Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Проверки торговых фирм

Проверки торговых фирм

Торговая деятельность — объект постоянного внимания государственных органов. На сегодняшний день контроль за торговыми фирмами осуществляет более двадцати ведомств. Каждое из них руководствуется своей нормативной базой при проведении проверок. Что следует знать, если «контролеры» у вас на пороге?

29.08.2008
«Практическая бухгалтерия»
Автор: Иван Кузьмин, к. с. н., адвокат, член Адвокатской палаты Московской области

Общие принципы и требования к организации и проведению мероприятий государственного контроля унифицированы Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее - Закон о защите прав). Если ведомственные нормативные акты противоречат положениям этого закона, то они не применяются.

Проведение проверок обусловлено необходимостью контроля за предприятиями торговли на предмет добросовестного осуществления предпринимательской деятельности. Проведение проверок осуществляют только госслужащие, поскольку передача полномочий органам местного самоуправления не допускается. Закон о защите прав не применяется при проведении налоговых проверок, в деятельности таможенных органов, при оперативно-розыскных мероприятиях органов дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия и других контролирующих организаций. Законом не допускается личное получение органами государственного контроля отчислений от сумм, взысканных с фирм или индивидуальных предпринимателей в результате проведения контрольных проверок.

это важно

Контрольная проверка производится по распоряжению или приказу государственного органа, проводящего проверку. В распоряжении обязательно указываются цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю.

Диалектика проверки: форма и содержание

Контрольная проверка производится по распоряжению или приказу государственного органа, проводящего проверку. В распоряжении обязательно указываются цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю. Поскольку форма этого документа утверждается ведомствами самостоятельно, в тексте приказа или распоряжения могут быть представлены и другие дополнительные сведения. В Законе о защите прав однозначно не сказано, к каким последствиям могут привести допущенные ошибки в приказе или распоряжении о проведении проверки. Поэтому в каждом конкретном случае правовую оценку выявленной ошибки и ее последствия определяют судебные органы. Так, например, формальные ошибки в наименовании проверяемого предприятия не будут поводом для отмены вынесенного приказа или распоряжения, поскольку такая ошибка фактически не нарушает прав и законных интересов проверяемого лица (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2007 г. по делу № А56-52237/2006).

Распоряжение (приказ) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется руководителю (индивидуальному предпринимателю) или иному должностному лицу организации (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона о защите прав). Между тем в обязанности контролера не входит вручение копии приказа. Если инспектор отказался представить такую копию, за ней можно самостоятельно обратиться к руководителю органа, назначившего проверку. Вряд ли государственный орган будет скрывать сам документ, поскольку отсутствие приказа или распоряжения как в момент проверки, так и в ходе судебного разбирательства влечет признание проверки незаконной.

Был бы повод, а проверяющий найдется

Проверки торговых фирм могут быть плановыми или внеплановыми. Плановая проверка проводится один раз в два года, внеплановая - на основании заявлений, содержащих жалобы на нарушение прав и законных интересов потерпевших, или на основании сведений, достаточных для принятия решения о проверке (совершение действий, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, нарушающих экологическую обстановку, противоправных действий, выявление фактов, требующих контроля государственных органов). Поэтому частота внеплановых проверок в Законе о защите прав не регламентирована. Вместе с тем не допускаются повторные проверки одного и того же лица по факту, по которому такая проверка проводилась ранее (постановление ФАС Московского округа от 19 марта 2008 г. № КА-А41/1549-08 по делу № А41-К2-18534/07). Так, если проверка уже проводилась по заявлению одного покупателя, при поступлении такого же заявления уже от другого лица, но по тем же обстоятельствам новая проверка назначена быть не может.

В ходе проверки не могут быть истребованы документы, не относящиеся к ее предмету и не входящие в компетенцию проверяющей стороны. Так, истребование такого рода документов и формирование на их основании решения может привести к его отмене при рассмотрении данного вопроса в суде (постановление ФАС Центрального округа от 19 января 2006 г. по делу № А23-1309/05А-12-104).

Проверяемые налогоплательщики имеют полное право участвовать в проведении проверки, знакомиться с ее результатами, указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, давать пояснения, а также обжаловать принятые в нарушение закона решения (п. 1 ст. 13 Закона о защите прав). По результатам проверки составляется акт. Форма приказа или распоряжения о проведении проверки, форма акта разрабатываются ведомством, наделенным функциями государственного контроля, в порядке, установленном законодательством.

Следует иметь в виду, что участие должностных лиц и ознакомление их с собранными в ходе проверки материалами также регламентировано нормами Кодекса об административных правонарушениях (главы 28-29). Жалобы на незаконные действия должностных лиц, совершенные в ходе проверки торговых фирм, рассматриваются арбитражными судами (порядок регулируется гл. 24 АПК РФ). Важно помнить, что, подавая исковое заявление, субъекту предпринимательства необходимо в первую очередь представить факты нарушения прав, подкрепленные необходимыми доказательствами.

В качестве наказания по результатам проверки государственные органы могут вынести предупреждение, наложить штраф либо административно приостановить деятельность (ст. 3.4-3.5, 3.12 КоАП РФ). Если нарушения более серьезны, государственный орган вправе обратиться в арбитражный суд, например, с иском об отзыве лицензии.

Под контролем силовиков

Самые неприятные проверки, которые к тому же могут повлечь серьезные последствия для фирмы, - проверки сотрудниками ОБЭП. Дело в том, что органы милиции наделены широкими полномочиями, позволяющими обнаружить любое правонарушение.

Причинами, из-за которых торговая точка может оказаться в поле зрения сотрудников ОБЭП, самые разные. Наиболее частые из них - это жалобы от покупателей, которым был продан некачественный продукт, произведен обвес или обсчет или иным образом были нарушены его права покупателя и гражданина. Не секрет, что даже анонимный телефонный звонок может послужить причиной прихода господ силовиков. Также их интерес может проявиться при проведении оперативно-розыскных мероприятий по проверке недобросовестных организаций, если в их списке будет фигурировать контрагент компании.

Выявление достаточных обстоятельств в ходе проверки может служить основанием для возбуждения уголовного дела, что само по себе является неприятным фактом.

Из сложившейся практики, уголовные дела в отношении предпринимателей заводятся достаточно редко. В большинстве случаев нарушители привлекаются к административной ответственности.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться