Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.07.2020 г. № Ф10-1914/2020 по делу № А83-5856/2019

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.07.2020 г. № Ф10-1914/2020 по делу № А83-5856/2019

Предприниматель указал на то, что при его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя налоговым органом в ЕГРИП был указан неверный адрес.

Итог: требование удовлетворено, поскольку действия налогового органа при государственной регистрации, выразившиеся в неверном указании адреса регистрации предпринимателя, противоречат положениям ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ, нарушают права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.

08.02.2021Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2020 г. по делу N А83-5856/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2020

Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2020

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Бутченко Ю.В.

судей

Смотровой Н.Н.

Чаусовой Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кучиной А.А.,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Гарбузова Александра Ивановича (ОГРНИП 317910200134410 ИНН 911002194837) - Гарбузова А.И. (паспорт), Гарбузова В.И. (доверенность от 22.01.2019 N 82АА1445321), Трапезниковой Г.Ш. (ордер от 01.06.2020 N 2505);

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - Шевченко А.Ю. (доверенность от 09.12.2019 N 39/02-28);

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.09.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А83-5856/2019,

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Гарбузов Александр Иванович (далее - заявитель, ИП Гарбузов А.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее - инспекция, МИФНС N 9 по Республике Крым, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по государственной регистрации от 12.12.2018 N 8321А; об обязании инспекции повторно рассмотреть в установленный законодательством срок заявление от 03.12.2018 о внесении изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), а именно в сведения об адресе места пребывания в Российской Федерации Гарбузова А.И.: 297415, г. Евпатория, СВТ "Уют", Аллея 7, д. 220, изменить на: 297402, г. Евпатория, Уют, ул. Аллея 7, д. 220", в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.09.2019 требования удовлетворены. Суд признал действия Инспекции, осуществленные при принятии решения о государственной регистрации от 12.12.2018 N 8321А незаконными и возложил на инспекцию обязанность повторно рассмотреть в установленный законодательством срок заявление от 03.12.2018 о внесении изменений в ЕГРИП, а именно в сведения об адресе места пребывания в Российской Федерации Гарбузова А.И.: 297415, г. Евпатория, СВТ "Уют", Аллея 7, д. 220, изменить на 297402, г. Евпатория, Уют, ул. Аллея 7, д. 220".

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 решение суда первой инстанции изменено в части указанного способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя. Суд апелляционной инстанции возложил на инспекцию обязанность внести изменения в ЕГРИП относительно сведений об адресе индивидуального предпринимателя Гарбузова Александра Ивановича, указав его адресом места жительства в Российской Федерации 297402, г. Евпатория, Уют, ул. Аллея 7, д. 220. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Не согласившись с указанными судебными актами, МИФНС N 9 по Республике Крым обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, отказав в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма Администрации города Евпатории Республики Крым от 22.01.2020 N 13/02-10, поступившего с дополнением к кассационной жалобе 21.07.2020.

Предприниматель и его представители возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, а также возражали против удовлетворении ходатайства инспекции.

Суд, протокольным определением, оставил ходатайство налогового органа без удовлетворения на основании статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), указав, что поступившие документы подлежат возврату заявителю.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в ней.

Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Из материалов дела следует и суды установили, что Гарбузов А.И. обратился 12.10.2017 в инспекцию с заявлением и приложенными к нему документами (в том числе документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации) о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, указав адрес места жительства: 297415, г. Евпатория, Уют, Аллея 7, д. 220. В соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации Гарбузов А.И. зарегистрирован по адресу места жительства: г. Евпатория, Уют, Аллея 7, д. 220. Регистрирующий орган выдал заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения.

Инспекцией 17.10.2017 принято решение N 4003А о государственной регистрации и в ЕГРИП за ГРНИП 317910200134410 внесена запись о физическом лице Гарбузове А.И. как об индивидуальном предпринимателе, при этом в сведениях о его месте жительства указан адрес: 297415, г. Евпатория, Аллея 7 (Уют СНТ), д. 220.

ИП Гарбузов А.И. 03.12.2018 направил в инспекцию комплект документов, зарегистрированный 05.12.2018 вх. N 8321А, для государственной регистрации исправления ошибок в сведениях об индивидуальном предпринимателе, допущенных в отношении ИП Гарбузова А.И. ОГРНИП 317910200134410 ИНН 911002194837: заявление по форме N Р24001 о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, представленное в связи с исправлением ошибок в сведениях об ИП, допущенных заявителем. Согласно представленному заявлению адресом пребывания индивидуального предпринимателя является: 297402, г. Евпатория, Уют, ул. Аллея 7, дом. 220.

По результатам рассмотрения представленного пакета документов, Инспекцией принято решение от 12.12.2018 N 8321А о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРИП за государственным регистрационным номером внесена запись 418911201546340 и изменения внесены в данные о почтовом индексе: 297402, Республика Крым, г. Евпатория, Уют (СНТ), ул. Аллея 7, дом 220.

Решением УФНС по Республике Крым от 14.03.2019 N 07-24/00326-ЭГ, по результатам рассмотрения жалобы предпринимателя в порядке статей 25.1 - 25.4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), отменено решение инспекции от 12.12.2018 N 8321А о государственной регистрации внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе Гарбузове А.И., содержащиеся в ЕГРИП, в связи с ошибками, допущенными в ранее представленном заявлении.

Основанием для отмены решения инспекции послужило оформление заявления по форме N Р24001 с нарушением требований, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". На Инспекцию возложена обязанность внести в ЕГРИП соответствующую запись в срок не более пяти рабочих дней.

Во исполнение возложенных обязанностей инспекцией 26.03.2019 в ЕГРИП в отношении предпринимателя внесена запись за государственным регистрационным номером 419911200192012 о признании внесенной в ЕГРИП записи за государственным регистрационным номером 418911201546340 недействительной на основании решения вышестоящего регистрирующего органа.

Таким образом, согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей адресом места жительства (пребывания) в Российской Федерации Гарбузова А.И., является: 297415, г. Евпатория, Аллея 7 (Уют СНТ), д. 220.

ИП Гарбузов А.И., полагая, что действия инспекции по осуществлению государственной регистрации от 12.12.2018 N 8321А являются незаконными, нарушают его права и законных интересов в предпринимательской деятельности, ссылаясь на отказы банков и контрагентов на ведение с ним деятельности, в связи с недостоверностью адреса, содержащегося в ЕГРИП, адресу, указанному в паспорте гражданина Российской Федерации, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что действия инспекции о государственной регистрации от 12.12.2018 N 8321А, выразившиеся в неверном указании адреса регистрации предпринимателя противоречат положениям Закона N 129-ФЗ, нарушают права и законные интересы ИП Гарбузова А.И. в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем возложил на регистрирующий орган обязанность по повторному рассмотрению заявления от 03.12.2018 о внесении изменений в ЕГРИП.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции от незаконности действий регистрирующего органа, поскольку основания для невнесения изменений в ЕГРИП об адресе предпринимателя отсутствовали, а в инспекцию поступил полный пакет документов, однако пришел к выводу, что указание в решении суда первой инстанции на обязанность инспекции повторно рассмотреть заявление предпринимателя, не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя, поскольку не исключает возможности принятия регистрирующим органом аналогичного решения или иного отрицательного решения, а также не гарантирует внесение изменений в ЕГРИП об адресе предпринимателя при повторном рассмотрении материалов, в связи с чем изменил решение суда первой инстанции в части способа защиты нарушенного права.

Удовлетворяя заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В статье 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно положениям статей 198, 200 АПК РФ для признания решения, действий (бездействия) госоргана, должностного лица незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, состав сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП и документы, на основании которых они подлежат внесению, основания для проведения проверки достоверности сведений о государственной регистрации изменений индивидуального предпринимателя, а также способы проведения такой проверки регистрирующим органом установлены Законом N 129-ФЗ.

В статье 2 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).

Регистрирующим органом, в соответствии с пунктами 1 (абзац 2) и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, является Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Служба и ее территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

В силу пункта 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

В подпункта "д" пункта 2 статьи 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что в ЕГРИП содержатся сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства)).

Из статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В базе данных содержится, в том числе, информация об адресе и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания); данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано).

Согласно пунктам 3 и 5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Граждане обязаны регистрироваться по месту жительства в органах регистрационного учета.

Документом, удостоверяющим личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета, является, в частности, паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 22.2 Закона N 129-ФЗ для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, в регистрирующий орган представляются, в частности, подписанное заявителем заявление о внесении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе.

Из пункта 2 статьи 22.2 Закона N 129-ФЗ следует, что представление документов для внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. При этом верность копии документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности указанной копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона расписки.

Согласно пунктам 1.2, 1.5, 3, 4, 4.1 и 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с подпунктами "р" и "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Как верно указали суды, в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица. Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).

Суды, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что при подаче заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Гарбузовым А.И. ошибочно указан адрес: 297415, г. Евпатория, Уют, ул. Аллея 7, д. 220 (в части индекса), при этом регистрирующим органом в ЕГРИП внесен адрес места жительства предпринимателя - 297415, г. Евпатория, СВТ "Уют", Аллея 7, д. 220, в связи с чем в заявлении вх. N 8321А от 05.12.2018 о внесении изменений в ЕГРИП предпринимателем повторно указан адрес, соответствующий его действительной регистрации по месту жительства в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации - паспортом гражданина Российской Федерации: г. Евпатория, Уют, ул. Аллея 7, д. 220, и индекс 297402. Однако, регистрирующим органом в ЕГРИП внесены и содержаться сведения об адресе: 297415, г. Евпатория, СВТ "Уют", Аллея 7, д. 220, не соответствующие адресу регистрации Гарбузова А.И. по месту жительства в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации - паспортом гражданина Российской Федерации, что также подтверждено адресной справкой Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории.

Доказательств подтверждающих, что адрес предпринимателя указан без намерения его использовать для осуществления связи либо предпринимателем представлены в налоговый орган недостоверные или недостаточные сведения, регистрирующим органом не представлено. В заявлениях предпринимателя, как 12.10.2017, так и 03.12.2017, в соответствующих графах указан адрес места жительства (подпункт "д" пункта 2 статьи 5 и пункт 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ).

Суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 4, частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обоснованно учли, что в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре. Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.

Вместе с тем, доказательств присвоения иного адреса объекту адресации предпринимателя, отличного от адреса регистрации по месту жительства в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации - паспортом гражданина Российской Федерации, в материалы дела не содержат и налоговым органом не представлено.

Напротив, из ответов органов государственной власти, в том числе при предоставлении государственных услуг, а также при использовании при оказании услуг почтовой связи, следует, что используется адрес заявителя - г. Евпатория, Уют, ул. Аллея 7, д. 220 (ГИБДД, МИФНС N 6 по Республике Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, филиал ГУП РК "Крым БТИ" в г. Евпатория и т.п. - т. 1, л.д. 16-17, 94 - 96, 131, 158-167; т. 2, л.д. 92, 99-103 и т.д.), то есть соответствующий сведениям, указанным в паспорте гражданина Российской Федерации.

Ссылки налогового органа на письма администрации города Евпатории Республики Крым, представленные в материалы дела, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются документами о присвоении адреса соответствующему объекту адресации, при этом из указанных писем следует, что представить распорядительные акты о присвоении, изменении или аннулировании адреса объекта адресации (регистрации по месту жительства предпринимателя) не представляется возможным.

В доказательство нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности предприниматель представил, в том числе письма юридических лиц об отказе на осуществление с ним деятельности, в связи с недостоверностью адреса, содержащегося в ЕГРИП, адресу, указанному в паспорте гражданина Российской Федерации.

Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам и не противоречат им. Достаточных оснований для их переоценки суд округа не усматривает.

Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Вопреки доводам кассационной жалобы об отсутствии оснований возложения обязанности в осуществлении соответствующей регистрации изменений в ЕГРИП на инспекцию, в пункте 3 части 5 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в частности, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В данном случае таким органом является инспекция (статья 2 Закона N 129-ФЗ, Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Суд апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае, учитывая установленные по делу обстоятельства, обоснованно принял во внимание, что повторное рассмотрение инспекцией заявления предпринимателя, не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя, поскольку не исключает возможности принятия инспекцией аналогичного решения или иного отрицательного решения, а также не гарантирует внесение изменений в ЕГРИП об адресе предпринимателя при повторном рассмотрении материалов, и пришел к выводу об изменений решения суда первой инстанции и обязании инспекции внести изменения в ЕГРИП относительно сведений об адресе предпринимателя.

Довод инспекции о необходимости привлечения администрации города Евпатории Республики Крым к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, также обоснованно отклонен судами, поскольку судебный акт по внесению записи в ЕГРИП в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ не может повлиять на ее права или обязанности по отношению к одной из сторон; с заявлением о вступлении в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, администрация не заявляла.

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Суд кассационной инстанции не усматривает, с учетом установленных по делу обстоятельств, нарушения судами норм процессуального права, в том числе относительно выбора заявителем способа защиты нарушенного права.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов.

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.09.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А83-5856/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Ю.В.БУТЧЕНКО

 

Судьи

Н.Н.СМОТРОВА

Е.Н.ЧАУСОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок