Аналитика / Налогообложение / Заключение контракта с украинской организацией на поставку оборудования: выполнение функций налогового агента
Заключение контракта с украинской организацией на поставку оборудования: выполнение функций налогового агента
Российская организация будет признаваться налоговым агентом по НДС в том случае, если оказанные работы будут считаться реализованными на территории РФ
16.01.2014ГАРАНТРоссийская организация (покупатель), применяющая общую систему налогообложения, заключила контракт с украинской организацией на поставку оборудования. Цена контракта – 120 долларов США (условно), при этом в контракте прописано, что она складывается из стоимости оборудования (100 долларов США) и стоимости проведения приемочных испытаний на территории продавца и территории покупателя, проведения пуско-наладочных работ на территории покупателя, обучения персонала покупателя на территории покупателя и упаковки оборудования (в общей сложности 20 долларов США).
Ввозимое российской организацией на территорию РФ оборудование относится к машинам инжекционно-литьевым (в ГТД указан код ТН ВЭД ТС 8477 10000 0). Сумма НДС указана в таможенной декларации, но фактически налог на таможне уплачен не был. В контракте и в инвойсе отдельно указаны стоимость товара и стоимость услуг (работ). При этом каждая составляющая самих работ (услуг) не выделена (указана только их общая стоимость).
У российской организации в итоге имеются: акт приемочных испытаний проведенных на территории продавца без указания их стоимости; акт приемки-передачи товара без указания места передачи, но с указанием стоимости товара - 100 долларов США; ГТД на ввоз оборудования с указанием общей стоимости - 120 долларов США; документы на реализацию оборудования российской организации, в которых также указана стоимость оборудования, включающая в себя стоимость пуско-наладочных работ и обучение персонала. Пуско-наладочные работы и другие мероприятия у покупателя еще не проводились.
Данное оборудование российская организация предполагает продать другой российской организации.
Облагается ли НДС ввоз указанного оборудования на территорию РФ? Возникают ли у организации обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента с суммы работ (услуг) по договору, выполненных (оказанных) иностранным поставщиком, сумма которых выделена из общей контрактной стоимости?
По какой стоимости в бухгалтерском учете следует учитывать приобретенное оборудование: по стоимости, указанной в акте приема-передачи и контракте (100 долларов США), или по стоимости, указанной в таможенной декларации (120 долларов США)? Каков порядок бухгалтерского учета работ (услуг), выполненных (оказанных) на территории покупателя (РФ), если в акте о выполнении работ (оказании услуг) не будет (или, наоборот, будет) указана сумма в размере 20 долларов США?
Налог на добавленную стоимость
Ввоз оборудования на территорию РФ
Объектом обложения НДС признаются, в том числе операции по ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В то же время п. 7 ст. 150 НК РФ установлено, что не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 утвержден Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС (далее - Перечень).
Так, в Перечень включены и машины инжекционно-литьевые с кодом ТН ВЭД ТС 8477 10000 0. Отметим, что в общем случае для целей применения Перечня товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС.
Таким образом, полагаем, что ввоз на территорию РФ инжекционно-литьевых машин с кодом ТН ВЭД ТС 8477 10000 0 не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС на основании п. 7 ст. 150 НК РФ.
Выполнение функций налогового агента
Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом налоговая база в данном случае определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Таким образом, российская организация – покупатель будет признаваться налоговым агентом по НДС в рассматриваемой ситуации только в том случае, если оказанные (выполненные) поставщиком услуги (работы) будут считаться реализованными на территории РФ.
Место реализации работ (услуг) для целей НДС определяется по правилам ст. 148 НК РФ.
Как мы поняли, ввозимое организацией оборудование является движимым имуществом (ст. 130 ГК РФ).
Так, местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание (подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). Аналогичным образом пп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ определено, что местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории РФ движимым имуществом. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание.
Из этого следует, что место реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, определяется по месту нахождения указанного имущества. При этом перечень работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, является открытым, о чем косвенно свидетельствуют выводы, сделанные, например, в письмах Минфина России от 04.02.2010 г. № 03-07-08/30, от 10.08.2009 г. № 03-07-08/179 (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 12.07.2005 г. № 03-04-08/185, постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2005 г. № А56-52630/04).
Место реализации услуг в сфере обучения для целей главы 21 НК РФ определяется по месту их фактического оказания (подп. 3 п. 1, подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).
Место выполнения работ (оказания услуг) подтверждают контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг) (п. 4 ст. 148 НК РФ).
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что работы (услуги) по проведению приемочных испытаний оборудования, выполненные (оказанные) иностранным контрагентом на территории Украины, не будут считаться реализованными на территории РФ. Поэтому в отношении их реализации у российской организации не возникают обязанности налогового агента по НДС.
В то же время местом реализации работ (услуг) по проведению приемочных испытаний и пуско-наладке оборудования, по обучению персонала покупателя на территории РФ признается территория РФ. Учитывая, что данные операции не освобождаются от обложения НДС, российская организация - покупатель обязана выполнить функции налогового агента при их приобретении.
В связи с тем, что стоимость работ (услуг) по проведению испытаний оборудования, выполненных (оказанных) на территории продавца, в данном случае отдельно не выделяется, полагаем, что НДС российской организации следует исчислить и уплатить в бюджет с общей стоимости выполненных (оказанных) иностранным поставщиком работ (услуг). Противоположную позицию, вероятнее всего, придется отстаивать в судебном порядке.
Материалов арбитражной практики и официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено.
Отметим, что нормы главы 21 НК РФ не ставят обязанность по выполнению функций налогового агента при приобретении у иностранного лица работ (услуг), реализованных на территории РФ, от факта уплаты «таможенного» НДС, при расчете которого учитывалась их стоимость (дополнительно смотрите постановление ФАС Центрального округа от 02.10.2007 г. № А64-4938/06-19).
Бухгалтерский учет
Оборудование, приобретаемое для дальнейшей реализации, следует рассматривать в качестве части материально-производственных запасов (далее также – МПЗ) – товара (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее – ПБУ 5/01)).
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся в том числе суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Как видим, перечень фактических затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, которые могут быть учтены при формировании их фактической себестоимости, является открытым. Поэтому расходы, например, на приемочные испытания оборудования на территории продавца, а также иные затраты, которые могут квалифицированы в качестве непосредственно связанных с приобретением оборудования, могут быть включены в его фактическую себестоимость (в случае их обособленного выделения).
Основанием для ведения бухгалтерского учета являются первичные учетные документы (ст. 9 Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ)). Полагаем, что основанием для формирования фактической себестоимости приобретенного оборудования будут выступать оформленные в соответствии с условиями контракта акты приема-передачи оборудования и оказанных услуг (выполненных работ) или иные аналогичные документы.
В то же время, если пуско-наладочные работы, приемочные испытания и другие работы (услуги) будут выполнены (оказаны) уже после того, как оборудование будет передано (реализовано) новому покупателю, то, по нашему мнению, их следует квалифицировать в качестве расходов, связанных с продажей товара (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»), что предполагает их отнесение на счета учета соответствующих затрат без включения в фактическую себестоимость оборудования (в случае их обособленного выделения). Если в этом случае в акте не будет отдельно выделяться стоимость конкретных услуг (работ), полагаем, что в состав расходов может быть отнесена вся сумма затрат по акту.
С учетом п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ считаем, что в случае фактического оказания услуг (выполнения работ) в акте обязательно подлежит отражению их стоимость. В противном случае организации следует обратиться к иностранному контрагенту с требованием о включении в акт соответствующей информации.
Темы: НДС  Налоговые агенты  Учетная политика предприятия  
- 18.04.2024 Заявление на ускоренное возмещение НДС будет сдаваться по новой форме
- 17.04.2024 В Уфе директора «Стройиндустрии» будут судить за неуплату НДС на 122 млн
- 10.04.2024 ГД приняла проект об упрощении подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте
- 29.12.2018 Путин подписал закон о снижении ответственности налоговых агентов по НДФЛ
- 19.10.2018 Депутаты освобождают налоговых агентов от санкций за непреднамеренный срыв сроков уплаты НДФЛ
- 01.06.2018 Что грозит налоговым агентам за ошибки при определении статуса физлица
- 14.03.2024 Можно ли удалять реквизиты в счете-фактуре: Минфин
- 15.02.2024 Минтруд представит новые формы отчетов в службу занятости
- 08.02.2024 Кабмин собирается обсудить сокращение отчетности для малого бизнеса
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 18.03.2019 Выкуп имущества казны: об уплате НДС налоговыми агентам
- 13.06.2017 Будет ли являться российская организация налоговым агентом по НДС в отношении иностранного контрагента в рамках ст. 174.2 НК РФ?
- 15.07.2015 Порядок сдачи декларации по НДС для налогового агента
- 07.11.2023 Поправки по налогообложению операций с партнерами-иностранцами
- 05.10.2023 ЕНС: налогоплательщики смогут узнавать о задолженности на конкретную дату
- 03.10.2023 Путевой лист: как оформлять для ИП в 2023 году
- 14.04.2024
Поставщик поставил
покупателю товар, последний оплатил его по выставленному счету-фактуре. Так как поставщик не выполнил обязательство по надлежащему ведению бухгалтерского учета (не указал сведения о счете-фактуре в декларации по НДС), покупатель доплатил НДС и заявил, что сумму этого НДС должен возместить ему поставщик.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что покупатель до
- 14.04.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно предъявил к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку факт необоснованного уменьшения налогоплательщиком подлежащего уплате НДС не доказан, так как установлено, что контрагенты вели реальную хозяйственную деятельность, платили налоги и страховые вз
- 14.04.2024
Выявив, что
налогоплательщик нарушил условия для применения вычета по НДС, налоговый орган решениями отказал ему в возмещении НДС, отказал в применении налоговых вычетов и в уменьшении заявленных к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что сделки налогоплательщика носили реальный характер и что источник в бюджете для возмещения НДС
- 13.02.2014
Отсутствие документов по изъятию
работодателем спецодежды у работника в день увольнения, списание задолженности в бухгалтерском учете работодателя не являются безусловными доказательствами перехода права собственности на спецодежду к бывшему работнику и возникновению у него дохода в размере, указанном налоговым органом; соответственно, инспекцией не доказана обязанность общества предоставлять сообщения о невозможности удержания НДФЛ, равно как и сведени - 13.09.2011
Проект содержит 85 пунктов,
в которых обобщается практика толкования и применения первой части Налогового Кодекса РФ - 24.01.2010 Общество как налоговый агент не может быть привлечено к ответственности за неуплату налога, предусмотренной ст.122 НК РФ. НК РФ не предусмотрена и возможность взыскания с налогового агента налога, не удержанного им с налогоплательщика
- 16.01.2024
Общество ссылается
на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.
- 03.05.2023
Определением частично
удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу - 27.02.2023
Обществом было
допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово
- 03.04.2024 Письмо Минфина России от 06.02.2024 г. № 03-07-08/9511
- 02.04.2024 Письмо Минфина России от 01.02.2024 г. № 03-07-03/8119
- 01.04.2024 Письмо Минфина от 01.02.2024 г. № 03-07-07/8089
- 16.06.2022 Письмо Минфина России от 03.06.2022 г. № 03-04-06/52502
- 08.04.2022 Письмо Минфина России от 17.03.2022 г. № 03-04-06/20552
- 01.06.2018 Письмо ФНС России от 22 мая 2018 г. № БС-4-11/9701@
- 16.01.2024 Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 07-01-09/122675
- 06.12.2023 Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 07-01-10/104092
- 20.11.2023 Письмо Минфина России от 11.10.2023 г. № 07-01-09/96505
Комментарии