Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2023 г. № Ф03-1453/2023 по делу № А51-7285/2022

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2023 г. № Ф03-1453/2023 по делу № А51-7285/2022

Оспариваемым решением страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа за неполную уплату страховых взносов, предложено уплатить недоимку и пени, поскольку в проверенный период он подтверждал основной вид деятельности по заниженному тарифу вместо фактически используемого вида экономической деятельности, связанного с охотой, отловом и отстрелом диких животных.

Итог: в удовлетворении требования отказано, так как правомерность определения повышенного тарифа при исчислении страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подтверждена.

17.05.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2023 г. N Ф03-1453/2023

 

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Михайловой А.И., Черняк Л.М.

при участии:

от Приморского краевого отделения военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Уссурийского гарнизона ДВО: Ящук А.В., представитель по доверенности от 29.04.2022 б/н;

от Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю: Панфилова Е.В., представитель по доверенности от 10.01.2023 N 290;

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю: представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу Приморского краевого отделения военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Уссурийского гарнизона ДВО

на решение от 11.10.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023

по делу N А51-7285/2022 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Приморского краевого отделения военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Уссурийского гарнизона ДВО (ОГРН 1022500000797, ИНН 2511006260, адрес: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина, д. 46)

к государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022501281439, ИНН 2536035577, дата прекращения деятельности: 01.01.2023; правопреемник - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ОГРН 1022502260461, ИНН 2504001751, адрес: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Фонтанная, д. 16)

третье лицо: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (ОГРН 1042502167278, ИНН 2511015850, адрес: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Чичерина, д. 93)

о признании незаконным решения

 

установил:

 

Приморское краевое отделение военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Уссурийского гарнизона ДВО (далее - ВОО Уссурийского гарнизона ДВО, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 02.02.2022 N 25062150000715 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Определением суда от 14.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - МИФНС N 9 по Приморскому краю).

Решением суда от 11.10.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Пятый арбитражный апелляционный суд произвел процессуальное правопреемство, заменив государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю, о чем указано в постановлении от 24.01.2023.

Законность обжалуемых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе общества, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении требований.

В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что вид фактически осуществляемой деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности. Считает, что фонд не исследовал фактическую деятельность организации, а исходил из классификации профессиональной деятельности определенных работников организации "егерь" и "охотовед".

Настаивает на том, что фактический вид деятельности организации - любительская и спортивная охота ОКВЭД 93.19 (класс профессионального риска 3, страховой тариф 0,4%), полагает возможным доначисление страховых взносов по этому коду.

В отзыве фонд считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Представители ВОО Уссурийского гарнизона ДВО и фонда, участие которых в судебном заседании обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.2 АПК РФ путем использования системы веб-конференции, поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на кассационную жалобу.

МИФНС N 9 по Приморскому краю, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно них, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что фондом в отношении ВОО Уссурийского гарнизона ДВО проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ по установленному законодательством РФ тарифу с учетом установленной отделением Фонда скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.

В ходе выездной проверки фондом установлено, что страхователь в проверенный период подтверждал основной вид деятельности по коду ОКВЭД 94.99 "Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки" (класс профессионального риска - 1, страховой тариф в размере 0,2%) вместо фактически используемого вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 01.70 "Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях" (класс профессионального риска - 32, страховой тариф 8,5%). По итогам проверки составлен акт от 24.12.2021 N 25062150000713.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки принято решение от 02.02.2022 N 25062150000715 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому организация привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), за неуплату или неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 157 049,50 руб., страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 785 247, 49 руб. (из них в результате занижения базы для начисления страховых взносов - 9,41 руб.), пени в размере 76 072,66 руб.

Не согласившись с вынесенным решением о привлечении к ответственности в части необоснованного применения в 2018-2020 годах страхового тарифа 0,2% и необходимости применения тарифа 8,5%, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Закона N 125-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отраслевые нормативные акты, пришли к выводу о законности оспариваемого решения фонда, которым определен повышенный тариф при исчислении страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом суды правомерно исходили из следующего.

Закон N 125-ФЗ устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.

В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой же статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.

Статьями 21 и 22 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком, а страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.

Класс профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности, определяется по Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н. Виды экономической деятельности (с указанием кодов ОКВЭД) сгруппированы в 32 класса.

Пунктом 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.

Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.

Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 14 Правил).

Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).

Исходя из содержания пунктов 2 и 3 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.

При этом страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности. Указанные документы представляются по форме, установленной Порядком N 55 (приложения N 1 и N 2 к Порядку N 55).

В справке-подтверждении основного вида экономической деятельности должны быть указаны коды ОКВЭД по видам деятельности, осуществляемым организацией, наименование видов экономической деятельности, доходы по видам экономической деятельности и доля доходов, соответствующих ОКВЭД.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) охотничье хозяйство представляет собой сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.

Услуги в сфере охотничьего хозяйства согласно пункту 12 статьи 1 Закона N 209-ФЗ представляют собой услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суды предыдущих инстанций установили, что в проверенном периоде наибольшее количество работников ВОО Уссурийского гарнизона ДВО фактически оказывало услуги в сфере охотничьего хозяйства, характер обязанностей которых указывает на высокий профессиональный риск.

При установленных обстоятельствах суды пришли к верному выводу, что экономическая деятельность организации относится к услугам, связанным с охотой, ловлей и разведением диких животных (01.7), согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) ("Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденный приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) соответствует коду 01.70 "Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях".

Довод общества о том, что основным видом его деятельности является любительская и спортивная охота - код ОКВЭД 93.19, относящаяся к 3 классу профессионального риска, в связи с чем подлежит применению страховой тариф 0,4%, был предметом проверки и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, учитывая следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.

Согласно части 3 указанной статьи любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Частью 4 предусмотрено, что любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений (часть 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ).

Частью 2 статьи 20 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что к охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.

Суды не установили фактов, свидетельствующих об осуществлении организацией деятельности в области спорта, в которую входит деятельность по коду ОКВЭД 93.19.

Доказательств осуществления страхователем иных видов деятельности (популяризация рыболовного и стрелково-охотничьего спорта, развитие организационно-массовой и практической работы по пропаганде здорового образа жизни, развитие спортивной охоты и рыболовства), что подтверждало бы его деятельность согласно ОКВЭД 93.19 (деятельность в области спорта прочая; организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе и в помещении для профессионалов или любителей; деятельность, связанную со спортивно-любительским рыболовством и охотой), материалы дела не содержат.

Исходя из вышеизложенного, правильно применив нормы действующего законодательства, установив все обстоятельства по делу, суды правомерно отказали в удовлетворении требований.

Доводы общества о том, что в представленных в материалы дела разрешениях на добычу копытных животных (на отлов или отстрел одной особи), выданных физическим лицам, в графе вид охоты указано - любительская или спортивная охота, что соответствует деятельности 93.19 ОКВЭД - деятельность в области спорта прочая со страховым тарифом - 0,4%, суд округа отклоняет, поскольку, как установили суды двух инстанций, деятельность, которую ВОО Уссурийского гарнизона ДВО обязано осуществлять в соответствии с условиями охотхозяйственных соглашений, не охватывается понятием любительской и спортивной охоты, определенным статьей 1 Закона N 209-ФЗ (охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях).

В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию общества по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

 

постановил:

 

решение от 11.10.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А51-7285/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Т.Н.НИКИТИНА

 

Судьи

А.И.МИХАЙЛОВА

Л.М.ЧЕРНЯК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Ответственность за неуплату взносов и авансовых платежей
  • 27.03.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены страховые взносы и назначен штраф в связи с отсутствием у него как участника свободной экономической зоны права на применение пониженных тарифов страховых взносов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку положения подпункта 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ не связывают возможность применения льготы только в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых, созда

  • 20.03.2024  

    Оспариваемым актом общество привлечено к ответственности по ст. 26.29 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за неуплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствуют основания удерживать страховые взносы с единовременной помощи в связи с утратой имущества в пожаре.

  • 06.12.2023  

    Общество полагает, что имеются основания для признания спорной задолженности по уплате страховых взносов безнадежной к взысканию, а обязанности по ее уплате - прекращенной.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части, поскольку налоговым органом своевременно приняты решения о взыскании недоимки за спорные периоды, перевыставление инкассовых поручений не противоречит законодательству о налогах и сбо


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 04.02.2024  

    Фонд пришел к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.

  • 13.12.2023  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на


Вся судебная практика по этой теме »