
Аналитика / Налогообложение / Как оформить покупку основных средств у физлица?
Как оформить покупку основных средств у физлица?
Наша компания покупает основное средство (станок) у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В общем дешево и сердито. Документов на имущество нет. Какие документы нужно оформить? И как быть с амортизацией?
06.05.2011Расчет- А какие документы можно взять с «физика», если даже бумаг на основное средство у него нет?! Договор и акт приема-передачи. В случае приобретения станка за наличный расчет оформляем кассовые документы. Заметим, что при оформлении расходного кассового ордера продавец должен своей рукой написать в нем сумму им полученную и поставить подпись.
– Какую информацию о продавце следует указать в договоре?
– Паспортных данных вполне будет достаточно: Ф. И. О., место регистрации, серия и номер паспорта, дата выдачи. Если место фактического проживания не совпадает с местом регистрации, то можно указать место жительства.
– Этого будет достаточно для принятия станка к учету?
– Вполне. Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», «первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов». Плюс расходы на приобретение: плата за информационные и консультационные услуги, вознаграждения посредникам, невозмещаемые налоги и т. п. Все указанные суммы как раз и составят первоначальную стоимость в бухгалтерском учете.
Аналогично и в налоговом учете: первоначальную стоимость основного средства составляет сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
– А как быть со сроком полезного использования?
– Срок полезного использования определяют исходя из ожидаемого срока эксплуатации этого объекта или ожидаемого физического износа (п. 20 ПБУ 6/01).
В налоговом учете сложнее. Нужно знать срок эксплуатации, который был установлен у предыдущего собственника. А он фактически неизвестен, т. к. документально подтвердить этот срок невозможно, даже если документы были бы в полном порядке (письмо Минфина от 6 октября 2010 г. № 03-03-06/2/172). Поэтому срок использования нужно будет определить самостоятельно с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). А это значит, что станок, увы, придется амортизировать как новый. Увы, дешевизна покупки совсем неочевидна. Тем более что не будет «входного» НДС, которой можно было бы принять к вычету.
– Получается, что фактически изношенный станок на бумаге будет проходить как новый?!
– В отсутствие доказательств срока использования предыдущим хозяином – да. «На глазок» его определить не получится. Теоретически можно попытаться доказать, что продавец уже использовал имущество какое-то время. Но, судя по отсутствию документов, можно усомниться в том, что продавец – настоящий собственник имущества. Спор с налоговой будет обеспечен.
– Кстати, а НДФЛ с физического лица при выплате вознаграждения нужно удерживать?
– Нет. НДФЛ уплачивает сам «физик». Компания в данном случае налоговым агентом не является.
Комментарии