
Судебные дела / Письма / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2023 г. № Ф08-335/2023 по делу № А15-4405/2021
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2023 г. № Ф08-335/2023 по делу № А15-4405/2021
Налоговый орган отказал в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и в возмещении НДС, ссылаясь на неправомерное заявление налоговых вычетов.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку поступившие обществу в качестве вклада в уставный капитал денежные средства являются бюджетными инвестициями (направлены на реализацию инвестиционного проекта по строительству завода). При этом общество при осуществлении строительства не вело раздельный учет расходов бюджетных и остальных средств. Кроме того, по правилам ст. 39 НК РФ спорные правоотношения не являются основанием для применения вычетов по НДС.
15.03.2023Российский налоговый портал
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2023 г. по делу N А15-4405/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Герасименко А.Н. и Маркиной Т.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стаценко В.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Дагестан, от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Дагестан (ИНН 0507023326, ОГРН 1040500714858) - Насибова К.Д. (доверенность от 23.01.2023 N 02/22206), Магомедова Р.А. (доверенность от 23.01.2023 N 02/22206), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Матис" (ИНН 0507043001, ОГРН 1080507000023), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Матис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2022 по делу N А15-4405/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Матис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Дагестан (далее - налоговый орган, инспекция) об оспаривании решений от 31.03.2021 N 25, от 31.03.2021 N 1.
Решением суда первой инстанции 10.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2022, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2020 года (корректировка N 3).
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 26.02.2021 N 334 и вынесено решение от 31.03.2021 N 25 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение от 31.03.2021 N 1, которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 26 558 541 рубля.
Общество, не согласившись с указанными решениями инспекции, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан с жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан от 08.07.2021 N 1624/08474@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Статьей 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
По смыслу главы 21 Кодекса документы, представляемые налогоплательщиком в инспекцию, должны быть достоверными, непротиворечивыми, содержащиеся в них сведения должны подтверждать реальность хозяйственной операции и иные обстоятельства, с которыми Кодекс связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты.
В силу пункта 2.1 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав частично за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат в соответствующей доле.
Суммы налога, не подлежащие вычету в соответствии с настоящим пунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Кодекса.
В случае, если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы, имущественные права, на приобретение которых предоставляются указанные субсидии и (или) бюджетные инвестиции, налогоплательщик обязан вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счет других источников.
Налоговой проверкой установлено, что между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Правительством Республики Дагестан 10.02.2018 подписано Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года".
Согласно приложению N 1 к указанному соглашению в перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, входит осуществление имущественного взноса Республики Дагестан в ОАО "Корпорация развития "Дагестан" (далее - корпорация) на реализацию инвестиционного проекта по строительству объектов инвестиционного проекта "Строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с. Кафыр-Кумух Республики Дагестан" (далее - завод).
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 13.06.2018 N 120-р Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан поручено направить бюджетные ассигнования в уставный капитал корпорации. С корпорацией заключен договор от 23.12.2019 о предоставлении из бюджета Республики Дагестан бюджетных инвестиций на увеличение уставного капитала в целях реализации инвестиционного проекта по строительству завода.
Соответственно, корпорация довела средства из состава бюджетных инвестиций до общества, путем внесения указанных средств в его уставный капитал.
Судебными инстанциями установлено, что в проверяемый период общество заявило вычеты по НДС за 2018 - 2019 годы по выполнению комплекса работ при строительстве завода.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что корпорация перечислила обществу в 2017 - 2019 годы денежные средства на пополнение уставного капитала, суды, исходя из установленного движения денежных средств, пришли к обоснованному выводу о том, что поступившие налогоплательщику в качестве вклада в уставный капитал денежные средства являются бюджетными инвестициями.
Вместе с тем, общество при осуществлении строительства не вело раздельного учета расходов бюджетных и остальных средств.
Исходя из этого, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о неправомерности заявления обществом налоговых вычетов по НДС.
Кроме того, судебные инстанции обоснованно указали, что спорные правоотношения носят инвестиционный характер, что по правилам статьи 39 Кодекса также является основанием для неприменения налоговых вычетов по НДС.
В этой связи судами сделан правомерный вывод о законности оспариваемых решений налогового органа.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2022 по делу N А15-4405/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Судьи
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Т.Г.МАРКИНА
- 08.06.2023 В правительстве поддержали отмену двойного взимания НДС при продаже автомобиля с пробегом
- 01.06.2023 Правительство внесло в Госдуму законопроект об НДС на апартаменты
- 31.05.2023 Путин обещал обсудить обнуление НДС для производителей спецэффектов
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 09.06.2023 В Магадане будут судить мужчину за незаконную банковскую деятельность
- 05.06.2023 Руководитель ФНС рассказал о списках блогеров в ответ на вопрос о проверках
- 31.05.2023 Депутаты индексируют в УК РФ суммы крупного ущерба от экономических преступлений
- 01.06.2012 Показывать убытки станет очень невыгодно
- 16.06.2009 Налоговикам нельзя штрафовать за поздний учет расходов
- 27.04.2023 Как может измениться спрос на недвижимость в случае возвращения НДС на апартаменты
- 02.03.2023 Обнародованы критерии для самостоятельной проверки отчетности по НДФЛ, НДС и УСН
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 04.02.2022 Подготовлены формы реестров, применяемых налогоплательщиками в обоснование применения вычетов по акцизам на виноматериалы
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 17.06.2021 В правительстве разберутся с «серыми» доходами шоубиза
- 29.08.2007 Есть ли ответственность за отсутствие книги продаж ?
- 29.08.2007 Ответственность за отсутствие налоговых карточек
- 29.08.2007 Ответственность за неведение карточек НДФЛ-1
- 05.06.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами, учета затрат по ним.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как подтверждено создание формального документооборота, не доказана реальность осуществления хозяйственных операций со спорными контрагентами, налогоплательщиком создана схема ухода от налогообложения с целью незаконной минимиз
- 05.06.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени, штрафы ввиду получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладают признаками анонимных структур, реальность хозяйственных отношений с ними не доказана, подтверждено выполнение работ по перевозке грузов силами налогоплательщика, установле
- 05.06.2023
Начислены налог
на прибыль, НДС, пени, штрафы исходя из того, что посредник в сделках по предоставлению в аренду имущества налогоплательщика участия не принимал, создан фиктивный документооборот для получения необоснованной налоговой выгоды.Итог: требование удовлетворено в части, так как при определении налоговых обязательств допущены арифметические ошибки. В иной части дело направлено на новое рассмотре
- 31.05.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн
- 29.05.2023
Основанием для
начисления налога на имущество, НДС, пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды путем сокращения налоговых обязательств в результате "дробления" бизнеса.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку доказано создание обществом противоправной схемы искусственного "дробления" бизнеса с целью получения необоснованной налоговой вы
- 22.05.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены факты использования налогоплательщиком формального документооборота и направленности его действий на незаконную минимизацию НДС и налога на прибыль при о
- 10.05.2023
Налоговый орган
в целях обеспечения исполнения решения о привлечении общества к налоговой ответственности и полагая, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем его исполнение, вынес решение о принятии обеспечительных мер.Итог: требование удовлетворено, поскольку оспариваемое решение влечет существенное ограничение экономической деятельности общества при отсут
- 10.05.2023
Определением отказано
в пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам. Новыми обстоятельствами по делу о признании незаконным решения налогового органа, вынесенного в отношении общества, заявитель (бывший генеральный директор общества) считал правовую позицию, изложенную в Определениях Конституционного Суда РФ от 31.05.2022 N 1153-О и от 29.09.2022 N 2572-О, согласно которым положения ст. ст. 137 и 138 НК РФ не препятст - 03.04.2023
Требования об
оспаривании акта о привлечении к налоговой ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ: За неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом создан формальный документооборот в рамках фиктивных финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентами, формально выполнявшими обязательств
- 15.01.2003
Положения
пунктов 1 и 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Определении от 18 января 2001 года по запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 ста - 15.01.2001
С учетом сформулированной
в Постановлении от 15 июля 1999 года правовой позиции и выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно - правового смысла составов налоговых правонарушений положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации не должны применяться одновременно за совершение действий (бездейст
- 08.06.2023 Письмо Минфина России от 11.05.2023 г. № 03-07-08/42672
- 26.05.2023 Письмо Минфина России от 06.04.2023 г. № 03-07-08/30643
- 24.05.2023 Письмо Минфина России от 04.04.2023 г. № 03-07-13/1/29612
- 16.03.2023 Письмо Минфина России от 13.02.2023 г. № 03-07-11/11591
- 15.03.2023 Письмо ФНС России от 02.03.2023 г. № СД-25-3/79@
- 27.02.2023 Письмо Минфина России от 16.01.2023 г. № 03-07-11/2235
- 30.05.2023 Письмо ФНС России от 23.05.2023 г. № БС-3-11/6890@
- 09.03.2023 Письмо Минфина России от 10.01.2023 г. № 03-01-11/424
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
Комментарии