Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2023 г. № Ф07-1646/2023 по делу № А56-10273/2022

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2023 г. № Ф07-1646/2023 по делу № А56-10273/2022

Общество ссылается на необоснованное начисление сумм земельного налога.

Итог: требование удовлетворено, поскольку подтверждено наличие у общества права на применение в 2020 году ставки 0,3 процента в отношении земельных участков с разрешенным видом использования "для индивидуальной жилой застройки", находящихся на территории муниципального образования; не установлено использование обществом участков в предпринимательской деятельности.

29.03.2023Российский налоговый портал 

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2023 г. по делу N А56-10273/2022

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Персей Фонд Активов" Никифоровой Т.В. (доверенность от 26.07.2022), Самойловой М.И. (доверенность от 19.12.2022), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Терлецкой Т.А. (доверенность от 16.01.2023 N 28-12/01019), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Косаревой Е.С. (доверенность от 09.01.2023 N 03-06/00021), рассмотрев 13.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А56-10273/2022,

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью "Персей Фонд Активов", адрес: 196084, Санкт-Петербург, Киевская ул., д. 5, корп. 3, лит. А, пом. 5Н, часть пом. 2, ОГРН 1107847092121, ИНН 7811459888 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу, адрес: 196158, Санкт-Петербург, Пулковская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1047818000009, ИНН 7810000001 (далее - Инспекция), от 01.09.2021 N 14278 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, и решения от 30.09.2021 N 3350 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

К участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области, адрес: 187340, Ленинградская область, г. Кировск, ул. Энергетиков, д. 5, ОГРН 1044701336415, ИНН 4706017860 (далее - Инспекция N 2).

Решением суда от 14.07.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 решение суда от 14.07.2022 отменено. Решения Инспекции от 01.09.2021 N 14278 и от 30.09.2021 N 3350 признаны недействительными.

В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 63 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление от 30.07.2013 N 57), оспаривание решений Инспекции от 01.09.2021 N 14278 и от 30.09.2021 N 3350 возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм земельного налога. Инспекция также настаивает на несоблюдении условий для применения ставки земельного налога 0,3% в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1301133:37.

В судебном заседании представители Инспекции и Инспекции N 2 поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в отношении принадлежащих на праве собственности земельных участков с разрешенным видом использования "для индивидуальной жилой застройки" по адресам: Ленинградская область, г. Всеволожск, Октябрьский пр., д. 46/1, 46/2 (кадастровые номера 47:07:1301133:37, 47:07:1301133:38) и Ленинградская область, Всеволожский район, гп Токсово, Орловская ул., д. 1В (кадастровый номер 47:07:0502049:8), Общество уплатило земельный налог за 2020 год, исчисленный по ставке 0,3%.

Инспекция N 2 направила Обществу сообщение от 14.05.2021 N 755102 об исчисленной в отношении земельных участков сумме земельного налога за 2020 год в общем размере 37 030 руб., исчисленного по ставке 1,5%.

После направления сообщения Инспекция выставила Обществу требование N 59201 по состоянию на 25.06.2021 об уплате 27 771 руб. недоимки по земельному налогу и 1 554 руб. 24 коп. пеней, вынесла решения от 01.09.2021 N 14278 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств и от 30.09.2021 N 3350 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

Решения Инспекции от 01.09.2021 N 14278 и от 30.09.2021 N 3350 Общество обжаловало в судебном порядке.

Решением суда от 14.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что взыскании земельного налога за 2020 год и соответствующих пеней осуществлялось правомерно на основании данных о задолженности Общества по земельному налогу. Нарушений в действиях Инспекции по взысканию спорной суммы задолженности не установлено. Доводы Общества о необходимости применения при расчете земельного налога ставки 0,3% отклонены судом как не нашедшие подтверждения в материалах дела и основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 387, 394 НК РФ, решением Совета депутатов муниципального образования Токсовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 13.11.2019 N 57 и решением Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.11.2019 N 32, пришел к выводу о правомерности применения Обществом при исчислении земельного налога ставки 0,3%, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и признал оспариваемые решения Инспекции недействительными.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Согласно статье 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют, в том числе, налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.

Правомерность применения коммерческими организациями ставки 0,3 процентов в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, подтверждена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258, от 11.04.2022 N 306-ЭС21-25432, от 24.06.2022 N 310-ЭС22-2242 (с учетом редакции подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ до 2020 года).

Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

Таким образом, подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, позволяет представительным органам муниципальных образований установить налоговую ставку, превышающую 0,3 процента.

Решение Совета депутатов муниципального образования Токсовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 13.11.2019 N 57 ставка 0,3% установлена, в том числе, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

В отношении принадлежащего Обществу земельного участка, находящегося на территории муниципального образования "Токсовское городское поселение" (кадастровый номер 47:07:0502049:8), судом апелляционной инстанции установлено его использование "для индивидуальной жилой застройки", в соответствии с разрешенным видом использования. На данном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, введенный в эксплуатацию. При этом исходя из представленных доказательств судом апелляционной инстанции не установлено использование данного участка Обществом в предпринимательской деятельности.

С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности исчисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0502049:8 по ставке 0,3%.

Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не находит. Выводы суда апелляционной инстанции материалам дела не противоречат. Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу. К установленным обстоятельствам нормы материального права суд апелляционной инстанции применил верно.

Решением Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.11.2019 N 32 (в редакции, подлежащей применению в 2020 году), ставка 0,3% была установлена, в том числе, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Таким образом, решение представительного органа муниципального образования (в редакции, подлежащей применению в 2020 году) не содержало ограничений для применения ставки земельного налога 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. В 2020 году представительный орган муниципального образования связал применение ставки земельного налога в размере 0,3% исключительно с видом разрешенного использования участка.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Общества права на применение в 2020 году ставки 0,3% в отношении земельных участков с разрешенным видом использования "для индивидуальной жилой застройки", находящихся на территории муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Кроме того, исходя из представленных доказательств судом апелляционной инстанции не установлено использование Обществом земельных участков в предпринимательской деятельности. В отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1301133:38 установлено его использование "для индивидуальной жилой застройки", в соответствии с разрешенным видом использования. На данном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, введенный в эксплуатацию.

Довод Инспекции о том, что оспаривание решений от 01.09.2021 N 14278 и от 30.09.2021 N 3350 возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм земельного налога, подлежит отклонению.

Пункт 63 Постановления от 30.07.2013 N 57 касается порядка оспаривания ненормативных правовых актов, принятых налоговым органом исключительно во исполнение решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В данном же случае Инспекцией решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не принималось. Сообщение налогового органа об исчисленной сумме земельного налога не является решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

С учетом указанного обстоятельства, доводы Общества о необоснованности исчисления соответствующих сумм земельного налога подлежали оценке в ходе судебного разбирательства.

При таком положении оспариваемые решения Инспекции правомерно признаны апелляционным судом недействительными.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

 

постановил:

 

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А56-10273/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

 

Председательствующий

С.В.ЛУЩАЕВ

 

Судьи

Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА

Ю.А.РОДИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок