Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.11.2022 г. № Ф09-6755/22 по делу № А60-1/2022

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.11.2022 г. № Ф09-6755/22 по делу № А60-1/2022

Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 14.5 КоАП РФ за осуществление денежных расчетов за оказанную услугу страхования без применения контрольно-кассовой техники.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку совершение правонарушения подтверждено.

28.11.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2022 г. N Ф09-6755/22

 

Дело N А60-1/2022

 

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е.А. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Группа страховых компаний "Югория" (далее - заявитель, АО "ГСК "Югория") на решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-1/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по тому же делу.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на нее.

 

АО "ГСК "Югория" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - УФНС России по Свердловской области, Управление) от 20.12.2021 N 13-06/42537 и постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - МИФНС России N 16 по Свердловской области, Инспекция, административный орган) по делу об административном правонарушении от 01.12.2021 N 595 о привлечении АО "ГСК "Югория" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 10.03.2022, мотивированное решение изготовлено 21.03.2022), в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе АО "ГСК "Югория" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель настаивает на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, указывая на соблюдение требования пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ). Полагает, что административным органом допущены процессуальные нарушения при привлечении к административной ответственности, а именно: поручение на исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиям ее регистрации и применения от 04.10.2021 N 319 АО "ГСК "Югория" не предъявлялось; акт проверки представителем страховщика не подписан, отметки об уклонении от подписания акта проверки - не содержит, в адрес страховщика по почте заказным письмом по месту нахождения не поступал; протокол об административном правонарушении составлен в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ (не содержит сведений о разъяснении лицу прав и обязанностей)

В представленных отзывах на кассационную жалобу заинтересованные лица просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

 

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области при исполнении государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, на основании поручения заместителя начальника инспекции от 04.10.2021 N 319, обнаружено, что 04.10.2021 в Нижнетагильском филиале АО "ГСК "Югория", расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, проспект Мира, д. 12, при осуществлении наличного расчета с клиентом за оказанную услугу страхования от клеща "антиклещ" (стоимостью 250 руб.), страховым агентом Бушиной Г.В. был выдан документ, подтверждающий прием денежных средств за оказанную услугу, не являющийся кассовым чеком. Контрольно-кассовая техника Эвотор СТ. 5Ф зав. N 00308300472438, рег. N 0003 5302 5602 7854 при осуществлении расчета не применялась, о чем составлен акт проверки от 07.10.2021 N 005544.

В связи с выявленным нарушением, 08.10.2021 Инспекцией в отношении АО "ГСК "Югория" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 01.12.2021 N 595 о привлечении АО "ГСК "Югория" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с постановлением, заявитель обратился с жалобой на указанное постановление в УФНС России по Свердловской области.

Решением УФНС России по Свердловской области от 20.12.2021 N 13-06/42537 постановление от 01.12.2021 N 595 оставлено без изменения, жалоба АО "ГСК "Югория" - без удовлетворения.

Полагая, что указанные решение Управления и постановление Инспекции не соответствуют закону, АО "ГСК "Югория" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Разрешая спор по существу, суды пришли к выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела в связи со следующим.

Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии, состоящем в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным законом.

Пунктом 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ установлено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Таким образом, как верно указали суды, в случае осуществления расчетов со страхователем с участием страхового агента - физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, контрольно-кассовая техника применяется страховщиком в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, в том числе в части направления кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 161-ФЗ направление данного документа осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета страхователя.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства (акт проверки от 07.10.2021 N 005544, протокол об административном правонарушении от 08.10.2021 N 450), суды установили факт нарушения заявителем вышеприведенных требований Закона N 54-ФЗ, выразившийся в осуществлении денежных расчетов за оказанную услугу страхования от клеща "антиклещ" стоимостью 250 руб. без применения контрольно-кассовой техники.

Как установлено судами, 04.10.2021, после приема наличных денежных средств от страхователя в размере 250 руб. страховым агентом Бушиной Г.В., не являющейся индивидуальным предпринимателем и действующей от имени страховщика АО "ГСК "Югория" на основании агентского договора от 27.01.2016, был осуществлен денежный перевод страховой премии в размере 250 руб. на счет АО "ГСК "Югория" с помощью Сбербанк Онлайн, что подтверждается соответствующим чеком.

Следовательно, АО "ГСК "Югория" обязано было применить контрольно-кассовую технику по совершенному спорному платежу не позднее 06.10.2021.

Между тем, материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто, что в нарушение пункта 11 статьи 2 Закона N 54-ФЗ данная обязанность страховщиком не исполнена; кассовый чек N 516 был сформирован и направлен в электронной форме страхователю 12.10.2021, уже после проведения инспекцией проверки применения контрольно-кассовой техники и составления протокола об административном правонарушении в отношении АО ГСК "Югория".

Указанные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в деянии АО "ГСК "Югория" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Поскольку установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства, суды пришли к верному выводу о том, что вина заявителя в совершении вмененного правонарушения доказана административным органом.

Таким образом, суды обоснованно признали доказанным наличие в действиях АО "ГСК "Югория" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Привлечение общества к административной ответственности осуществлено инспекцией в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Судами установлено, что порядок привлечения АО ГСК "Югория" к административной ответственности соблюден. Существенных процессуальных нарушений, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административно правонарушении, Инспекцией не допущено. Представленными административным органом материалами достоверно подтверждается выполнение должностными лицами административного органа требований части 2 статьи 25.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя об обратном являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены. При этом суды установили, что страховой агент АО ГСК "Югория" Бушина Г.В. ознакомлена с поручением на исполнение государственной функции, о чем свидетельствует ее подпись в поручении. Протокол об административном правонарушении от 08.10.2021 соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, а акт проверки вручен представителю АО ГСК "Югория" Доронину И.В. 08.10.2021, о чем свидетельствует подпись данного лица в акте.

Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа предупреждением в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, как и оснований для применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ судами не установлено, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, АО ГСК "Югория" не является субъектом малого (среднего) предпринимательства.

Суды также не усмотрели возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Выводы судов кассационным судом не переоцениваются; право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.

При установленных обстоятельствах судами обеих инстанций обоснованно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов, мотивировано отклонены, выводов судов по существу спора не опровергают.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 АПК РФ, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-1/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Группа страховых компаний "Югория" - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

 

Судья

Е.А.ПОРОТНИКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Применение кассовых аппаратов
  • 14.01.2024  

    О признании незаконными постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники, представления.

    Итог: требование удовлетворено в части признания недействительным постановления, поскольку другим постановлением, в признании которого недействительным отказано, заявитель привлечен к ответственности в связи с совершением аналогичного правонар

  • 01.11.2023  

    Об отмене постановления налогового органа о привлечении общества к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ при расчете наличными деньгами за оказание услуги по перевозке пассажиров и представления об устранении причин, способствовавших совершению правонарушения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, оспариваемое постановление признано не подлежащим исполнению, поскольку общество

  • 30.07.2023  

    Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку в действиях предпринимателя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, так как используемая предпринимателем холодильная витрина не обеспечивает сохранность товара.


Вся судебная практика по этой теме »

Полезная информация для налогоплательщика
  • 27.03.2024  

    Налоговый орган ссылается на неполное исполнение предпринимателем (собственником транспортных средств) налоговых обязательств.

    Встречное требование: О признании недействительными требований об уплате транспортного налога и пеней, решения об отказе в зачете налога.

    Итог: основное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного требования отказано, так как в спорные периоды перевозка пассажиров и/и

  • 28.06.2023  

    О признании недействительными сделками банковских операций по перечислению денежных средств с открытого в банке-должнике расчетного счета клиента и о применении последствий их недействительности в виде взыскания этих денежных средств с клиента и их возврата в конкурсную массу банка.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что банковские операции были совершены в рамках обычной х

  • 26.06.2023  

    На компрессорной станции магистрального газопровода произошло событие, имеющее признаки страхового случая.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено, имеется ли у выгодоприобретателя возможность принятия к вычету спорный НДС, был ли компенсирован выгодоприобретателю включенный в составе предъявленного к страховому возмещению убытка НДС за счет федерального бюджета (получе


Вся судебная практика по этой теме »