Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Отсутствие штатных водителей у транспортной организации не является основанием для отказа в применении вычета по НДС у заказчика

Отсутствие штатных водителей у транспортной организации не является основанием для отказа в применении вычета по НДС у заказчика

Условия и порядок применения налоговых вычетов по НДС  предусмотрены ст.ст. 171, 172 НК РФ

19.06.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

Перевозка осуществляется автомобильным транспортом по территории РФ на основании договора перевозки груза. Какую систему налогообложения применяют третьи лица, привлекаемые к перевозке транспортной организацией, неизвестно.

НДС к вычету по транспортным услугам можно взять, только если поставщик является транспортной организацией (имеет на балансе автомобили и в штате водителей)?

Если организация по транспортным услугам работает с организацией, у которой нет ни автомобилей, ни водителей, то налоговый орган такие договоры квалифицирует как агентские договоры и входной НДС по таким операциям исключает из книги покупок.

Прав ли налоговый орган?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Отсутствие собственных автомобилей и штатных водителей у транспортной организации само по себе не является основанием для отказа в применении вычета по НДС у заказчика услуг такой организации.

Обоснование позиции:

Условия и порядок применения налоговых вычетов по НДС (далее также - налог) предусмотрены ст.ст. 171, 172 НК РФ. Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг на территории РФ, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или для перепродажи, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия услуг на учет и при наличии соответствующих первичных документов (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

Из изложенного следует, что обязательство доставить груз получателю по договору перевозки принимает на себя перевозчик. Однако приведенные выше нормативные правовые акты не предусматривают, что перевозка груза может осуществляться только с использованием собственных автомобилей перевозчика водителями, состоящими в его штате. Возможен вариант, когда перевозчик арендует транспортные средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и оказывает услуги по перевозке с использованием зафрахтованных автомобилей (смотрите также п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26, далее - Постановление N 26). Это обстоятельство само по себе не может воспрепятствовать применению грузоотправителем налогового вычета по НДС, поскольку услуги оказываются перевозчиком, имеется выставленный перевозчиком счет-фактура и соблюдаются иные требования к применению налоговых вычетов, изложенные в ст.ст. 171, 172 НК РФ.

Если во исполнение договора с грузоотправителем транспортная организация не оказывает услуги по перевозке самостоятельно, а привлекает для этого третьих лиц, возможно, есть основания для квалификации такого договора как договора транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ, смотрите в связи с этим п.п. 25, 26 Постановления N 26), хотя в спорной ситуации окончательное решение по такому вопросу может принять только суд. В правоприменительной практике не сложилось единого подхода к правовой квалификации отношений по таким договорам, так как условия договоров могут существенно различаться. В конкретном случае не исключена вероятность квалификации договора транспортной экспедиции и как посреднического.

Однако такая квалификация договора сама по себе также не может являться основанием для отказа в применении вычета по НДС у клиента экспедитора. Контролирующие органы в своих разъяснениях отмечают, что суммы НДС, предъявленного по транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым при организации перевозки товаров на территории РФ, принимаются к вычету при соблюдении условий, предусмотренных ст.ст. 171 и 172 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 05.07.2018 N 03-07-08/46768, от 04.07.2016 N 03-07-11/38969). Признание договора транспортной экспедиции посредническим договором может повлиять на определение налоговой базы и применение вычета по НДС у самого экспедитора (если он является налогоплательщиком этого налога). Исходя из положений п. 1 ст. 154, ст.ст. 171, 172 НК РФ, в налоговую базу по НДС у экспедитора включается вознаграждение, полученное им за услуги, оказанные клиенту. При этом к вычету у экспедитора принимаются суммы налога, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретенным для оказания транспортно-экспедиционных услуг, расходы по которым клиентом не возмещаются (письма Минфина России от 26.03.2015 N 03-03-06/1/16691, от 30.03.2005 N 03-04-11/69).

Что же касается клиента экспедитора, то он, как и принципал по агентскому договору, не лишен возможности принять к вычету суммы налога, предъявленные фактическими исполнителями услуг, отражаемые в счетах-фактурах, которые выставляет посредник (письма Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-11/1524, от 26.03.2008 N 03-07-08/69)*(2).

Таким образом, даже если упомянутый в вопросе договор будет квалифицирован как агентский (что не следует однозначно из информации, изложенной в вопросе), это само по себе не препятствует применению организацией-заказчиком услуг вычета по налогу в отношении услуг по перевозке, если выполняются условия, предусмотренные ст.ст. 171, 172 НК РФ.

Возможно, в рассматриваемом случае налоговый орган усомнился в реальности хозяйственных операций, совершаемых налогоплательщиком. В силу п. 1 ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Согласно позиции, существующей в судебной практике, невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности могут свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды (в частности, получения налогового вычета) (п.п. 1, 5, 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).

Поэтому, если в рассматриваемом случае имеются основания для квалификации налогового вычета по НДС как необоснованной налоговой выгоды, в применении такого вычета, действительно, может быть отказано. Это может иметь место, в частности, в ситуации, когда услуги по перевозке реально не оказывались или перевозка осуществлялась лицами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а сумма налога была предъявлена продавцом с общей стоимости услуг по перевозке (смотрите в качестве примера постановления Девятнадцатого ААС от 14.03.2018 N 19АП-9449/17, Пятнадцатого ААС от 15.12.2017 N 15АП-19503/17 и от 24.10.2017 N 15АП-13658/17, Семнадцатого ААС от 19.10.2017 N 17АП-14029/17).

Отметим, что введенная Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ ст. 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования "агрессивных" механизмов налоговой оптимизации (письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).

Так, согласно п. 2 ст. 54.1 НК РФ при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ законодатель фактически ограничил право учесть расходы и вычеты по сделке при исполнении ее лицом, не указанным в первичных документах (письмо ФНС России от 19.01.2018 N ЕД-4-2/889). Возможно, если в рассматриваемом случае в договоре право перевозчика привлекать третьих лиц не прописано, налоговый орган в рамках своих полномочий применяет положения п. 2 ст. 54.1 НК РФ, отказывая в вычете, поскольку лицо, являющееся стороной договора (перевозчик), не имеющее транспортных средств и сотрудников, такой договор исполнить не могло.

Вместе с тем в этом же письме указано, что налоговые органы должны доказать, что такая сделка (операция) не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.

Поэтому организация (заказчик перевозки) вправе привести свои доказательства реальности выполнения контрагентом договора, например, с привлечением им третьих лиц.

Таким образом, вопрос о наличии оснований для отказа налогоплательщику в применении вычета по НДС является оценочным, при возникновении разногласий с налоговым органом дать окончательную правовую оценку обоснованности такого вычета сможет только суд (постановление Двадцатого ААС от 28.10.2015 N 20АП-5865/15).

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться