Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Транспорт для перевозки детей: специальные требования, учет расходов на приобретение и ввод в эксплуатацию

Транспорт для перевозки детей: специальные требования, учет расходов на приобретение и ввод в эксплуатацию

Перевозки детских спортивных команд, а также прочих несовершеннолетних спортсменов для участия в различных соревнованиях должны осуществляться организованно. К таким перевозкам предъявляются довольно жесткие требования (в частности, к используемому транспорту). На что нужно обратить внимание при приобретении транспортных средств для организованных перевозок детей? Каков порядок принятия к учету такого автотранспорта? Включаются ли расходы на регистрацию, техосмотр и обязательное страхование в первоначальную стоимость транспортного средства?

15.08.2018
Автор: Ларцева Л. , эксперт журнала

Под организованной перевозкой группы детей понимается перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 человек и более, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации введены специальные требования к таким перевозкам. Эти требования установлены Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 177 (далее – Правила № 177), и Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 090 (далее – ПДД). Согласно указанным правилам к автобусам, осуществляющим перевозку детей, предъявляются следующие требования:

1. Используются автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет (п. 3 Правил № 177). Эти требования вступили в силу с 1 июля 2018 года для автобусов с разрешенной максимальной массой, не превышающей 5 тонн на маршрутах, пункты отправления и (или) назначения организованной перевозки группы детей которых расположены в Ленинградской и Московской областях, а также Москве и Санкт-Петербурге. На автобусы с разрешенной максимальной массой свыше 5 тонн аналогичное правило в перечисленных регионах распространится с 1 октября 2018 года. В части перевозок детей по иным маршрутам ограничения начнут действовать позже – с 1 апреля и 1 октября 2019 года.

2. Автобус по назначению и конструкции должен соответствовать техническим требованиям к перевозкам пассажиров, а также должен быть допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

3. Автобус должен быть оснащен также проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета, который устанавливается на его крыше или над ней и должен быть включен при движении автобуса с детьми (п. 3 Правил № 177, п. 3.4 ПДД). Указанное требование введено с 1 июля 2018 года и распространяется на автобусы в порядке, аналогичном требованию к возрасту автобусов (см. выше п. 1).

4. Автобус должен иметь опознавательные знаки «Перевозка детей» (п. 22.6 ПДД) в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы – 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 («Дети»). Сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади – 400 мм.

5. Скорость движения автобуса, осуществляющего организованную перевозку детей, не должна превышать 60 км/ч (п. 10.3 ПДД). В связи с этим на задней части кузова слева у автобуса должен быть установлен опознавательный знак «Ограничение скорости» в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 («Ограничение максимальной скорости») с указанием разрешенной скорости «60 км/ч» (диаметр знака – не менее 160 мм, ширина каймы – 1/10 диаметра).

В связи с ужесточением требований с 1 июля 2018 года учреждения, осуществляющие организованную перевозку детей, обязаны провести проверку имеющихся автобусов на соответствие указанным требованиям и при необходимости произвести закупку новых транспортных средств.

Помимо вышеперечисленных требований к автобусам, при организованной перевозке детей также Правилами № 177 установлены специальные требования к водителям, сопровождающим лицам, документальному оформлению перевозки, уведомлению о предстоящей перевозке, направляемому в подразделения ГИБДД.

Нарушение требований к перевозке детей грозит штрафами, преду­смотренными п. 3 – 6 ст. 12.23 КоАП РФ. Согласно данной статье минимальный штраф составляет для водителя 3 00 руб., должностных лиц – 25 00 руб., юридических лиц – 100 00 руб.

Особенности закупки автобусов для перевозки детей.

В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4‑ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23‑ФЗ.

Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4‑ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.

По Закону № 23‑ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.

При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.

Таким образом, при закупке названных транспортных средств учреждениям следует ориентироваться на российских товаропроизводителей.

Принятие автобусов к учету и расходы, возникающие при вводе в эксплуатацию.

Автобусы, приобретаемые для организованной перевозки детей, используются учреждениями не один год, поэтому согласно положениям СГС «Основные средства» и Инструкции № 157н такие транспортные средства следует учитывать как объекты ОС в составе группы «Транспортные средства».

Для установления конкретного срока полезного использования автобусов применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № . Согласно данной классификации в зависимости от технических характеристик и функционального назначения автобусов (коды 310.29.10.30.111, 310.29.10.30.112, 310.29.10.30.119 ОКОФ) они могут быть отнесены к третьей, четвертой и пятой амортизационным группам, максимальные сроки по которым составляют 5, 7 и 10 лет соответственно.

Для учета транспортных средств предназначен счет 101 5 «Транспортные средства».

Принимая во внимание высокую стоимость автобусов, а также их особую значимость в деятельности учреждений, последние зачастую включают данные объекты в перечень особо ценного движимого имущества (счет 0 01 5 00 «Транспортные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»). Если автобус не упомянут в указанном перечне, для его учета применяется другой аналитический счет – 0 01 5 00 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с п. 14, 15 СГС «Основные средства» объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (кроме приобретения объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС), если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, в первоначальную стоимость включается цена приобретения, а также любые фактические затраты на приобретение объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации.

Формирование первоначальной стоимости транспортного средства осуществляется на счетах:

  • 0 06 1 00 «Вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество»;
  • 0 06 1 00 «Вложения в основные средства – иное движимое имущество».

Далее рассмотрим, какие расходы могут быть включены в первоначальную стоимость автобуса.

Уплата госпошлины при регистрации. Транспортные средства, в том числе автобусы, допускаются к эксплуатации только при наличии соответствующих регистрационных знаков, которые выдаются при государственной регистрации в ГИБДД.

Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии:

  • с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 001 (далее – Правила № 001);
  • с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.08.2013 № 05.

Согласно п. 4 Правил № 001 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

К сведению:

Регистрация транспортных средств представляет собой комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска ТС к участию в дорожном движении на территории РФ и за ее пределами. На зарегистрированный автомобиль выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные знаки, а также паспорт транспортного средства, в котором проставляются необходимые отметки (п. 40 Правил № 001).

Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения данных лиц либо по месту нахождения их обособленных подразделений. Регистрация ТС, поставленных по государственному или муниципальному контракту, производится за конечным получателем транспортных средств, который будет осуществлять их непосредственную эксплуатацию, без проведения регистрационных действий за заказчиком или промежуточным получателем ТС (п. 24.3 Правил № 001).

За государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных п. 36 – 39 ст. 333.33 НК РФ. Стоит отметить, что с 3 августа 2018 года порядок уплаты такой пошлины несколько изменился. Приведем в таблице виды и размеры госпошлин, уплачиваемых при регистрации транспортных средств.

Действовавшие госпошлины

Госпошлины, взимаемые с 03.08.2018

Наименование

Размер, руб.

Наименование

Размер, руб.

За выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили

2 00

За выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили

2 00

За выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины

1 00

За выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины

1 00

За выдачу паспорта транспортного средства

800

За выдачу паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники

800

За выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства

500

За выдачу свидетельства о регистрации машины

500

 

За выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства:

 

изготавливаемого из расходных материалов на бумажной основе

500

изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе нового поколения

1 00

За временную регистрацию ранее зарегистрированных транспортных средств по месту их пребывания

350

За временную регистрацию ранее зарегистрированных транспортных средств по месту их пребывания

350

За внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства

350

За внесение изменений в выданные ранее паспорт транспортного средства, паспорт самоходной машины и других видов техники

350

Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в случае направления заявления посредством Единого портала – до подачи соответствующих документов.

Для справки:

Действующими правилами регистрации транспортных средств предусмотрена возможность сохранения ранее выданных регистрационных знаков при покупке нового автотранспорта. Если при приобретении автобуса (например, при покупке подержанного транспорта) сохраняются ранее выданные регистрационные знаки, госпошлину за выдачу таких знаков все равно придется уплатить (письма Минфина РФ от 31.03.2011 № 3‑05‑06‑03/21, от 10.12.2010 № 3‑05‑06‑03/133, от 09.12.2010 № 3‑05‑06‑03/131).

В соответствии с Указаниями № 65н расходы на уплату госпошлины отражаются по коду вида расходов (КВР) 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и статье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ.

Пунктом 15 СГС «Основные средства» предусмотрено включение в первоначальную стоимость сумм госпошлин, уплачиваемых в связи с приобретением основного средства и доведением его до состояния, пригодного к эксплуатации. Уплата госпошлин за регистрацию транспортного средства обязательна и осуществляется в целях допуска транспорта к эксплуатации. В связи с этим сумму такой госпошлины можно включать в первоначальную стоимость приобретаемого транспортного средства. Аналогичный вывод делал Минфин при рассмотрении вопроса об учете суммы госпошлины за регистрационные действия в целях налогообложения (Письмо от 01.06.2007 № 3‑03‑06/2/101). В случае принятия решения о включении указанной суммы в первоначальную стоимость автотранспорта целесообразно закрепить его в учетной политике.

Оплата техосмотра. Технический осмотр проводится в целях оценки соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности.

Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств устанавливаются в соответствии:

  • с Федеральным законом от 01.07.2011 № 70‑ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 70‑ФЗ);
  • с Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 008 (далее – Правила № 008).

Автобусы подлежат техосмотру каждые шесть месяцев со дня проведения первого технического осмотра, пройденного до заключения договора ОСАГО в году, следующем за годом выпуска транспортных средств (пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 15 Федерального закона № 70‑ФЗ).

Техосмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке, за плату, установленную в договоре, заключаемом с владельцем транспортного средства или его представителем. Оплата услуг по техосмотру, предусмотренных договором, осуществляется до начала проведения технического диагностирования (п. 5, 6, 11 Правил № 008).

В ходе техосмотра эксперты осуществляют техническое диагностирование транспортного средства. По завершении данной процедуры оператор техосмотра оформляет и выдает заявителю диагностическую карту, в которой содержится заключение о возможности или невозможности эксплуатации ТС.

Согласно Указаниям № 65н плата за техосмотр транспортного средства отражается по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

С учетом вышеизложенного нужно отметить, что техосмотр проводится с целью подтверждения возможности эксплуатации транспортного средства.

Поскольку первый техосмотр автобуса проводится в году, следующем за годом его выпуска, при приобретении нового автобуса у учреждения не возникает расходов на оплату техосмотра. Значит, в этом случае расходы на оплату периодических техосмотров, проведенных уже после ввода автобуса в эксплуатацию, в бухгалтерском учете требуется относить к текущим расходам учреждения.

Необходимость проведения техосмотра в целях ввода автобуса в эксплуатацию может возникнуть при приобретении подержанного транспорта.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 96‑ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. По нашему мнению, в данном случае речь идет о документе, подтверждающем возможность эксплуатации транспортного средства, – диагностической карте (ранее это был талон техосмотра).

Таким образом, плата за проведение технического осмотра, уплачиваемая в связи с приобретением транспортного средства и вводом его в эксплуатацию, может быть включена в его первоначальную стоимость. Аналогичное мнение изложено в письмах Минфина РФ от 29.09.2009 № 3‑05‑05‑04/61, от 05.07.2006 № 3‑06‑01‑04/138.

Расходы на ОСАГО. Эксплуатация транспортных средств невозможна без обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Правовые, экономические и организационные основы такого страхования определены:

  • Федеральным законом от 25.04.2002 № 0‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон № 0‑ФЗ);
  • Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными ЦБ РФ 19.09.2014 № 31‑П (далее – Правила № 31‑П).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 0‑ФЗ владельцы ТС обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т. п.) владелец ТС обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им.

В рамках такого страхования между страховой организацией и владельцем транспортного средства заключается договор. Договор может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса в электронном виде (п. 1.1 Правил № 31‑П).

При заключении договора ОСАГО страхователь единовременно уплачивает (наличными деньгами или в безналичном порядке) страховую премию (п. 2.2 Правил № 31‑П).

Согласно Указаниям № 65н плата за услуги страхования гражданской ответственности (то есть страховая премия по договору ОСАГО) отражается по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Для справки:

С 2019 года расходы на оплату страховой премии по договору ОСАГО будут отражаться по новой подстатье 227 «Страхование» КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»). Данное новшество необходимо учитывать при планировании указанных расходов на следующий год.

В соответствии с п. 302 Инструкции № 157н расходы, связанные со страхованием гражданской ответственности, следует отражать на счете 401 0 «Расходы будущих периодов». Согласно положениям данного пункта такие расходы рассматриваются как затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. Эти расходы подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Суммы страховой премии не учитываются при формировании первоначальной стоимости транспортного средства, поскольку такие расходы связаны не с приобретением автотранспорта, а со страхованием гражданской ответственности (Письмо УФНС по г. Москве от 02.03.2006 № 0‑12/16322).

* * *

С 1 июля 2018 года ужесточены требования к автобусам, используемым при организованной перевозке детей. В частности, возраст таких транспортных средств должен быть не более 10 лет.

При закупке новых автобусов учреждения должны ориентироваться на отечественных товаропроизводителей.

В бухгалтерском учете приобретенные автобусы отражаются на счетах 0 01 5 00, 0 01 5 00 по первоначальной стоимости. Помимо цены приобретения, в первоначальную стоимость автобуса могут быть включены расходы на уплату госпошлины за регистрацию транспортного средства и расходы на техосмотр.

Расходы на ОСАГО в первоначальную стоимость транспорта не включаются несмотря на то, что они возникают еще до его регистрации. 

Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, №8, 2018 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться