Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Обязана ли российская организация выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров у иностранной организации?

Обязана ли российская организация выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров у иностранной организации?

Порядок исчисления, удержания из дохода иностранной организации НДС и уплаты его в бюджет.

03.08.2013
Российский налоговый портал

Российская организация – покупатель заключила договор поставки с иностранным поставщиком – резидентом ФРГ, не состоящим на учете в налоговых органах на территории РФ и не осуществляющим деятельность в РФ через постоянное представительство. Поставка товара по условиям договора осуществляется с территории РФ. Реализация поставляемого товара на территории РФ облагается НДС по ставке 18%. Оплата осуществляется после поступления товара в иностранной валюте (евро) на банковский счет поставщика в зарубежном банке.

Обязана ли российская организация выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров у иностранной организации?

Если да, то каков порядок исчисления, удержания из дохода иностранной организации НДС и уплаты его в бюджет?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Будаев Сергей, Игнатьев Дмитрий.

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Однако между РФ и ФРГ не заключено договоров, регулирующих порядок исчисления НДС при осуществлении операций между резидентами указанных стран, поэтому в рассматриваемой ситуации в указанных целях необходимо руководствоваться нормами НК РФ.

Плательщиками НДС признаются, в том числе иностранные организации (п. 1 ст. 143 НК РФ, п. 2 ст. 11 НК РФ).

Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

Объектом обложения НДС признаются, в том числе операции по реализации товаров на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Исходя из условий рассматриваемой ситуации, а также учитывая положения ст. 147 НК РФ, местом реализации товара в данном случае будет признаваться территория РФ, следовательно, у иностранной организации возникнет объект обложения НДС.

В силу п. 3 ст. 166 НК РФ НДС не исчисляется налогоплательщиками – иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговым агентом в рассматриваемой ситуации будет признаваться российская организация-покупатель (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Общие права и обязанности налоговых агентов установлены ст. 24 НК РФ. В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 24 и п. 2 ст. 161 НК РФ налоговый агент обязан исчислять и удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, суммы налога, в отношении которого он признается налоговым агентом, и перечислять этот налог в бюджетную систему РФ.

Пункт 1 ст. 161 НК РФ определяет, что при реализации товаров на территории РФ налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога.

При этом сумма НДС в данном случае будет исчисляться расчетным методом по налоговой ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Такая расчетная ставка применяется к определенной налоговым агентом налоговой базе.

Согласно позиции Минфина России, выраженной в письмах от 05.06.2013 г. № 03-03-06/2/20797, от 04.02.2010 г. № 03-07-08/32, если контрактом с налогоплательщиком – иностранным лицом, реализующим товары на территории РФ, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, налоговому агенту – российской организации следует самостоятельно определить налоговую базу для целей уплаты налога, то есть увеличить стоимость приобретаемых товаров на сумму налога, и осуществить его уплату за счет собственных средств. Соответственно, сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет в таком случае, по существу является суммой налога, удержанной из возможных доходов налогоплательщика – иностранного лица (дополнительно смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 г. № 16907/09).

Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ, или на дату фактического осуществления расходов.

Согласно позиции финансового ведомства, при приобретении товаров у иностранных организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте, сумма НДС, подлежащая удержанию налоговым агентом исчисляется исходя из курса ЦБ РФ, действующему на дату оплаты товаров (письмо Минфина России от 01.11.2010 г. № 03-07-08/303).

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

В данном случае российская организация приобретает товар. Следовательно, оснований для применения данной нормы не имеется. В этом случае уплата удержанных сумм НДС должна осуществляться организацией - налоговым агентом в порядке, установленном п. 1 ст. 174 НК РФ, то есть равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (письмо Минфина России от 01.11.2010 г. № 03-07-08/303).

Суммы НДС, фактически уплаченные покупателями – налоговыми агентами, подлежат вычетам при условии, что товары были приобретены для использования в деятельности, подлежащей обложению НДС (п.п. 3, 2 ст. 171 НК РФ), а также при выполнении требований, предусмотренных п. 1 ст. 172 НК РФ, в частности, после оприходования приобретенных товаров (письмо Минфина России от 05.06.2013 г. № 03-03-06/2/20797).

Минфин России в письме от 13.01.2011 г. № 03-07-08/06 разъяснил, что российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС, имеет право на вычет данных сумм в том налоговом периоде, в котором фактически произведена их уплата в бюджет, то есть в данном случае в налоговом периоде, следующем за периодом, в котором была произведена оплата товара.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 30.11.2016  

    Суд кассационной инстанции не принимает данные доводы во внимание в качестве основания для отмены судебных актов, поскольку судами по результатам оценки доказательств в совокупности сделан вывод, что имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют идентифицировать товар, переданный для осуществления деятельности, облагаемой НДС (торговля в баре), с товаром, приобретенным налогоплательщиком у поставщиков.

  • 07.11.2016  

    Общество документально не подтвердило правомерность принятия к вычету сумм налога, уплаченных поставщикам. Книги покупок, затребованные налоговым органом при проведении налоговой проверки, также представлены обществом лишь в судебном заседании в виде выписок из них. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение налогового органа в части соответствует действующему налоговому зак

  • 24.10.2016  

    Поскольку при декларировании товаров и при обращении с заявлением о возврате НДС обществом было представлено регистрационное удостоверение, общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара. Кроме того, возможность освобождения от уплаты НДС могла быть установлена таможенными органами при сопоставлении кодов по Общероссийскому классиф


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 30.11.2016  

    Суды верно указали, что поскольку общество в декларируемом налоговом периоде кроме деятельности, облагаемой НДС, осуществляло также виды деятельности, предусмотренные подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ (санаторно-курортные услуги, освобождаемые от обложения НДС), то в соответствии с исключением, указанным в п. 2 ст. 171 НК РФ, у налогоплательщика изначально отсутствовало право относить к налоговым вычетам суммы НДС, приходящиеся на

  • 03.10.2016  

    Поскольку при реализации инвестиционного договора денежные средства, получаемые заказчиком от инвесторов, являются источником целевого финансирования и не рассматриваются в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ как средства, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), следовательно, объект налогообложения НДС у заказчика отсутствует, как и право на применение налогового вычета по НДС, предъявленному подрядными организации при приобретении у после

  • 21.09.2016  

    Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент наступления срока для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в спорных налоговых периодах, предприниматель не считал себя обязанным по его уплате, в связи с этим не мог исполнить обязанность по подаче в налоговый орган соответствующего уведомления об освобождении и документов, предусмотренных ст. 145 НК РФ. При этом с


Вся судебная практика по этой теме »