Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.10.2021 г. № Ф05-21874/2021 по делу № А41-77109/2020

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.10.2021 г. № Ф05-21874/2021 по делу № А41-77109/2020

Обществу отказано в предоставлении субсидий как субъекту малого и среднего предпринимательства, ведущему деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как примененный судами при разрешении спора формальный подход не может быть признан правильным, исходя из целей и условий получения субсидий, доводы общества о том, что сокращение штата не производилось, трудовые отношения не прекращались, имеют существенное значение, подлежали проверке и оценке судами.

04.04.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2021 г. по делу N А41-77109/2020

 

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2021 года.

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.

судей Анциферовой О.В., Каменской О.В.

при участии в заседании:

от заявителя - ООО "Синема Бар" - Шамин В.Н., доверенность от 08.04.2021;

от ответчиков - Межрайонной ИФНС России N 10 по Московской области (ранее - Инспекция ФНС по г. Павловский Посад Московской области) - Ушатова Т.А., доверенность от 31.12.2020;

УФНС России по Московской области - Ушатова Т.А., доверенность от 20.01.2021;

от третьего лица - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - Порудчикова О.В., доверенность от 23.03.2020,

рассмотрев 07 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Синема Бар"

на решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года

на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 года

по заявлению ООО "Синема Бар"

к Инспекции ФНС по г. Павловский Посад Московской области, УФНС России по Московской области

об оспаривании сообщений, уведомлений, решения

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью "Синема Бар" (далее по тексту также - ООО "Синема Бар", Общество, налогоплательщик, истец) предъявило заявление в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Павловскому Посаду Московской области (далее по тексту также - ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области, Инспекция, налоговый орган, ответчик-1) (в настоящее время - Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Московской области (Межрайонная ИФНС России N 10 по Московской области)), Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области (далее по тексту также - УФНС России по Московской области, Управление, ответчик-2), Федеральной налоговой службе (ФНС России) о признании незаконными сообщений инспекции от 18.05.2020, 25.06.2020, 29.06.2020, 01.07.2020 об отказе в предоставлении субсидий за май 2020 года и обязании инспекции предоставить обществу "Синема Бар" субсидию за май 2020 года из расчета штатных работников в количестве 8 человек, что составляет 97 040 рублей, о признании незаконными уведомления инспекции от 17.07.2020 и уведомления ФНС России 24.07.2020 о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии за апрель 2020 года в части, составляющей размер субсидии на штатных работников в количестве 8 человек, что составляет 97 040 рублей, признании незаконным решения управления по жалобе общества "Синема Бар".

Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 года, в удовлетворении заявления отказано полностью.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель - ООО "Синема Бар" обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Как указывает заявитель кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также сделаны при неправильном применении норм права.

В судебном заседании суда кассационной инстанции заявитель - ООО "Синема Бар" в лице своего представителя настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным.

В судебном заседании суда кассационной инстанции ответчики - Межрайонная ИФНС России N 10 по Московской области и УФНС России по Московской области, а также Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее по тексту также - ПФР), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в лице своих представителей возражали относительно удовлетворения кассационной жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

В судебное заседание суда кассационной инстанции надлежаще извещенные иные лица, участвующие в деле, не явились, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Московского округа от 07 сентября 2021 года судебное разбирательство по делу отложено.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении, постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к выводу о том, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области, ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в издании "Собрание законодательства Российской Федерации", 04.05.2020 опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (ст. 2895 N 18, далее - постановление от 02.04.2020 N 576).

Общество "Синема Бар" 02.05.2020, 22.06.2020, 29.06.2020, 30.06.2020 по телекоммуникационным каналам связи направило в инспекцию заявления о предоставлении субсидий за апрель и май 2020 года, общество "Синема Бар" 02.06.2020 получило субсидию по реестру от 01.06.2020 N 170 в размере 169 820 рублей, платежное поручение от 02.06.2020 N 2453375.

В дальнейшем 17.07.2020 и 24.07.2020 общество "Синема Бар" получило уведомления инспекции и ФНС России соответственно о необходимости возврата полученной за апрель 2020 года субсидии, предусмотренной Постановлением от 02.04.2020 N 576, в размере 169 820 рублей.

В связи с несоблюдением налогоплательщиком условий подпункта "е" пункта 3 Правил, инспекцией сформированы сообщения об отказе в предоставлении субсидий: - от 18.05.2020 за май 2020 года по заявлению от 02.05.2020 N 1; - от 25.06.2020 за май 2020 года по заявлению от 22.06.2020 N 1; - от 29.06.2020 за май 2020 года по заявлению от 29.06.2020 N 2; - от 01.07.2020 за май 2020 года по заявлению от 30.06.2020 N 3.

Заявитель обратился в порядке, установленном статьей 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в УФНС России по Московской области с апелляционной жалобой.

Решением УФНС России по Московской области от 28.08.2020 N 07-12/060668@ апелляционная жалоба общества "Синема Бар" оставлена без удовлетворения.

Письмом ФНС России от 20.10.2020 N БС-4-11/14193 обществу "Синема Бар" даны разъяснения положений законодательство Российской Федерации.

Полагая, что отказ в праве на получение субсидии не соответствует положениям законодательства, регулирующим спорные правоотношения, нарушает права и законные интересы заявителя, общество "Синема Бар" обратилось в суд с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из следующего.

Постановлением от 02.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1 указанных Правил; далее по тексту также - Правила N 576).

Получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

Согласно с пунктом 3 Правил предоставления субсидий условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно Приложению N 2 (далее - заявление);

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил предоставления субсидий;

г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил).

В соответствии с пунктом 5 Правил для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Кодекса.

Информация о ходе рассмотрения заявления на получение субсидии размещается на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как установлено судом первой инстанции, 02.05.2020, 22.06.2020, 29.06.2020, 30.06.2020 по телекоммуникационным каналам связи общество направило в инспекцию заявления о предоставлении субсидий за апрель и май 2020 года в соответствии с Постановлением от 24.04.2020 N 576.

Инспекцией 18.05.2020, 25.06.2020, 29.06.2020, 01.07.2020 сообщено об отказе обществу в предоставлении субсидии в связи с тем, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.

Согласно полученным инспекцией от ПФР данным из отчетности по форме СЗВ-М, количество работников общества "Синема Бар" в марте 2020 года составляло 14 человек, в апреле 2020 года - 8 человек, в мае 2020 года - 8 человек.

В заявлении общество указало, что для поддержания необходимого уровня сервиса на период пиковой нагрузки с 01.01.2020 по 31.03.2020 заключило 6 договоров подряда, срок действия которых истек 31.03.2020, с исполнителями подписаны акты выполненных работ и произведен расчет, соответственно в формы СЗВ-М за апрель и май 2020 года сведения включены только по штатным работникам в количестве 8 человек, искажения данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета обществом "Синема Бар" не допущено, в формах СЗВ-М за январь - март 2020 года имеются сведения о 14 застрахованных лицах: 8 штатных работниках + 6 исполнителей по договорам подряда.

Заявитель полагает, что количественная разница застрахованных лиц по форме СЗВ-М за март в количестве 14 человек и за апрель и май в количестве 8 человек не является следствием сокращения работников либо искажения данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, представленных в ПФР, следовательно, не нарушает условие выдачи субсидии, установленное в подпункте "е" пункта 3 Правил предоставления субсидии, а именно, количество штатных работников получателя субсидии, общества "Синема Бар", не снижалось и составляет 8 работников в марте, апреле и мае 2020 года.

Также заявитель указывает, что полученная за апрель 2020 года субсидия в размере 169 820 руб., в полном объеме направлена на заработную плату штатным работникам.

Указанные доводы заявителя судом первой инстанции отвергнуты, как основанные на неправильном понимании положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Как указано судом первой инстанции, абзацем 5 пункта 4 Правил предоставления субсидий определено, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах" (далее - форма СЗВ-М), утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 формы СЗВ-М "застрахованные лица" - это работники, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Таким образом, для расчета субсидии учитывается общее количество работников, сведения о которых отражены страхователем в форме СЗВ-М. Иные виды форм отчетности, на основании которых определяется количество работников получателя субсидии, Правилами не предусмотрены.

Как указал суд первой инстанции, поскольку налоговый орган определяет получателя субсидии по формальным признакам, указанным в пункте 3 Правил предоставления субсидии, и правом проверять количество фактически работающих лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера претендента на получение субсидии законодателем не наделен, изложенные в заявлении общества "Синема Бар" доводы о сохранении количества работников в спорный период не соответствуют установленным уполномоченным органом в Постановлении от 24.04.2020 N 576 условиям, не допускающим какого-либо толкования, отличного от содержания Правил предоставления субсидии, в том числе и толкования понятия "работник", данного в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации либо в отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83 п.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

При рассмотрении заявлений налогоплательщика на получение субсидий за апрель и май 2020 года на основании данных из отчетности по форме СЗВ-М налоговым органом установлено снижение количества работников общества в апреле 2020 года по отношению к количеству работников в марте 2020 года, что не соответствует условиям подпункта "е" пункта 3 Правил.

Таким образом, как указал суд первой инстанции, налоговым органом установлено наличие оснований для отказа в удовлетворении заявлений общества "Синема Бар" о получении субсидии и освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), ввиду несоответствия условиям, определенным актом уполномоченного органа, для получения субсидии.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

При этом судами не учтено следующее.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Правилами N 576 установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил N 576 субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил N 576.

Согласно положениям пункта 4 Правил N 576 размер субсидии определяется исходя из количества работников организации.

Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 576, одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии является условие о количестве работников получателя субсидии, которое в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или быть снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Абзацем пятым пункта 4 Правил N 576 установлено, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах" (Форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) необходимые сведения по установленной форме.

Таким образом, в отчетность организации по форме СЗВ-М включаются как физические лица, с которыми заключен трудовой договор, так и физические лица, в соответствующем месяце выполнившие для организации работы (оказавшие услуги) в рамках договора гражданско-правового характера.

Работником в силу части 2 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ТК РФ) является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем; работодателем - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Трудовые отношения, как следует из положений части 1 статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РФ.

Положение подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 направлено на сохранение занятости и оплаты труда работников, трудоустройство которых напрямую зависит от действий работодателя.

Регулирование трудовых отношений осуществляется на основании принципов, закрепленных в статье 2 ТК РФ, существенно отличается от регулирования гражданско-правовых отношений. Из Правил N 576 не следует, что целью предоставления субсидии является сохранение выплат физическим лицам по гражданско-правовым договорам даже в случае отсутствия у организации необходимости в работах и услугах в соответствующий период.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 24.02.2021 N АКПИ20-979, работодатель вправе предоставить налоговому органу дополнительные документы, подтверждающие соблюдение условий получения субсидии, в том числе условия подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 о количестве работников.

Учитывая изложенное, примененный судами при разрешении настоящего спора формальный подход не может быть признаны правильным исходя из целей и условий получения субсидий, предусмотренных Правилами N 576. Доводы Общества о том, что сокращение штата не производилось, трудовые отношения не прекращались, 6 человек были включены в отчетность за март 2020 года в связи с оказание услуг (выполнением работ) по гражданско-правовым договорам, имеют существенное значение, подлежали проверке и оценке судами при разрешении настоящего спора.

На основании изложенного, кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемых решении, постановлении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также сделаны при неправильном применении норм права, что в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могло привести к принятию неправильного решения, постановления и является основанием для отмены судебного акта.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт. Допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции.

На основании изложенного, кассационная коллегия, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить настоящее дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований норм арбитражного процессуального закона, определить применимое к настоящему спору право, после чего разрешить спор с применением норм права, регулирующих правоотношения сторон, исходя из предмета и оснований заявленных требований.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

Решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 года по делу N А41-77109/2020, - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

 

Председательствующий судья

А.А.ДЕРБЕНЕВ

 

Судьи

О.В.АНЦИФЕРОВА

О.В.КАМЕНСКАЯ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок