начиная с момента получения статуса Участника, налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного в рамках реализации инвестиционных проектов, устанавливается в размере 0 процентов в течение первых шести лет, начиная с момента получения статуса Участника.

9. Особая экономическая зона в Калининградской области по замыслу авторов законопроекта должна действовать в течение 25 лет. Прекращение действия Особой экономической зоны должно осуществляться на основании федерального закона, принятого по истечении срока функционирования Особой экономической зоны, установленного данным законопроектом. При этом Федеральный закон о прекращении действия Особой экономической зоны не может быть введен в действие ранее чем через один год с даты его официального опубликования.

В документе установлен закрытый перечень случаев, при которых может быть принят закон о досрочном прекращении действия Особой экономической зоны, а именно:

-в случае введения на всей территории Российской Федерации военного положения;

-в случае введения на всей территории Российской Федерации, более чем на 3 месяца чрезвычайного положения.

10. Законопроект содержит ряд так называемых переходных положений, регулирующих особенности применения таможенного режима свободной таможенной зоны. Закреплено, что российские юридические лица, местом государственной регистрации которых является Калининградская область и на момент принятия настоящего закона осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом комментируемым законопроектом закона с рядом изъятий и особенностей, действующих в течение 10 лет с момента вступления в силу нового закона. Так, при выпуске для свободного обращения ввезенных продуктов переработки товаров таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям достаточной переработки.

Если взглянуть на проблему создания особых экономических зон посредством издания только законов, посвященных условиям хозяйствования в конкретной экономической зоне, без изменения иного, в первую очередь кодифицированного законодательства, то такой способ нормативного регулирования при уже имеющемся нормативном массиве, на наш взгляд, является крайне неудачным. Это обусловлено тем, что с 2005 г. Налоговый кодекс не будет предусматривать возможности создания такого специального налогового режима как «особая экономическая зона» (в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ). Опять же с 2005 г. статья 83 Таможенного кодекса 1993 г., предусматривающего, что в определенных случаях при ввозе и вывозе товаров в свободные таможенные зоны таможенные пошлины, никакие налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются, также вступит в противоречие с Налоговым кодексом. То есть, глава 12 Таможенного кодекса 1993 г. содержит нормы, закрепляющие порядок налогообложения, что не соответствует ст. 1 и ст. 18 Налогового кодекса. Напомним, что статья 1 в числе прочего предусматривает, что «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах».

Полагаем, что в настоящее время было бы более целесообразным вначале внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс, позволяющие создавать соответствующие специальные налоговые режимы, а также принять закон, регулирующий правоотношения по установлению и применению режима свободной таможенной зоны. И только затем определять особенности ведения хозяйственной деятельности на территории конкретных экономических зон.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться