Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / У контрагента отсутствует лицензия по сбору, размещению опасных отходов: порядок учета расходов

У контрагента отсутствует лицензия по сбору, размещению опасных отходов: порядок учета расходов

Необходимо помнить о том, что налогоплательщик должен проявлять осмотрительность в выборе контрагентов

12.08.2013
ГАРАНТ
Автор: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Медведь Светлана, Королева Елена

Одним из видов деятельности предприятия согласно уставу является деятельность по удалению и обработке твердых бытовых отходов; сбор мусора и хлама, отбросов и отходов; уничтожение отходов методом сжигания или другими способами; измельчение отходов; захоронение отходов. У предприятия имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Применяется общий режим налогообложения.

Получив твердые бытовые отходы контрагент, согласно договору на оказание услуг, оказал предприятию услуги по сортировке, прессованию и складированию бытовых отходов на вторичные сырьевые ресурсы, имеющие устойчивый сбыт, в том числе лом черных и цветных металлов. Стоимость услуг составила 100 000 руб., в том числе НДС 15 254 руб.

Предприятие планирует продать полученные вторичные сырьевые ресурсы за 110 000 руб.

Должен ли контрагент иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов? Правомерно ли контрагентом предъявлен предприятию НДС за оказанные услуги?

Может ли предприятие в данном случае отнести эти затраты на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, если у контрагента отсутствует лицензия?

Согласно положениям ст. 49 ГК РФ организация может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение соответствующей лицензии (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ)).

Пунктом 34 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ определено, что лицензированию подлежит деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов.

В связи с этим с 3 ноября 2011 года лицензии предоставляются на осуществление деятельности, наименование которой содержится в п. 34 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ и должно указываться в лицензии (письмо Министерства экономического развития РФ от 14.12.2011 № Д09-3206).

В то же время институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Поскольку в НК РФ не содержит понятие "лом и отходы черных и цветных металлов", то следует руководствоваться положениями соответствующих федеральных законов, стандартов (ГОСТ) и технических условий (ТУ) (письмо Минфина России от 01.07.2011 № 03-07-07/32).

Так, согласно ст. 1 Федеральном закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Порядок лицензирования указанной деятельности определяется Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения определено, что лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:

- заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;

- заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов.

При этом хранение - это содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации; а переработка, в свою очередь, включает в себя процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов (п. 4 Положения).

Следовательно, на основании вышеизложенного, для осуществления деятельности по переработке, а именно: сортировке, прессованию, а также хранению - складированию лома черных и цветных металлов организации должны иметь соответственные лицензии.

НДС

В силу п. 1 ст. 143 НК РФ организации являются плательщиками НДС.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению, установлен ст. 149 НК РФ.

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов не подлежит обложению НДС.

При этом операции освобождаются от налогообложения при наличии у организаций, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Таким образом, при реализации лома черных и цветных металлов льгота, предусмотренная пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, может применяться только при наличии у организации соответствующей лицензии (смотрите также письмо Минфина России от 07.04.2008 № 03-07-07/37).

Следует отметить, что по мнению ФАС Центрального округа, выраженному в постановлении от 22.10.2010 по делу № А08-764/2009-16-20, наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. То есть отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличие лицензии.

В то же время только реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС, независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома (письма ФНС России от 16.08.2006 № 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 № 19-11/35889, постановление ФАС Московского округа от 08.06.2009 № КА-А40/4842-09).

Таким образом, "льгота" на услуги по переработке, в том числе сортировке, прессованию и хранению - складированию лома черных и цветных металлов не предусмотрена пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Следовательно, данные услуги подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 18% (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2009 по делу № А43-8532/2009-32-118, ФАС Поволжского округа от 27.05.2009 № А55-15625/2008).

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с положениями ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Также расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Отметим, что Налоговый кодекс Российской Федерации не связывает учет затрат с наличием или отсутствием у контрагента лицензии на осуществление выполняемой им деятельности за некоторыми исключениями (например, учет расходов на подготовку кадров пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ).

В то же время нередко налоговые органы не принимают в целях налогообложения прибыли расходы по работам или услугам, ссылаясь на отсутствие у исполнителя работ лицензии на данный вид деятельности.

Однако сложившаяся судебная практика исходит из того, что при отсутствии лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, налоговые органы не вправе исключать из расходов документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты налогоплательщика, если сделка не признана в судебном порядке недействительной (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 22.02.2012 № Ф08-374/12, ФАС Центрального округа от 05.07.2011 № Ф10-2169/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 № А69-2209/08, ФАС Московского округа от 22.12.2011 № Ф05-12412/11 по делу № А40-17617/11-129-89, ФАС Поволжского округа от 21.02.2011 по делу № А55-12964/2009, ФАС Поволжского округа от 22.05.2008 № А65-24999/06, ФАС Уральского округа от 17.06.2008 № Ф09-4304/08-С3).

В то же время необходимо помнить о том, что налогоплательщик должен проявлять осмотрительность в выборе контрагентов. По мнению судей ВАС РФ, выраженному в определении от 31.08.2011 № ВАС-9984/11, обществом необоснованно включены в состав расходов затраты по контрагенту-обществу, поскольку, в частности, у контрагента отсутствует лицензия на осуществление деятельности по реализации лома чёрных и цветных металлов. При этом, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное. Например, пока не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предпринимательской деятельности, которую его контрагент фактически не осуществляет и не может исполнить обязательства по сделкам, оформленным от его имени (письмо Минфина России от 03.08.2012 № 03-02-07/1-197).

По нашему мнению, в случае, если расходы организации документально подтверждены, экономически оправданы, направлены на получение дохода, а также в силу отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, несовершения хозяйственных операций, у Вашей организации отсутствуют основания для отказа в признании расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу прибыль, даже с учетом отсутствия у контрагента лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов.

Однако не исключено, что наличие указанных в вопросе обстоятельств может привести организацию к разногласиям с налоговым органом в отношении права налогоплательщика на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу прибыль, вследствие чего свою позицию организация, возможно, вынуждена будет отстаивать в суде.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.

    Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.

    Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.

    Итог: в


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 21.04.2024  

    Решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, пени и штраф в связи с необоснованным уменьшением налоговой базы по налогам.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку поздние получение документов либо государственная регистрация права на объекты налогообложения, зависящие от воли общества, не являются основанием для освобождения от уплаты налога на имущество.

  • 21.04.2024  

    Решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с установлением в ходе проверки обстоятельств нереальности сделок с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как представленные обществом документы носят формальный характер и не подтверждают реальность выполнения субподрядных работ и поставку товарно-материальных ценностей; умышленное искажение сведений о фак

  • 07.04.2024  

    Налоговый орган пришел к выводу, что представленные обществом документы не подтверждают реальность хозяйственных операций (пропуск трафика и оказание услуг по пропуску трафика) между обществом и контрагентами, которые не имели возможности исполнить обязательства, предусмотренные договорами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку приговором подтвержден факт умышленных и согласованных действи


Вся судебная практика по этой теме »