Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.06.2020 г. № Ф10-2208/2020 по делу № А84-4864/2019

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.06.2020 г. № Ф10-2208/2020 по делу № А84-4864/2019

О взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах.

Итог: основное и встречное требования удовлетворены в части, поскольку у органа ПФР имелись правовые основания для привлечения заявителя к ответственности, однако при определении размера финансовых санкций им не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершенное правонарушение.

01.03.2021Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2020 г. по делу N А84-4864/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2020 года.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Бессоновой Е.В.

судей Леоновой Л.В., Стрегелевой Г.А.

в отсутствие представителей: общества с ограниченной ответственностью "Префаб"; Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе, извещенных надлежаще,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А84-4864/2019,

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Префаб" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) (далее по тексту - пенсионный фонд, Управление) от 24.09.2019 N 092S19190003417 о применении финансовых санкций в размере 74000,00 рубля в части размера наложенного штрафа и уменьшении размера штрафа до минимально возможного или объявлении предупреждения.

Управление обратилось в суд со встречным заявлением о взыскании с общества финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах за июль 2019 года согласно решению от 24.09.2019 N 092S19190003417 в размере 74000,00 рубля.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.12.2019 заявление общества удовлетворено частично; суд признал недействительным решение Управления от 24.09.2019 N 092S19190003417 в части привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере, превышающем 14800,00 руб. В удовлетворении заявления общества в остальной части отказано. Встречное заявление Управления удовлетворено частично; суд взыскал с общества в пользу Управления финансовую санкцию за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах за июль 2019 года согласно решению от 24.09.2019 N 092S19190003417 в размере 14800,00 рубля. В удовлетворении заявления Управления в остальной части отказал. Распределил судебные расходы.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты в части снижения размера штрафа на сумму 59200 руб., взыскать указанную сумму с общества, поскольку полагает, что основания для снижения размера финансовых санкций отсутствовали.

В отзыве на кассационную жалобу общество выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит принятые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили; общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.08.2019 ООО "Префаб" по телекоммуникационным каналам связи посредством электронного документооборота в адрес пенсионного фонда направлен отчет по форме СЗВ-М за июль 2019 года (ИСХ) на 148 застрахованных лиц, при сроке предоставления отчетности - 15.08.2019.

При проведении проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, составлен Акт 23.08.2019 N 092S18190003054 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксирован факт несвоевременного представления заявителем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2019 года (дата фактического представления 22.08.2019).

По результатам рассмотрения вышеуказанного акта должностным лицом управления 24.09.2019 принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 092S19190003417, которым ООО "Префаб" применены финансовые санкции в размере 500,00 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Общий размер штрафа составил 74000,00 руб.

17.10.2019 Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 092S01190002211 со сроком исполнения до 08.11.2019.

Несогласие с решением пенсионного фонда послужило основанием обращения ООО "Префаб" в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Встречные исковые требования обусловлены несогласием Управления с требованиями о незаконности решения и необходимостью взыскания с общества финансовых санкций в размере 74000,00 рубля на основании решения от 24.09.2019 N 092S19190003417, поскольку в установленный срок в добровольном порядке финансовая санкция не оплачена.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у пенсионного фонда имелись правовые основания для привлечения общества к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Однако, пенсионным фондом при определении размера финансовых санкций не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершенное правонарушение.

Суд округа не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Судами установлен факт нарушения срока представления отчетности по форме СЗВ-М за июль 2019 года и сторонами не оспаривался.

Вместе с тем, суды признали наличие смягчающих обстоятельств для снижения размера санкций в отношении общества, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П.

Кроме того, учитывая правовые позиции, сформулированные в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, от 25.02.2014 N 4-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О, а также установив смягчающие ответственность общества обстоятельства: признание факта правонарушения и вины в его совершении; совершение правонарушения впервые; незначительный срок в просрочке предоставления сведений; отсутствие негативных последствий для бюджета; отсутствие умысла в совершении правонарушения, суды верно пришли к выводу о том, что примененная к страхователю санкция в размере 74 000 рублей явно несоразмерна допущенному им нарушению срока представления сведений о застрахованных лицах.

На основании изложенного, учитывая, что факт допущенного правонарушения обществом не оспаривается, оценив представленные в материалы дела доказательства применительно к обстоятельствам, связанным с совершением правонарушения, его характером и последствиями, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, суды пришли к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, позволяющих снизить размер примененного штрафа до 14 800 рублей, признав недействительным оспариваемое решение пенсионного фонда в соответствующей части.

Доводы, приведенные в жалобе, относительно установленных смягчающих ответственность страхователя обстоятельств не могут быть предметом рассмотрения судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств, положенных в основу выводов арбитражных судов, что противоречит требованиям статьи 286 АПК РФ, предусматривающей пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.

По доводу кассационной жалобы о том, что Управление не должно нести бремя судебных расходов общества, ввиду освобождения Фонда от уплаты государственной пошлины, коллегия отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Кроме того, пунктом 19 названного постановления разъяснено, что законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд.

Аналогичные положения закреплены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1.

Кроме того, в рассматриваемом случае с Управления взыскана не государственная пошлина, а расходы по уплате государственной пошлине в пользу заявителя, требования которого удовлетворены судом.

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно взыскал с Управления в пользу общества расходы по уплате государственной пошлине в полном объеме.

Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, им была дана надлежащая оценка.

При таких обстоятельствах, выводы судов являются законными и обоснованными, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда города Севастополя от 19.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А84-4864/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Е.В.БЕССОНОВА

 

Судьи

Л.В.ЛЕОНОВА

Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок