Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Корректировка объема оказанных услуг от арендодателя: порядок отражения суммы в бухгалтерском и налоговом учете

Корректировка объема оказанных услуг от арендодателя: порядок отражения суммы в бухгалтерском и налоговом учете

Корректировка суммы реализации по согласованию сторон в сторону уменьшения отражается как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в периоде, когда произведены изменения

08.09.2020
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

По согласованию сторон арендодатель уменьшил сумму (объем) оказанных услуг.

Как правильно отразить корректировку суммы реализации по согласованию сторон в сторону уменьшения? Каков бухгалтерский учет данной операции? Каким образом следует отразить данную операцию в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Корректировка суммы реализации по согласованию сторон в сторону уменьшения отражается как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в периоде, когда произведены изменения. Причину несоответствия показателей объема реализации в налоговых декларациях по налогу на прибыль и по НДС целесообразно отразить в пояснительной записке к декларациям.

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010) неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности, ошибками не являются.

По нашему мнению, если условия договора аренды (объем оказанных услуг) были изменены по согласованию сторон, то такой факт хозяйственной жизни не может быть признан ошибкой. Следовательно, в рассматриваемой ситуации правила ПБУ 22/2010 не применяются.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Следовательно, при изменении объема (следовательно, и стоимости) оказанных услуг отражение операций по счетам бухгалтерского учета осуществляется на дату произведенных изменений.

В ситуации, когда услуга оказана в 1-м квартале, а изменения внесены во 2-м квартале (то есть в одном отчетном периоде), проводки могут быть следующими (прочие операции, осуществляемые при реализации, не рассматриваем):

На дату оказания услуг:

Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"

- определена выручка;

Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"

- начислен НДС.

На дату согласования изменения (уменьшения) объема оказанных услуг:

Сторно Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"

- отражена сумма корректировки выручки;

Сторно Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"

- отражена сумма корректировки налога на добавленную стоимость с реализации (сумма будет соответствовать отраженной в корректировочном счете-фактуре и подлежащей вычету).

Налог на прибыль организаций

Глава 25 НК РФ не предусматривает специального порядка перерасчета налоговой базы по налогу на прибыль в случае изменения размера выручки от реализации при изменении стоимости товаров (работ, услуг).

На основании п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Одновременно абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что в случае, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.

Отметим также, что когда обнаруженные налогоплательщиком ошибки никак не влияют на указанную в налоговой декларации сумму налога или их исправление приведет к возврату (возмещению) налога из бюджета, он вправе не представлять уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ, письмо ФНС России от 29.03.2016 N ЕД-19-15/52).

В данной ситуации в целях исчисления налога на прибыль арендодателем ранее была учтена выручка в большем размере, следовательно, организация вправе отразить факт перерасчета при подаче налоговой декларации за полугодие.

НДС

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Согласно п. 13 ст. 171 НК РФ при изменении стоимости оказанных услуг в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения количества (объема) оказанных услуг, вычетам у продавца этих услуг подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости оказанных услуг до и после такого уменьшения.

В силу абзаца 3 п. 3 ст. 168 НК РФ при изменении стоимости оказанных услуг, в том числе в случае изменения и (или) уточнения объема оказанных услуг, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п. 10 ст. 172 НК РФ (договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости оказанных услуг). Указанный вычет применяется не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

При возникновении права на налоговые вычеты в порядке, установленном абзацем 1 п. 13 ст. 171 и п. 10 ст. 172 НК РФ, налогоплательщик регистрирует корректировочный счет-фактуру в книге покупок (п. 12 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). Дополнительный лист при этом не составляется.

То есть корректировка суммы НДС, исчисленной в прошлом налоговом периоде (1-м квартале), со стоимости оказанных услуг исходя из объемов, указанных в акте выполненных работ (оказанных услуг) при его оформлении (до внесения в него исправлений), производится в текущем налоговом периоде, поэтому обязанности представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за прошлый налоговый период не возникает.

Таким образом, арендодатель в рассматриваемой ситуации имеет право применить вычет сумм НДС в периоде уменьшения объема оказанных услуг и выставить арендатору корректировочный счет-фактуру, отразив уменьшение в декларации по НДС за 2-й квартал при наличии документов, указанных в п. 10 ст. 172 НК РФ.

Расхождения в сумме выручки от реализации в декларациях по НДС и по налогу на прибыль

В письме УФНС по Московской области от 22.09.2017 N 21-27/091121 разъясняется, что сравнение объемов реализации в налоговых декларациях по налогу на прибыль и по НДС проводится с целью исключения занижения налоговой базы по одному из налогов. Следовательно, в случае выявления противоречий (несоответствия) между данными декларации по налогу на прибыль и декларации по НДС налоговая инспекция вправе и обязана потребовать необходимые пояснения, подтверждающие причины расхождения показателей декларации, или внести соответствующие исправления.

Расхождение показателей (выручка по НДС больше выручки по налогу на прибыль) можно объяснить следующим.

При отражении дохода от реализации в строке 010 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утверждена приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@) выручка указывается с учетом корректировки (уменьшения), а по строке 010 Раздела 3 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) отражается реализация в полном объеме, без учета ее уменьшения (на основании книги продаж, которую данные корректировки не затронули). Следовательно, при наличии корректировочных счетов-фактур суммы выручки в декларациях по НДС и налогу на прибыль чаще всего не совпадают.

Одновременно с представлением в общеустановленном порядке налоговых деклараций, в которых отражены самостоятельные корректировки, можно направить в налоговый орган пояснительную записку с информацией об осуществлении самостоятельной корректировки (в какие разделы, строки декларации были внесены изменения и чем это было вызвано). Информация, отражаемая в пояснительной записке, позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами (письмо ФНС России от 11.03.2015 N ЕД-4-13/3833@).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Учетная политика предприятия
Все статьи по этой теме »

Бухгалтерская отчетность
Все статьи по этой теме »

Первичные документы
Все статьи по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 06.03.2019  

    Налоговый орган полагает, что ранее принятые компанией к вычету суммы НДС со стоимости запчастей (которые использовались при гарантийном ремонте) подлежали восстановлению к уплате.

    Итог: требование организации было удовлетворено, потому что согласно учетной политики компании вычеты применены правомерно.

  • 26.02.2019   Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2018 г. № Ф04-5481/18 по делу № А27-9856/2018
  • 12.06.2017  

    В соответствии с принятой в обществе учетной политикой при начислении амортизации основных фондов применяются единые с налоговым учетом сроки полезного использования. Состав амортизационных групп определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. Нормы амортизации рассчитываются исходя из нижней границы срока полезного использования, определенного для амортизационной группы. С учетом вышеизло


Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерская отчетность
  • 14.03.2018  

    О признании недействующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н

  • 17.01.2018  

    Законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а статья 252 НК РФ предусмотрела, что затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, глава 25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оф

  • 06.09.2017  

    Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», действующего с 01.01.2013, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.


Вся судебная практика по этой теме »

Первичные документы
  • 12.02.2018  

    Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования в части налога на прибыль по эпизоду (ремонт асфальтового покрытия на арендуемом земельном участке), суды пришли к выводу о том, что обществом осуществлен ремонт арендуемой площадки для поддержания ее в исправном состоянии, и, соответственно, налогоплательщик правомерно включил расходы, связанные с текущим ремонтом арендованного имущества, в состав общих расходов текущег

  • 13.02.2017  

    Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера

  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »