Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Виден ли конец налоговому произволу?

Виден ли конец налоговому произволу?

Думает ли власть о будущем своих граждан и процветании отечественной экономики, заботят ли российскую власть насущные вопросы российского бизнеса? // Сергей Виряскин. Специально для Банкир.Ру.

02.12.2005

Говорят, что думает, и что заботят. Ходят довольно противоречивые слухи о скорой “оттепели” в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами. Действительно, члены Государственной Думы и Совета Федерации подготовили целый ряд поправок к проекту Федерального Закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". В целом около семиста дополнений и изменений, среди которых важное место занимают в основном вопросы, остававшиеся ранее без должного государственного регулирования. Самое главное, что предстоит выяснить Госдуме, состоит в следующем: 

1)       Нужны ли налоговому праву дополнительные процессуальные сроки?

 2)       Необходимо ли внесение изменений в статью Налогового Кодекса РФ, касающейся значения камеральной и выездной налоговой проверки.

3)       Увеличить ли меру ответственности должностных лиц налоговых органов за деяния, содержащие в себе признаки превышения должностных полномочий?

4)       Быть ли реально действующему механизму защиты нарушенных прав налогоплательщиков незаконными действиями представителей налоговых органов? 

Вот этот перечень вопросов и предстоит разрешить парламентариям в самое ближайшее время. Предполагается, что началом голосования по поправкам станет 6 декабря этого года.

Рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных пунктов и проанализируем новые положения в сравнение с действующими.

Вопрос о процессуальных сроках подразумевает их максимальное конкретизирование, а также ограничение временными рамками действий налоговых органов. Действительно, применительно к налогам и сборам на слуху остаются только сроки, указанные в законе для налогоплательщиков. В то же время   создаётся ощущение, что налоговики находятся вне часовых поясов.

Так, в статье 23 НК РФ, посвящённой обязанностям налогоплательщиков, приводится следующий список сроков для сообщения налоговым органам:

об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Как видно, всё предельно ясно и благоразумно: в случае какого-либо нарушения налоговики могут ссылаться на пропущенные сроки и нерадивому налогоплательщику уже трудно будет избежать ответственности. Вместе с тем, в том же НК РФ совсем не решены вопросы о срочном характере обязанностей налоговых органов, чем последние не довольно часто злоупотребляют во вред налогоплательщиков. Примеров может быть масса ( всё зависит от степени остроумия налогового сотрудника), самый яркий, ставший уже притчей во языцех - пришедшее в ночь с пятницы на субботу уведомление о неуплаченных налогах, с требованием их уплаты к понедельнику.

Также в жёсткой ротации парламентских мнений окажется вопрос о соотношении значений камеральных и выездных налоговых проверок. Напомним, что на сегодняшний день отличие одной от другой проявляется лишь в техническом аспекте дела.

Статья 88 НК РФ о камеральной проверке говорит следующее:

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

А вот что говорится о выездной проверке в статье 89 НК РФ:

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Таким образом, самого законного определения проверок не существует, а все различия сводятся только к тому, где (в каком месте) и с чьего ведома будет осуществляться проверка (полномочия органов примерно одинаковые). Что же касается правовых последствий обеих проверок, то они равнозначны: и в первом и во втором случае составляется акт, который сам по себе в дальнейшем может стать основанием для привлечения к ответственности. Поправки к положениям этих статей будут заключаться в изменении статуса камеральной проверки, целью которой должна будет стать   обычная проверка представленных документов на предмет их соответствия установленным правилам и стандартам, а в случае каких-либо недоразумений - разъяснение налогоплательщику правильности совершения таковых документов в будущем, и проверки выездной, которая будет преследовать конечную цель деятельности налоговых органов - точное соблюдение законодательства о налогах и сборах. Кроме того, повторные выездные проверки по воле налоговиков станут теперь невозможны, так как для повторной налоговой проверки будет требоваться согласие самого налогоплательщика, что как раз и отвечает законным интересам организации.

Третья возможная новелла Налогового Кодекса – это увеличение и конкретизация меры ответственности налоговых органов, в лице их сотрудников за неправомерные действия, нарушающие права и законные интересы налогоплательщиков. Сегодня о такой ответственности говорится в статье 35 НК РФ:

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Скажем сразу: не густо. Хотя действует ещё норма статьи 183 Уголовного Кодекса РФ, где предусматривается уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, что часто случается с неугодными налогоплательщиками. Но в действительности, когда дело касается налоговиков, она не действует, и действовать не будет до тех пор, пока будет оставаться презумпция невиновности и врождённой чистоплотности сотрудника налогового органа. Зато, что касается налогоплательщиков физических и юридических лиц, то и в самом Налоговом Кодексе и в Уголовном Кодексе содержится целый ряд статей, описывающих составы налоговых преступлений, и приводящих целые списки мер уголовной ответственности. И если за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, то уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (статья 199 УК РФ).

В поправках к закону предполагается максимально детализировать меры ответственности, которые могут быть наложены на сотрудников налоговых органов, а также ужесточить максимальные меры наказания за наиболее серьёзные преступления. Станет возможным также в качестве наказания назначать и лишение свободы на определённый срок.

Кроме всего прочего, наиважнейшим пунктом в предлагаемых поправках и изменениях является механизм защиты прав и законных интересов налогоплательщиков от незаконных действий налоговиков. Предполагается создание грамотно отлаженной процедуры обжалования действий и решений сотрудников налоговых органов, а также системы контроля над такими действиями и решениями со стороны государства.

Но стоит предостеречь от поспешных выводов о торжестве демократичного подхода над подходом деспотическим и всяких салютований в честь будущего равноправия и законности. В рядах парламентариев по этому поводу нет согласованного единства мнений, и, думается, что всё, в конечном счете, будет зависеть только от “президентского большинства” в Думе, а значит, последнее слово останется за Президентом. И если даже большая часть из подобных поправок пройдёт и приобретёт статус закона, то и тогда говорить о налоговиках с “человечьим лицом” будет ещё рано. Представляется, что российские налоговики, чувствующие себя в правовом хаосе и сумбуре как рыбы в воде, не отдадут просто так своих насиженных позиций и мест. Для того чтобы поломать порочную практику деятельности налоговых структур, складывавшуюся годами в России нужны не годы, требуются десятилетия.

Разместить:
Сергей
13 февраля 2013 г. в 23:35

Прав у налогоплательщиков нет и не будет,пока в гос.органах и в судах живет "система" ,а "массы" все терпят . Будут расти налоги ,урезаться права и все будет дорожать пока не рухнет РОССИЯ .Но толстосумам из вельмож ,до этого дела нет ,они осваивают бюджет пока мы его пополняем .

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться