Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Обслуживание в бизнес-салонах аэропортов, которое банк оплачивает за клиентов при соблюдении ими определенных условий, не признается доходом в натуральной форме

Обслуживание в бизнес-салонах аэропортов, которое банк оплачивает за клиентов при соблюдении ими определенных условий, не признается доходом в натуральной форме

12.07.2013
«КонсультантПлюс»
Автор: Кудинова Анна

Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 13986/12

Согласно условиям договоров банк осуществлял обслуживание дебетовых карт. При соблюдении клиентами определенных условий (в частности, о поддержании определенного среднемесячного баланса на счетах и получении более низких процентов) банк также оплачивал услуги по их обслуживанию в бизнес-салонах аэропортов. По результатам выездной проверки инспекция приняла решение о привлечении банка к ответственности в том числе на основании ст. 126 НК РФ. Налоговый орган руководствовался следующим. Оплата банком услуг, оказанных клиентам в бизнес-салонах аэропортов, представляет собой доход физлиц в натуральной форме. Таким образом, банк как налоговый агент должен был удержать НДФЛ. Поскольку на протяжении проверяемого периода выплаты клиентам не производились, в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ банк должен был уведомить инспекцию и клиентов о невозможности удержания налога и сумме задолженности каждого налогоплательщика. За непредставление данных сведений налоговый орган начислил банку штраф. Не согласившись с таким решением, банк обратился в суд.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав на следующее. Сложившиеся между банком и держателями карт отношения в целом имели возмездную основу, поэтому отдельное предоставление, которое осуществляла одна из сторон без взимания платы в денежной форме, не признается безвозмездным. Соответственно, оплата банком обслуживания клиентов в бизнес-салонах аэропортов не являлась доходом физлиц в натуральной форме, а значит, обязанность сообщать о невозможности удержания НДФЛ у банка отсутствовала. Суд апелляционной инстанции указанные выводы поддержал.

Однако суд кассационной инстанции признал решение налогового органа правомерным и отменил принятые судебные акты, аргументировав свою позицию так. Услуги по обслуживанию в бизнес-салонах клиенты получали безвозмездно взамен процентов по вкладам. Следовательно, оплата банком этих услуг признается доходом физлиц в натуральной форме. Таким образом, банк не исполнил установленную п. 5 ст. 226 НК РФ обязанность проинформировать инспекцию и клиентов о невозможности удержать налог.

Данный спор окончательно разрешил Президиум ВАС РФ. Он отменил постановление кассационного суда и оставил в силе акты, принятые судами первой и апелляционной инстанций. Как указал Президиум ВАС РФ, пользоваться теми услугами бизнес-салонов аэропортов, которые оплачивают банки, вправе только держатели определенных карт, сохраняющие установленный договором среднемесячный баланс счета. Кроме того, в отношении сумм на этих картах банк начислял проценты по ставкам более низким, нежели средние ставки, действовавшие в течение проверяемого периода. Для обеспечения привлекательности продукта банк предоставлял дополнительные услуги, в том числе по оплате обслуживания клиентов в бизнес-салонах аэропортов. Таким образом, клиентам, пользовавшимся дебетовыми картами и поддерживавшим определенный баланс счетов, не выплачивались проценты, которые данные лица могли бы получить, разместив денежные средства в качестве вкладов. Однако в обмен на это они получали дополнительные привилегии. Следовательно, неполучение возможного дохода от вклада являлось для клиентов по сути платой за пользование бизнес-салонами аэропортов.

Согласно п. 1 ст. 423 ГК РФ договор признается возмездным, если в соответствии с его условиями одна сторона должна получить во исполнение своих обязанностей плату или иное встречное предоставление. Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что в данной ситуации между банком и клиентами существовали отношения на возмездной основе. Таким образом, услуги бизнес-салонов предоставлялись небезвозмездно и дохода в натуральной форме, предусмотренного ст. 210 НК РФ, не возникало.

По мнению Президиума ВАС РФ, к спорному доходу, как к полученному владельцами дебетовых карт в связи с размещением денежных средств на счетах, могут применяться нормы ст. 214.2 и п. 27 ст. 217 НК РФ, устанавливающие порядок исчисления базы в отношении доходов в виде процентов по вкладам в банках. Если совокупный доход по вкладам в виде начисленных процентов и оплаты услуг превышает максимальный размер, определенный в Налоговом кодексе РФ, то полученная разница облагается НДФЛ.

Тенденция вопроса

Вывод о том, что оплата банком обслуживания клиентов в бизнес-салонах аэропортов, предусмотренная соответствующими договорами, в целях НДФЛ доходом не признается, содержится, в частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2008 N А56-34548/2007 .

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться