Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.07.2020 г. № Ф01-11655/2020 по делу № А11-15915/2019
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.07.2020 г. № Ф01-11655/2020 по делу № А11-15915/2019
Выявив, что страхователь не представил в установленный срок сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, Управление Пенсионного фонда РФ решениями начислил ему штраф.
Итог: в удовлетворении требования отказано, так как до обнаружения ошибки Фондом страхователь выявил ее самостоятельно и реализовал свое право на уточнение представленных сведений за указанный период путем представления Фонду дополнительных сведений.
21.03.2022Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2020 г. по делу N А11-15915/2019
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Шутиковой Т.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
в городе Коврове Владимирской области (межрайонного)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.02.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2020
по делу N А11-15915/2019
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в городе Коврове Владимирской области (межрайонного)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖБК"
(ИНН: 3305795639, ОГРН: 1163328060642)
о взыскании 24 000 рублей
и
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коврове Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖБК" (далее - Общество) о взыскании 24 000 рублей штрафа, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за несвоевременное представление страхователем сведений за ноябрь 2018 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 27.02.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2020 решение Арбитражного суда Владимирской области оставлено без изменения.
Пенсионный фонд не согласился с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Пенсионного фонда, основания для освобождения Общества от ответственности отсутствуют, поскольку в дополняющей форме СЗВ-М за ноябрь 2018 год представлены индивидуальные сведения на застрахованных лиц, по которым ранее сведения не представлялись.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество 13.12.2018 представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо. Впоследствии страхователь самостоятельно выявил ошибку в исходной форме и 14.02.2019 представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за указанный период на 48 застрахованных лиц.
Пенсионный фонд по результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составил акт от 26.02.2019 N 043S18190001763, вынес решение от 28.03.2019 N 043S1910002078 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 24 000 рублей.
На основании указанного решения Обществу выставлено требование от 18.04.2019 N 043S01190002161, в котором предложено в добровольном порядке уплатить начисленную Пенсионным фондом сумму финансовых санкций в срок до 14.05.2019.
Страхователь в добровольном порядке требование не исполнил, что явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в сумме 24 000 рублей.
Руководствуясь статьями 8, 11, 15, 17 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
На основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из пункта 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения, не установлен Законом N 27-ФЗ и Инструкцией N 766н.
Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом и реализовало свое право на уточнение (исправление) ранее представленных сведений за указанный период, представив в Пенсионный фонд дополнительные сведения за ноябрь 2018 года.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерным.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Пенсионного фонда не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2020 по делу N А11-15915/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коврове Владимирской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья
Т.В.ШУТИКОВА
- 05.08.2020 Опоздание со сроком сдачи СЗВ-М не влечет за собой негативные последствия для бюджета
- 03.08.2020 Пенсионный фонд захотел взыскать штраф за опоздание срока сдачи СЗВ-М, но сам при этом опоздал
- 04.06.2019 ИП освободят от административной ответственности за непредставление сведений в ПФР
- 01.02.2022 Когда нужно сдать СЗВ-ТД, если срок подачи приходится на выходной день?
- 20.05.2021 Новая форма СЗВ-М: заполняем правильно
- 18.08.2020 Корректировка СЗВ-М за пределами срока сдачи первичного отчета – как избежать штрафа
- 11.04.2024 Письмо Минфина России от 27.02.2024 г. № 03-15-05/17215
- 28.06.2023 Письмо ФНС России от 13.06.2023 г. № ЗГ-3-11/7733
- 15.03.2023 Письмо ФНС России от 06.03.2023 г. № БС-4-11/2593@
Комментарии