Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как организовать работу бухгалтерии в конце года, чтобы без аврала подготовить отчетность в январе?

Как организовать работу бухгалтерии в конце года, чтобы без аврала подготовить отчетность в январе?

Не позднее 15 января нужно сдать в ФСС расчетную ведомость за истекший год, а 20 января — декларацию по НДС за IV квартал. Да и баланс во многих компаниях нужно свести к концу января. Поэтому нередко, чтобы все успеть и уложиться в сроки, бухгалтеры вынуждены выходить на работу уже 3 января. Ничего не скажешь: «приятно» корпеть в офисе, когда у близких людей каникулы... В этой статье вы найдете практические советы о том, как организовать работу в декабре, чтобы в январе успеть и отдохнуть, и вовремя сформировать все отчеты

16.12.2013
«Главбух»
Автор: Павел Меньшиков, эксперт по реинжинирингу бухгалтерских служб

Совет № 1: подпишите у руководителя приказ об ускоренном закрытии года

Будут ли бухгалтеры работать в праздники, зависит не только от них самих, но и от других сотрудников компании. А именно тех, кто отвечает за своевременную передачу бумаг. Ведь часть документов за отчетный месяц приходит в бухгалтерию только в следующем.

Если хотите ускорить процесс подготовки отчетности, подготовьте специальный приказ от имени генерального директора. Установите в приказе сокращенные сроки сдачи первички. Кроме того, в приказе надо бы четко оговорить сроки, в которые будут закрыты счета и сформирована отчетность.

Совет № 2: закройте те счета, итоги по которым можно подвести в декабре

Остановимся на счетах, которые без особых усилий можно полностью закрыть до 31 декабря. Это в первую очередь счета учета денежных средств (50 и 51). Чтобы закрыть их 31 декабря, просто напомните ответственному бухгалтеру, чтобы не расслаблялся и проводил все операции по кассе и расчетному счету день в день.

Впрочем, есть счета, которые можно закрыть предварительно, используя метод «по начислению». Тогда в январе нужно будет лишь скорректировать отклонения. Согласитесь: вносить точечные поправки всегда проще, чем проводить весь период полностью.

Например, счет 70 «Расчеты с персоналом». Невозможно заранее знать, сколько человек уволится, заболеет или уйдет в отпуск. Однако вполне реально распорядиться, чтобы руководители подразделений принесли в бухгалтерию плановые табели учета рабочего времени. Вот на основании этих документов бухгалтерия и покажет начисления.

Совет № 3: проверьте документы за ноябрь, октябрь и все предыдущие месяцы года

Закрыть к 31 декабря счета, где компания отражает расчеты с контрагентами (60 и 62) и ТМЦ (10, 41, 43), проблематично. Ведь эти операции сложно планировать. Скажем, отгрузка может произойти совершенно неожиданно, особенно прямо перед новогодними праздниками. Но и на этих участках можно оптимизировать работу. Чтобы снизить нагрузку на бухгалтерию в январе, в конце года надо закрыть обороты за ноябрь, октябрь и все предыдущие месяцы года (если что-то еще не закрыто). Причем сделать это бухгалтер участка должен не на словах, а предоставить вам распечатанную и подписанную оборотно-сальдовую ведомость.

Если не получается закрыть прошлые месяцы из-за отсутствия первички, требуйте ее от ответственных сотрудников на основании приказа об ускоренном закрытии года. Документам за ноябрь и все предыдущие месяцы в приказе должен быть посвящен отдельный пункт. В ваших интересах, чтобы этот пункт предусматривал наиболее суровые санкции: например, лишение премии.

Совет № 4: организуйте сверку с контрагентами и бюджетом

Если какие-то операции предыдущих месяцев не подтверждены документами (нет даже факсовых или скановых копий), то восстановить бумаги можно, обратившись к контрагентам. Заодно провести сверку с клиентами вашей компании. Таким образом, вы уточните взаимные обязательства.

Перед тем как высылать контрагентам акты сверки, пусть ваш подчиненный проверит выданные и полученные авансы. Для этого ему надо подготовить служебные записки руководителям ответственных подразделений. Коллеги должны подтвердить обоснованность предоплаты. Или — предоставить документы, на основании которых тот или иной аванс следует закрыть.

Одновременно можно провести сверку с бюджетом и внебюджетными фондами. Это позволит разобраться с зависшими и непонятными суммами, которые образовались в течение 11 месяцев 2013 года.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться