Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.03.2023 г. № Ф01-6841/2022 по делу № А11-5672/2019

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.03.2023 г. № Ф01-6841/2022 по делу № А11-5672/2019

Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, налог на имущество и пени, выявив, что он создал противоправную схему искусственного дробления бизнеса с целью сохранения права на применение УСН и уменьшения размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов на взаимозависимые организации.

Итог: в удовлетворении требования отказано, так как установлено, что созданные налогоплательщиком взаимозависимые организации реализовывали продукцию, произведенную исключительно налогоплательщиком, и что основные средства, необходимые для производства и реализации продукции, являлись собственностью налогоплательщика.

23.04.2023Российский налоговый портал 

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2023 г. по делу N А11-5672/2019

 

28 марта 2023 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,

при участии представителей

от заявителя: Залевского В.Г. (доверенность от 26.05.2022),

Печерской Г.В. (доверенность от 23.05.2022),

от заинтересованного лица: Егоровой Л.Н. (доверенность от 09.01.2023),

Серегиной А.В. (доверенность от 09.01.2023),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью "Агропром"

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.05.2022 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022

по делу N А11-5672/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропром"

(ИНН: 3307022271, ОГРН: 1173328009579)

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской области от 21.12.2018 N 11-09/5

и

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Агропром" (далее - ООО "Агропром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 21.12.2018 N 11-09/5.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 18.05.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 решение суда оставлено без изменения.

ООО "Агропром" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушили статьи 71, 168, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не учли разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, Инспекция неправомерно вменила Обществу создание противоправной схемы "дробления" бизнеса, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды. Представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт самостоятельного ведения ООО "Агропром" и обществами с ограниченной ответственностью "Агропром-М", "Агропром-Т", "Агропром-С" и "МолПром" (далее - ООО "Агропром-М", ООО "Агропром-Т", ООО "Агропром-С", ООО "МолПром") своей предпринимательской деятельности. Указанные организации являются отдельными независимыми хозяйствующими субъектами, при этом их создание было обусловлено разумными экономическими причинами и целями делового характера.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и дополнениях к ней.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему отклонила доводы Общества.

На основании статей 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.02.2023; рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 21.03.2023 (определение суда округа от 28.02.2023).

В судебном заседании 21.03.2023 представители Общества и Инспекции поддержали позиции по делу.

Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Агропром" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, результаты которой отразила в акте от 06.06.2018 N 11-09/7.

В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о создании налогоплательщиком противоправной схемы искусственного "дробления" бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов на взаимозависимые организации - ООО "Агропром-М", ООО "Агропром-Т", ООО "Агропром-С", ООО "МолПром".

По итогам проверки Инспекция приняла решение от 21.12.2018 N 11-09/5 об отказе в привлечении ООО "Агропром" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно указанному решению Обществу доначислены налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и налог на имущество организаций в общей сумме 29 785 035 рублей, а также соответствующие пени.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 15.04.2019 N 13-15-01/04781 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.

ООО "Агропром" не согласилось с решением Инспекции от 21.12.2018 N 11-09/5 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 23, 146, 166, 247, 248, 252, 272, 374, 346.11 - 346.13, 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что Инспекция доказала факт создания налогоплательщиком противоправной схемы с участием взаимозависимых лиц, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

На основании пункта 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 346.13 Кодекса, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) разъяснил, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

В силу пункта 3 Постановления N 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции (пункт 7 Постановления N 53).

В пункте 9 Постановления N 53 указано, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.

Согласно пункту 11 Постановления N 53 признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суды установили, что в проверяемом периоде ООО "Агропром" применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы": основной вид деятельность организации - производство молока (кроме сырого) и молочной продукции (код 10.51 ОКВЭД).

Основанием для доначисления Обществу налогов по общей системе налогообложения послужил вывод Инспекции о занижении налогоплательщиком доходов путем их частичного перераспределения на взаимозависимые организации (ООО "Агропром-М", ООО "Агропром-Т", ООО "Агропром-С", ООО "МолПром") с целью сохранения возможности применения специального режима налогообложения.

В ходе мероприятий налогового контроля установлено, что учредителем и руководителем Общества Ларкиным А.В. были созданы ООО "Агропром-М", ООО "Агропром-Т", ООО "Агропром-С", ООО "МолПром", также применяющие упрощенную систему налогообложения (кроме ООО "Агропром-С"). При этом создание ООО "МолПром" обусловлено увеличением выручки ООО "Агропром-М" и ООО "Агропром-Т", что не позволило бы указанным организациям применять специальный налоговый режим: новых покупателей данная организация не приобрела, а покупатели ранее созданных взаимозависимых лиц изменили поставщика продукции.

Созданные организации осуществляли реализацию продукции, произведенной для них исключительно ООО "Агропром", и, в свою очередь, после создания взаимозависимых организаций налогоплательщик занимался переработкой давальческого сырья, полученного от взаимозависимых организаций, и реализацией собственной продукции в небольшом объеме.

Указанные организации располагались по одному адресу (за исключением ООО "МолПром"), использовали одну символику и наименование продукции, указывали одни и те же адреса и телефоны при заключении договоров; установлено также совпадение IP- и MAC-адресов; вход в систему электронных расчетов "Банк-Клиент" с использованием данных адресов осуществлялся приблизительно в одно время; налоговая и бухгалтерская отчетность представлялась через одного оператора.

Все основные средства, необходимые организациям для осуществления производства и реализации молочной продукции, являлись собственностью ООО "Агропром"; транспортные средства, проданные Обществом ООО "Агропром-Т", продолжали фактически использоваться налогоплательщиком на основании договора возмездного оказания услуг, оплата которых не производилась.

Кроме того, установлено участие ряда физических лиц в деятельности взаимозависимых организаций путем совмещения должностей руководящего состава, а также миграция кадров между указанными организациями; в штатные расписания всех организаций вносились изменения, связанные с исключением отдельных должностей в штатном расписании ООО "Агропром" и одновременном вводе в штатное расписание взаимозависимых организаций аналогичных должностей. При этом часть сотрудников осуществляла деятельность в нескольких организациях без оформления трудовых (гражданских) отношений.

Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что Инспекция доказала факт создания Обществом схемы "дробления" бизнеса, имеющей целью сохранение права на применение упрощенной системы налогообложения и уменьшение объема налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов на взаимозависимые организации - ООО "Агропром-М", ООО "Агропром-Т", ООО "Агропром-С", ООО "МолПром".

Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.05.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А11-5672/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропром" - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Агропром".

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

О.Е.БЕРДНИКОВ

 

Судьи

Д.В.КОГУТ

Т.В.ШУТИКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
  • 21.04.2024  

    Решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с установлением в ходе проверки обстоятельств нереальности сделок с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как представленные обществом документы носят формальный характер и не подтверждают реальность выполнения субподрядных работ и поставку товарно-материальных ценностей; умышленное искажение сведений о фак

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль организаций, пени, штраф, пени по НДС в связи с необоснованным применением налоговых вычетов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения, путем совершения операций с контрагентами, не осуществляющими реальную фина

  • 14.04.2024  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на доходы иностранных организаций, пени и штраф, выявив, что, будучи налоговым агентом, налогоплательщик (заемщик) не удержал указанный налог при выплате процентов по договорам займа, право требования по которым иностранная компания (кредитор) передала по договору цессии иной иностранной компании.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку уста


Вся судебная практика по этой теме »

Неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ)
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.

    Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.

    Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.

    Итог: в

  • 21.04.2024  

    Решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, пени и штраф в связи с необоснованным уменьшением налоговой базы по налогам.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку поздние получение документов либо государственная регистрация права на объекты налогообложения, зависящие от воли общества, не являются основанием для освобождения от уплаты налога на имущество.


Вся судебная практика по этой теме »