
Аналитика / Налогообложение / Передача полномочий по администрированию страховых взносов ФНС: детали Закона
Передача полномочий по администрированию страховых взносов ФНС: детали Закона
Российский налоговый портал напоминает, что с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование будет осуществлять Федеральная налоговая служба.
11.07.2016Соответствующий Федеральный Закон № 250 -ФЗ был принят Государственной Думой ФС РФ 14 июня 2016 года, в начале июля 2016 года подписан Президентом РФ.
Данный Закон «встраивает» страховые взносы в систему налоговых платежей, соответствующие изменения вносятся в Закон № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», и иные акты. Изменения касаются как материально-правовых норм, так и процедурных норм (процесса), норм, посвященных привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности и иных правил.
Президентом также подписан Федеральный Закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ о внесении изменений в Ч.1 и Ч.2 НК РФ, который мы и посмотрим в данной статье более подробно.
Ч. 1 НК РФ
К каким правоотношениям не применяется законодательство о налогах и сборах?
- К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц
Появились нормы, которые регулируют порядок вступления в силу новых законов, в части регулирования страховых взносов (не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам), а также нормы, посвященные запрету на придание актам, ухудшающим положение плательщика взносов, обратной силы.
В Законе № 243-ФЗ закреплено понятие «страховые взносы». Из него также видно, на какие правоотношения теперь будет распространяться законодательство о налогах и сборах:
«Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц».
Налоговый Кодекс РФ дополняется Главой 2.1 «Страховые взносы в Российской Федерации» (Далее – Глава 2.1).
Глава 2.1 НК РФ:
- Устанавливает условия установления страховых взносов (элементы обложения);
- Добавляет в перечень субъектов «плательщиков страховых взносов», устанавливает их права и обязанности;
- Распространяет положения ст. 45-48 НК РФ об уплате налога (взноса) и взыскании платежей на плательщиков взносов;
- Адаптирует иные элементы (понятие «налоговый период» и др.) и порядок (уплаты, взыскания) под плательщиков страховых взносов;
- Вносит изменения в порядок направления требования об уплате налога (страхового взноса). Во-первых, меняется самое название ст. 70 НК РФ. Во—вторых отмечается, что налоговый орган должен направить плательщику взносов требование об уплате страховых взносов в течение 10 дней со дня получения налоговым органом решения органа ФСС РФ об отказе в зачете расходов на выплату страхового обеспечения, принятого по результатам проверки обоснованности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Также теперь налоговый орган должен будет направить новое требование об уплате налога (страхового взноса), если после направления первоначального требования обязанность страхователя изменилась (задолженность или снизилась, или выросла) – ст. 71 НК РФ в новой редакции;
- в ст. 75 НК РФ вносятся изменения, согласно которым пеня не подлежит начислению на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга;
- в ст. 78, 79 НК РФ уточняется, когда излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование плательщику не вернут: если по сообщению территориального органа управления ПФР сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования!
- Уточняется, что представляет собой расчет по страховым взносам.
- Отмечены особенности проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- Нормы, посвященные страховым взносам, внесли изменения и в ст. 122 НК РФ, которая будет называться «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора), страховых взносов».
Ч. 2 НК РФ
Налоговый Кодекс РФ дополняется Разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и Главой 34 «Страховые взносы». В нее во многом копируются положения Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. Перечислим название статей (без нумерации), которые нашли отражение в Главе 34:
- плательщики страховых взносов;
- объект обложения страховыми взносами;
- база для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
- суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;
- расчетный, отчетный период;
- определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений;
- тарифы страховых взносов;
- тарифы страховых взносов в 2017 - 2018 годах;
- пониженные тарифы страховых взносов;
- дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков;
- размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам;
- порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Стоит отметить, что данная статья регулирует также проведение проверок правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые проводит ФСС РФ;
- порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Таким образом, мы посмотрели, какие изменения планируются с 1 января 2017 года в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов ФНС России.
Комментарии