Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Обязана ли российская организация выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров у иностранной организации?

Обязана ли российская организация выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров у иностранной организации?

Порядок исчисления, удержания из дохода иностранной организации НДС и уплаты его в бюджет.

03.08.2013
Российский налоговый портал

Российская организация – покупатель заключила договор поставки с иностранным поставщиком – резидентом ФРГ, не состоящим на учете в налоговых органах на территории РФ и не осуществляющим деятельность в РФ через постоянное представительство. Поставка товара по условиям договора осуществляется с территории РФ. Реализация поставляемого товара на территории РФ облагается НДС по ставке 18%. Оплата осуществляется после поступления товара в иностранной валюте (евро) на банковский счет поставщика в зарубежном банке.

Обязана ли российская организация выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров у иностранной организации?

Если да, то каков порядок исчисления, удержания из дохода иностранной организации НДС и уплаты его в бюджет?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Будаев Сергей, Игнатьев Дмитрий.

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Однако между РФ и ФРГ не заключено договоров, регулирующих порядок исчисления НДС при осуществлении операций между резидентами указанных стран, поэтому в рассматриваемой ситуации в указанных целях необходимо руководствоваться нормами НК РФ.

Плательщиками НДС признаются, в том числе иностранные организации (п. 1 ст. 143 НК РФ, п. 2 ст. 11 НК РФ).

Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

Объектом обложения НДС признаются, в том числе операции по реализации товаров на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Исходя из условий рассматриваемой ситуации, а также учитывая положения ст. 147 НК РФ, местом реализации товара в данном случае будет признаваться территория РФ, следовательно, у иностранной организации возникнет объект обложения НДС.

В силу п. 3 ст. 166 НК РФ НДС не исчисляется налогоплательщиками – иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговым агентом в рассматриваемой ситуации будет признаваться российская организация-покупатель (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Общие права и обязанности налоговых агентов установлены ст. 24 НК РФ. В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 24 и п. 2 ст. 161 НК РФ налоговый агент обязан исчислять и удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, суммы налога, в отношении которого он признается налоговым агентом, и перечислять этот налог в бюджетную систему РФ.

Пункт 1 ст. 161 НК РФ определяет, что при реализации товаров на территории РФ налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога.

При этом сумма НДС в данном случае будет исчисляться расчетным методом по налоговой ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Такая расчетная ставка применяется к определенной налоговым агентом налоговой базе.

Согласно позиции Минфина России, выраженной в письмах от 05.06.2013 г. № 03-03-06/2/20797, от 04.02.2010 г. № 03-07-08/32, если контрактом с налогоплательщиком – иностранным лицом, реализующим товары на территории РФ, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, налоговому агенту – российской организации следует самостоятельно определить налоговую базу для целей уплаты налога, то есть увеличить стоимость приобретаемых товаров на сумму налога, и осуществить его уплату за счет собственных средств. Соответственно, сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет в таком случае, по существу является суммой налога, удержанной из возможных доходов налогоплательщика – иностранного лица (дополнительно смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 г. № 16907/09).

Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ, или на дату фактического осуществления расходов.

Согласно позиции финансового ведомства, при приобретении товаров у иностранных организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте, сумма НДС, подлежащая удержанию налоговым агентом исчисляется исходя из курса ЦБ РФ, действующему на дату оплаты товаров (письмо Минфина России от 01.11.2010 г. № 03-07-08/303).

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

В данном случае российская организация приобретает товар. Следовательно, оснований для применения данной нормы не имеется. В этом случае уплата удержанных сумм НДС должна осуществляться организацией - налоговым агентом в порядке, установленном п. 1 ст. 174 НК РФ, то есть равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (письмо Минфина России от 01.11.2010 г. № 03-07-08/303).

Суммы НДС, фактически уплаченные покупателями – налоговыми агентами, подлежат вычетам при условии, что товары были приобретены для использования в деятельности, подлежащей обложению НДС (п.п. 3, 2 ст. 171 НК РФ), а также при выполнении требований, предусмотренных п. 1 ст. 172 НК РФ, в частности, после оприходования приобретенных товаров (письмо Минфина России от 05.06.2013 г. № 03-03-06/2/20797).

Минфин России в письме от 13.01.2011 г. № 03-07-08/06 разъяснил, что российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС, имеет право на вычет данных сумм в том налоговом периоде, в котором фактически произведена их уплата в бюджет, то есть в данном случае в налоговом периоде, следующем за периодом, в котором была произведена оплата товара.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 28.06.2017  

    Заявителем и его контрагентами не фиксировалась стоимость передаваемого оборудования, составляющего неотделимые улучшения помещений, но это не освобождает налогоплательщика от обязанности исчислить и уплатить НДС, в связи с чем инспекция правомерно применила отраженную в учете заявителя остаточную стоимость оборудования посчитав ее рыночной.

  • 26.06.2017  

    Полагая, что общество ошибочно излишне уплатило сумму НДС сверх выкупной цены приобретаемого муниципального имущества, в результате чего департамент обогатился за его счет на спорную сумму налога, которая подлежит оплате в бюджет на основании части 3 статьи 161 НК РФ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. То обстоятельство, которое в настоящем пытается донести истец, что он фактически ошибался относительно цен

  • 26.06.2017  

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образ


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 07.06.2017  

    Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) не ставится в зависимость от использования данных товаров либо результатов работ (услуг) для осуществления налогооблагаемой деятельности в периоде их приобретения, равно как и от начала использования товаров либо результатов работ (услуг) в такой деятельности. Соответственно определяющим моментом в данном случае служит назначе

  • 05.06.2017  

    Инвестиционный договор отвечает признакам договора простого товарищества в случае, если производилось объединение вкладов в совместную деятельность, имеется условие о вкладах; ведется отдельный бухгалтерский учет по совместной деятельности; условиями контракта определено, кто из участников договора ведет общие дела. В противном случае инвестиционный контракт не может быть признан договором простого товарищества. Суды пришли

  • 17.05.2017  

    По результатам исследования товарно-транспортных накладных суды установили, что в указанных документах не содержатся сведения о сорте поставленных лесоматериалов и их стоимости (в зависимости от сорта). Налоговый орган рассчитал сумму отказа в возмещении НДС исходя из объемов поставленной лесопродукции, не учитывая при этом, что цена за один и тот же объем может различаться в зависимости от сорта древесины. Поскольку из това


Вся судебная практика по этой теме »