Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Порядок оформления реализации основного средства в рамках приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

Порядок оформления реализации основного средства в рамках приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

Нужно ли оформлять товарную накладную, счет-фактуру или какие-то иные документы?

06.12.2018
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Суховерхова Антонина

Какими документами в бухгалтерском учете следует оформить реализацию основного средства (автомобиль, ранее используемый в деятельности учреждения) в рамках приносящей доход деятельности бюджетного учреждения? Нужно ли оформлять товарную накладную, счет-фактуру или какие-то иные документы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Основанием для отражения в бухгалтерском учете операции по списанию с балансового учета реализованного автотранспортного средства может быть Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

В целях избежания разногласий с контрагентом целесообразно предусмотреть непосредственно в договоре купли-продажи конкретный порядок документального оформления хозяйственной операции с указанием формы первичного учетного документа, подтверждающего факт продажи транспортного средства.

Кроме того, при реализации имущества лицу, являющемуся плательщиком НДС, учреждение должно выставить покупателю соответствующий счет-фактуру.

Обоснование вывода:

Операции по реализации имущества, в том числе транспортных средств, относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 4 ст. 9.2, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). В свою очередь, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 161 ГК РФ все сделки, заключаемые юридическими лицами между собой и гражданами, должны быть совершены в простой письменной форме. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ). В рассматриваемом случае сделка может быть, например, оформлена договором купли-продажи.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете операции по списанию с балансового учета реализованного автотранспортного средства может служить документ, подтверждающий переход права собственности покупателю, при наличии в нем обязательных реквизитов первичного учетного документа (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), п.п. 25, 26 Федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256 (далее - СГС "Концептуальные основы")).

Обязательные для применения учреждениями государственного сектора формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 28 СГС "Концептуальные основы").

С учетом положений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), п. 25 СГС "Концептуальные основы" учреждения государственного сектора обязаны применять унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета:

- утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н);

- установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.

В иных случаях могут применяться формы, разработанные бюджетным учреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).

Согласно Приказу N 52н передача основного средства покупателю должна быть оформлена Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее - Акт (ф. 0504101)), порядок применения которого при продаже объектов нефинансовых активов следует установить в рамках формирования учетной политики.

Следует отметить, что в случае реализации имущества учреждению госсектора применение Акта (ф. 0504101) является обязательным для подтверждения факта передачи и получения нефинансового актива. Если же транспортное средство продано юридическому лицу - коммерческой организации, очевидно, что подобный документ для него не будет необходимым - его учетной политикой может быть предусмотрен другой порядок документального оформления операций приема-передачи имущества при его приобретении за плату, например составление Товарной накладной формы N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

В целях избежания разногласий с контрагентом целесообразно предусмотреть непосредственно в договоре купли-продажи конкретный порядок документального оформления хозяйственной операции с указанием формы первичного учетного документа, подтверждающего факт продажи транспортного средства.

Реализация имущества, имущественных прав согласно действующему налоговому законодательству является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций. При этом под имуществом в данном случае понимаются объекты, учитываемые согласно п. 22 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в составе нефинансовых активов, в том числе и в составе основных средств.

Бюджетные учреждения, как российские организации, являются плательщиками НДС и налога на прибыль (п. 1 ст. 48, ст. 120 ГК РФ, ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ, п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143, п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)). Поэтому при реализации имущества эти организации госсектора исчисляют и уплачивают налоги в общеустановленном порядке с учетом отдельных особенностей, которые обусловлены спецификой их правового положения.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав организация должна выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая день отгрузки товара или передачи имущественных прав, а также вести книги покупок и книги продаж.

При этом при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в том числе физическому лицу, по письменному согласию сторон сделки счет-фактура может не составляться (ст. 143, подпункт 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Бухгалтерская отчетность
  • 14.03.2018  

    О признании недействующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н

  • 17.01.2018  

    Законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а статья 252 НК РФ предусмотрела, что затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, глава 25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оф

  • 06.09.2017  

    Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», действующего с 01.01.2013, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.


Вся судебная практика по этой теме »

Первичные документы
  • 12.02.2018  

    Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования в части налога на прибыль по эпизоду (ремонт асфальтового покрытия на арендуемом земельном участке), суды пришли к выводу о том, что обществом осуществлен ремонт арендуемой площадки для поддержания ее в исправном состоянии, и, соответственно, налогоплательщик правомерно включил расходы, связанные с текущим ремонтом арендованного имущества, в состав общих расходов текущег

  • 13.02.2017  

    Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера

  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »