Аналитика / Налогообложение / Как сделать красивый баланс для банка
Как сделать красивый баланс для банка
Есть три безопасных способа
26.02.2010газета «Учет. Налоги. Право»Банки при подаче заявки на кредит требуют промежуточную бухгалтерскую отчетность за последний отчетный период. А в договорах по уже выданным кредитам может быть предусмотрено условие о том, что если финансовое положение компании ухудшится, то банк вправе потребовать возврата денег досрочно. Поэтому, если намечается убыток или низкая прибыль, можно изменить ряд правил бухучета расходов и основных средств. Это увеличит прибыль по данным бухгалтерского учета, но не приведет к увеличению налога. Приводим наиболее безопасные способы.
Универсальный Увеличить срок амортизации в бухучете
Компания может установить более длительный срок полезного использования основных средств. Он повлияет на размер амортизации. В бухгалтерском учете срок можно определить из ожидаемого времени использования объекта и физического износа, по другим ограничениям, например по сроку аренды (п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). В налоговом же учете срок определяют строго по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1.
Преимущества. Если в бухучете срок установить выше, чем в налоговом, то прибыль в бухгалтерском учете будет выше, чем прибыль для целей налогообложения, поскольку амортизационные отчисления будут меньше.
Недостатки. В бухгалтерском учете из-за разных сроков списания возникнут временные налоговые разницы. Немного увеличится налог на имущество.
Продвинутый Увеличить срок списания расходов будущих периодов
В Налоговом кодексе такое понятие, как расходы будущих периодов, отсутствует. В бухгалтерском же учете затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам, списывают в течение периода, к которому они относятся. Порядок списания (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) компания устанавливает сама (п. 65 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).
Преимущества. Компания может сама установить срок списания затрат, когда его невозможно определить. Например, расходы на покупку компьютерных программ можно списывать и два года, и десять лет. Срок зависит от того, сколько компания будет пользоваться этой программой. Чем больше срок, тем меньше расходов в бухучете будет списано в первом квартале и тем больше будет прибыль в бухучете. Желательно такой выбор отразить в учетной политике.
Недостатки. Если компания в налоговом учете спишет такие расходы единовременно, могут возникнуть сложности. В Минфине считают, что такие затраты и в налоговом учете необходимо распределять, используя принцип равномерности (письмо от 17.08.09 № 03-03-06/1/526). Вопрос спорный, и суды зачастую встают на сторону компаний (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.02.09 № А55-9496/2008).
Безопаснее придерживаться позиции Минфина. Правда, в этом случае у компании увеличится прибыль и для целей налогообложения.
Затратный Включить недорогое имущество в состав основных средств
Компания может увеличить прибыль в бухучете, не устанавливая в учетной политике лимит для принятия объекта в качестве основного средства
Преимущества. При таком способе купленные объекты не дороже 20 000 рублей в бухучете будут оприходованы как основные средства и будут списываться в расходы через амортизацию. А в налоговом учете их спишут сразу в момент ввода в эксплуатацию в составе материальных расходов. Значит, в бухучете компании в первое время прибыль будет выше, чем в налоговом учете.
Недостатки. Во-первых, как и при первом способе, возникают разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Во-вторых, вырастет налог на имущество.
Оценка безопасности
Олег Хороший, государственный советник Российской Федерации 3-го класса:
– Риск минимален. Не вижу никаких проблем по использованию рекомендаций, кроме того что это усложнит учет.
Моя оценка безопасности: 5 баллов из 5 баллов.
Оксана Ярошенко, старший юрист финансового департамента УК «Независимые директора»:
– По первому и третьему способам риска нет. По второму: если компания учтет расходы для целей налогообложения единовременно, которые в бухучете она распределила, то споры возможны. Но при методе начисления, как следует из статьи 272 НК РФ, расходы признают в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок, а распределять их следует, если из договора невозможно определить такой период. Поэтому требования налоговиков распределять косвенные расходы неправомерны.
Моя оценка безопасности: 4 балла из 5 баллов.
Подготовлено в сотрудничестве с журналом
«Практическое налоговое планирование»
Комментарии