Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Плакаты для покупателей по действующим акциям: можно ли расходы учесть при расчете налога на прибыль?

Плакаты для покупателей по действующим акциям: можно ли расходы учесть при расчете налога на прибыль?

Налоговики пришли к выводу, что рекламные расходы направлены на привлечение интереса и повышение покупательского спроса на продукцию не конкретно самой организации, а целой группы юридических лиц, которые самостоятельно ведут свою деятельность

01.12.2021
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ситдиков Ирек

Ответ прошел контроль качества

Оптовая организация поставляет в аптеки тонометры, термометры и ингаляторы. Аптека ежемесячно с привлечением услуг третьего лица размещает на своей территории плакаты с разными товарами (типа "Снижаем цены"), включает в эти плакаты товар оптовой организации. При этом в плакатах указано название аптеки, а не оптовой организации, нет адресов, телефонов и так далее. На плакате размещается только несколько товаров оптовой организации, а также указывается цена товаров в аптеке. В закрывающих документах (договор, дополнительное соглашение, акт) указывается услуга участия в плакате, размер плаката, период и стоимость услуги. Документы по услуге подписаны не с тем юридическим лицом, которое закупает товары, а с организацией, составляющей такие плакаты.

Можно ли оптовой организации учесть в расходах по налогу на прибыль организаций услугу "Участие в плакатах" и уменьшить базу по налогу на прибыль?

"В судебной практике существует подход, основанный на том, что при осуществлении совместной деятельности, направленной на получение дохода, затраты, понесенные в общих интересах, должны распределяться на всех участников в соответствующей пропорции. Размещение рекламы является одним из инструментов поиска и привлечения потенциальных клиентов и, как следствие, увеличения получаемого дохода.

При налоговой проверке головной организации группы консалтинговых компаний выяснилось, что всю сумму расходов на рекламу товарного знака группы компаний головная организация признавала в уменьшение своей налогооблагаемой прибыли.

Налоговики пришли к выводу, что рекламные расходы направлены на привлечение интереса и повышение покупательского спроса на продукцию (услуги) не конкретно самой организации, а целой группы юридических лиц, которые самостоятельно ведут свою коммерческую деятельность. В результате, налоговый орган исключил из состава расходов головной организации часть расходов на рекламу с учетом процентного соотношения выручки, полученной каждой из организаций в общей доле дохода всех участников группы компаний. Аналогично налоговый орган рассчитал размер НДС, заявленного головной организацией к вычету (определение ВАС РФ от 15.05.2013 N ВАС-5741/13 по делу N А40-45943/12-99-253, постановление ФАС МО от 24.01.2013 по делу N А40-45943/12-99-253)" (Расходы на рекламу и маркетинг в группе компаний: налоговый аспект (О. Новикова, АКГ "ПРАВОВЕСТ Аудит", август 2021 г.)).

"Изначально чиновники относились к мерчандайзингу отрицательно.

Вернее сказать, не к самому этому явлению, а к затратам, возникающим при этом.

Так, например, в письмах УМНС России по г. Москве от 16.09.03 N 26-08/50782 , УФНС России по г. Москве от 27.01.06 N 20-12/5532 и от 04.05.06 N 20-12/36664@ налоговики решили, что подобные затраты не могут быть учтены в налоговых расходах как экономически необоснованные.

Дело в следующем. В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно статье 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в местах их продажи признаются публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.

Исходя из этого, налоговики решили, что платить розничной торговле за то, что она и так обязана делать, экономически необоснованно. Зачем вообще магазину приобретать для розницы товар, если магазин не будет его рекламировать для продажи покупателям?" (Расходы на мероприятия мерчандайзинга и налог на прибыль (А. Анищенко, журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 7, июль 2015 г.)).

"В письме УМНС по г. Москве от 16.09.2003 N 26-08/50782 говорится, что информация о товарах в привязке к их стоимости в конкретной торговой точке, содержащаяся в каталогах, выпускаемых организациями розничной торговли, призвана формировать не столько интерес к потребительским свойствам товаров, сколько интерес к возможности приобретения этих товаров в конкретном месте по конкурентоспособным (наиболее привлекательным) ценам.

В таком случае затраты организации оптовой торговли на компенсацию расходов организации розничной торговли на изготовление каталогов с информацией об ассортименте и ценах товаров в конкретных торговых точках нельзя признать расходами на рекламу, способствующую реализации товаров у оптового продавца. Следовательно, данные расходы оптового продавца также нельзя признать произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. На основании ст. 252 НК РФ такие расходы не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако расходы оптового продавца на размещение рекламы в виде изображения в средствах массовой информации реализуемого товара и привлечение внимания потенциальных покупателей непосредственно к его качествам могут быть отнесены к расходам налогоплательщика - оптового продавца на рекламу, не требующим нормирования".

ФАС Московской области в постановлении от 01.12.2006 N КА-А40/11515-06 обратил внимание на то, что объектом рекламы может быть не только логотип (товарный знак) поставщика, но и сам товар. Суд отметил, что рекламные услуги приобретались в целях увеличения объемов реализации товаров поставщика магазином розничной сети. Следовательно, расходы по оплате этих услуг учитываются поставщиком при налогообложении прибыли, и НДС по ним принимается к вычету.

"Тем не менее исходя из определения товар в п. 3 ст. 3 Закона N 38-ФЗ можно все же считать, что организация рекламирует реализуемый ею товар в качестве продавца. В этой связи приведем выдержку из постановления Девятого ААС от 26.06.2013 N 09АП-17021/13. Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" товар (в данном случае автомобили продаваемых заявителем марок) может быть самостоятельным объектом рекламирования без его привязки к изготовителю или продавцу товара. Таким образом, отсутствие в рекламе визуального указания или ссылки на общество не противоречит действующему законодательству, поэтому понесенные ООО расходы на продвижение сайта www.rally-service.гu являются обоснованными и подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Размещение баннера связано с проведением ООО "Истерн" рекламных мероприятий, направленных на информационное воздействие на потенциальных потребителей с целью продвижения автомобилей "Lifan Breez" на территории РФ.

Аналогично рассуждали судьи и постановление Девятого ААС от 13.06.2012 N 09АП-14264/12: Отсутствие в рекламе визуального указания ссылки на общество, номера телефона или адреса не противоречит действующему законодательству, и поэтому понесенные ООО расходы на размещение рекламного баннера являются обоснованными и подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Суд пришел к выводу, что отсутствие на рекламном баннере информации о продавце товара (ссылки на ООО, его телефон или адрес интернет-сайта) не является доказательством того, что баннер был размещен в интересах другого лица" (Вопрос: Юридические лица находятся в одной группе компаний и связаны дилерским договором. В газете рекламируется сам товар, указаны название производителя и его контакты. Сама организация (дилер) в рекламе никак не обозначена. При этом дилер (применяет УСН) покупает у производителя товар и реализует его. Расчеты не связаны с покупкой у производителя товара третьими лицами, в том числе на основании рекламы. Можно ли разместить рекламу в газете по другому юридическому лицу и принять расходы по УСН? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)).

Разместить:
400
4 января 2022 г. в 8:06

У нас в магазине по акции ценники красные, а без акции - белые. Так вот я обратила внимание, что красные ценники и белы показывают одну и ту же цену. Продавцу сказала, но она никак не отреагировала, сделала вид, что очень занята работой, а я ей мешаю её делать.

Просто обман кругом, на каждом шагу. Кого мы после себя оставим? Страшно за будущее поколение.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок признания доходов и расходов
Все новости по этой теме »

Объект налогообложения
Все новости по этой теме »

Материальные расходы
Все новости по этой теме »

Порядок признания доходов и расходов
Все статьи по этой теме »

Объект налогообложения
Все статьи по этой теме »

Материальные расходы
Все статьи по этой теме »

Порядок признания доходов и расходов
  • 16.07.2023  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль и штраф в связи с необоснованным занижением обществом налоговой базы по налогу на прибыль.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доходы, полученные обществом-банкротом при реализации имущества, признаются доходами от реализации и подлежат учету в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль на дату реализации такого имуще

  • 05.06.2023  

    Решением начислены налог на прибыль организаций, налог на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранной организации, пени в связи с завышением расходов при закупке товаров иностранного производства.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку налоговым органом подтверждено создание налогоплательщиком формального документооборота с участием "технических" компаний, не ведущих реальной экон

  • 23.04.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль, пени и штраф, установив факт необоснованного отнесения им в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, затрат по приобретению реализованных земельных участков.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что в случае реализации сформированной налогоплательщиком доли в уставном капитале, в


Вся судебная практика по этой теме »

Объект налогообложения
  • 03.10.2022  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с занижением налогооблагаемой базы по НДС, а также неправомерным включением в состав внереализационных расходов, уменьшающих сумму доходов при исчислении налога на прибыль.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт занижения обществом налогооблагаемой базы по НДС и налогу на прибыль.

    <

  • 12.09.2022  

    Налоговый орган доначислил налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, указав на то, что налогоплательщиком неправомерно включены в состав расходов документально не подтвержденные затраты на приобретение материалов, а также не исполнена обязанность по хранению и представлению налоговому органу документов, необходимых для исчисления налогов и подтверждающих произведенные расходы.

    Итог: требование у

  • 24.08.2022  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени, штрафы ввиду необоснованного отнесения к внереализационным расходам остаточной стоимости неотделимых улучшений арендованного имущества.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как неотделимые улучшения, произведенные налогоплательщиком как арендатором, к возмещению арендодателю не предъявлялись, переданы ему безвозмездно вместе с арендуемым имуществом, являютс


Вся судебная практика по этой теме »

Материальные расходы
  • 04.07.2018  

    Суды пришли к выводу о том, что расходы, учитываемые обществом в целях налогообложения прибыли, обоснованность применения налоговых вычетов по НДС по аренде помещений и их обслуживанию являются экономически неоправданными и направленными на получение необоснованной налоговой выгоды в виде получения налоговых вычетов по НДС, а также завышения расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли.

  • 04.08.2014  

    Приобретенная обществом многооборотная тара используется для хранения товаров на складе и для доставки товара при его реализации, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается инспекцией, поэтому расходы на ее приобретение относятся к материальным расходам, связанным с производством и реализацией. Поскольку данная тара в целях налогообложения не является амортизируемым имуществом, указанным в ст. 256 НК РФ, то со

  • 26.02.2014  

    Поскольку заявителем акты оказанных услуг по передаче электроэнергии за ноябрь, декабрь 2008 г. от ОАО «ФСК ЕЭС» получены 27 февраля 2010 г., суды с учетом п. 2 ст. 272 НК РФ, признали необоснованным вывод инспекции о том, что заявителем не были соблюдены правила списания на прямые расходы суммы затрат по услугам передачи электроэнергии, оказанным ОАО «ФСК ЕЭС» в 2008 году, расходы по которым неправомерно учтены при формировании


Вся судебная практика по этой теме »