Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Обязана ли российская организация выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров у иностранной организации?

Обязана ли российская организация выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров у иностранной организации?

Порядок исчисления, удержания из дохода иностранной организации НДС и уплаты его в бюджет.

03.08.2013
Российский налоговый портал

Российская организация – покупатель заключила договор поставки с иностранным поставщиком – резидентом ФРГ, не состоящим на учете в налоговых органах на территории РФ и не осуществляющим деятельность в РФ через постоянное представительство. Поставка товара по условиям договора осуществляется с территории РФ. Реализация поставляемого товара на территории РФ облагается НДС по ставке 18%. Оплата осуществляется после поступления товара в иностранной валюте (евро) на банковский счет поставщика в зарубежном банке.

Обязана ли российская организация выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров у иностранной организации?

Если да, то каков порядок исчисления, удержания из дохода иностранной организации НДС и уплаты его в бюджет?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Будаев Сергей, Игнатьев Дмитрий.

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Однако между РФ и ФРГ не заключено договоров, регулирующих порядок исчисления НДС при осуществлении операций между резидентами указанных стран, поэтому в рассматриваемой ситуации в указанных целях необходимо руководствоваться нормами НК РФ.

Плательщиками НДС признаются, в том числе иностранные организации (п. 1 ст. 143 НК РФ, п. 2 ст. 11 НК РФ).

Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

Объектом обложения НДС признаются, в том числе операции по реализации товаров на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Исходя из условий рассматриваемой ситуации, а также учитывая положения ст. 147 НК РФ, местом реализации товара в данном случае будет признаваться территория РФ, следовательно, у иностранной организации возникнет объект обложения НДС.

В силу п. 3 ст. 166 НК РФ НДС не исчисляется налогоплательщиками – иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговым агентом в рассматриваемой ситуации будет признаваться российская организация-покупатель (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Общие права и обязанности налоговых агентов установлены ст. 24 НК РФ. В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 24 и п. 2 ст. 161 НК РФ налоговый агент обязан исчислять и удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, суммы налога, в отношении которого он признается налоговым агентом, и перечислять этот налог в бюджетную систему РФ.

Пункт 1 ст. 161 НК РФ определяет, что при реализации товаров на территории РФ налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога.

При этом сумма НДС в данном случае будет исчисляться расчетным методом по налоговой ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Такая расчетная ставка применяется к определенной налоговым агентом налоговой базе.

Согласно позиции Минфина России, выраженной в письмах от 05.06.2013 г. № 03-03-06/2/20797, от 04.02.2010 г. № 03-07-08/32, если контрактом с налогоплательщиком – иностранным лицом, реализующим товары на территории РФ, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, налоговому агенту – российской организации следует самостоятельно определить налоговую базу для целей уплаты налога, то есть увеличить стоимость приобретаемых товаров на сумму налога, и осуществить его уплату за счет собственных средств. Соответственно, сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет в таком случае, по существу является суммой налога, удержанной из возможных доходов налогоплательщика – иностранного лица (дополнительно смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 г. № 16907/09).

Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ, или на дату фактического осуществления расходов.

Согласно позиции финансового ведомства, при приобретении товаров у иностранных организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте, сумма НДС, подлежащая удержанию налоговым агентом исчисляется исходя из курса ЦБ РФ, действующему на дату оплаты товаров (письмо Минфина России от 01.11.2010 г. № 03-07-08/303).

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

В данном случае российская организация приобретает товар. Следовательно, оснований для применения данной нормы не имеется. В этом случае уплата удержанных сумм НДС должна осуществляться организацией - налоговым агентом в порядке, установленном п. 1 ст. 174 НК РФ, то есть равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (письмо Минфина России от 01.11.2010 г. № 03-07-08/303).

Суммы НДС, фактически уплаченные покупателями – налоговыми агентами, подлежат вычетам при условии, что товары были приобретены для использования в деятельности, подлежащей обложению НДС (п.п. 3, 2 ст. 171 НК РФ), а также при выполнении требований, предусмотренных п. 1 ст. 172 НК РФ, в частности, после оприходования приобретенных товаров (письмо Минфина России от 05.06.2013 г. № 03-03-06/2/20797).

Минфин России в письме от 13.01.2011 г. № 03-07-08/06 разъяснил, что российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС, имеет право на вычет данных сумм в том налоговом периоде, в котором фактически произведена их уплата в бюджет, то есть в данном случае в налоговом периоде, следующем за периодом, в котором была произведена оплата товара.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 23.03.2017  

    Компании было отказано в возмещении НДС при причине неуплаты налога при получении от контрагента платы за реализованную сельскохозяйственную продукцию.

  • 22.03.2017  

    Необходимыми условиями для применения налоговых вычетов являются: приобретение товаров (работ, услуг) для операций, подлежащих обложению НДС, оприходование (постановка на учет) товаров (работ, услуг); наличие первичных документов, подтверждающих реальность совершения хозяйственных операций. Поскольку налогоплательщик не представил первичные документы, подтверждающие реальность совершения хозяйственных операций, суды обеих ин

  • 15.03.2017  

    Судами установлено, что направляя запросы в адрес юридических лиц, осуществлявших торговлю строительными материалами в проверяемый период на территории Рязанской области, и в Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (Рязаньстат), налоговый орган указывал в них конкретное наименование и артикул товара, торговлю которым осуществляло только общество. В результате некорректной форм


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 01.03.2017  

    Предоставление выставочной площади в павильоне является составной частью услуги по организации участия заявителя в международных выставках, целью которых является привлечение внимания к продукции заявителя. При этом предоставление выставочной площади является необходимым условием для распространения рекламы избранным в данном случае способом. Факт существования между заявителем и его иностранными контрагентами арендных отнош

  • 26.02.2017  

    Суды сделали правильный вывод о том, что на момент представления первичных деклараций по налогу на добавленную стоимость общество не имело препятствий правильно исчислить и уплатить спорный налог в должном размере. Налогоплательщик не представил доказательств, свидетельствующих о наличии у него объективных причин, препятствующих реализации права на правильное исчисление налога. При таких обстоятельствах, суды правомерно отка

  • 19.02.2017  

    Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 г. № 11637/11, прогрессивные стимулирующие премии являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. В результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, ч


Вся судебная практика по этой теме »