Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Предлагается изменить порядок обжалования ненормативных актов, действий (бездействия) налоговых органов

Предлагается изменить порядок обжалования ненормативных актов, действий (бездействия) налоговых органов

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, принятие которого сделает обязательной досудебную процедуру обжалования ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействий их должностных лиц. Помимо этого, законопроект содержит положения об увеличении сроков, предусмотренных для подачи жалобы (апелляционной жалобы)

26.12.2012
«КонсультантПлюс»
Автор: Попова Светлана

На рассмотрении Госдумы РФ находится правительственный законопроект N 190725-6, предполагающий внесение изменений в налоговое законодательство [1] (далее – законопроект). Принятие данного документа сделает обязательным досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц. Кроме того, предлагается более детально урегулировать порядок и сроки такого обжалования.

Обязательное досудебное обжалование актов, действий (бездействия) налоговых органов

В действующей редакции Налогового кодекса РФ обязательная процедура досудебного обжалования предусмотрена только для принятых по результатам проведения налоговых проверок решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к такой ответственности. В отношении иных актов, действий (бездействия) налоговых органов эта процедура является возможной, но не обязательной, и налогоплательщик может напрямую обращаться с жалобой в суд.

Тем не менее, как указывают разработчики законопроекта, рассмотрение споров внутри системы налоговых органов производится в более сжатые сроки и с меньшими финансовыми издержками, нежели рассмотрение споров в суде. В связи с этим предложено ввести обязательное досудебное обжалование всех ненормативных актов, действий или бездействий налоговых органов или их должностных лиц. Такая мера, по мнению авторов законопроекта, поможет существенно снизить нагрузку на суды. Впрочем, из общего правила предусмотрены и исключения: досудебное обжалование не станет обязательным для ненормативных актов, принятых по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) и актов ненормативного характера ФНС России.

Жалобы (апелляционные жалобы) на решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к такой ответственности, принятые по результатам проведения налоговых проверок, предлагается рассматривать в течение месяца. Этот срок может быть продлен еще на месяц, если требуется получить необходимые документы от нижестоящих налоговых органов. Для рассмотрения иных жалоб предусмотрен срок 15 дней с возможностью его продления еще на 15 рабочих дней.

В действующей редакции п. 1 ст. 139 НК РФ установлено, что жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган. В законопроекте предложено правило, согласно которому жалоба направляется в налоговый орган, акты которого либо действия или бездействие должностных лиц обжалуются. Указанный налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления передать жалобу в вышестоящий орган.

Если решение по жалобе не будет принято в указанные сроки, то подавшее ее лицо сможет обратиться с жалобой в суд. Срок для такого обращения исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе.

Требования к содержанию жалобы (апелляционной жалобы)

В законопроекте предложено формализовать требования к содержанию подаваемой жалобы. Так, согласно законопроекту в ней должны быть указаны:

- ФИО и место жительства физлица или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

- предмет обжалования: акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

- наименование налогового органа;

- основания, по которым лицо считает, что его права нарушены;

- требования лица, подающего жалобу.

Могут быть указаны и иные дополнительные сведения, которые обращающийся считает необходимыми. Жалоба (апелляционная жалоба) подписывается подавшим ее лицом или его представителем.

Отметим, что сейчас требования к содержанию жалобы законодательно не определены, поэтому составлять ее можно в произвольной форме. Впрочем, соответствующие рекомендации не так давно давала ФНС России [2].

Основания, по которым жалоба (апелляционная жалоба) может быть оставлена налоговым органом  без рассмотрения

Законопроект предусматривает, что жалоба может быть оставлена без рассмотрения в следующих случаях:

- отсутствует подпись лица, подающего жалобу, либо его представителя;

- жалоба подана после истечения установленного срока и не содержит ходатайства о его восстановлении;

- поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

- подана повторная жалоба по тем же основаниям.

Оставление жалобы без рассмотрения по первым двум основаниям не препятствует повторному обращению лица с такой жалобой. Если же причиной стал отзыв жалобы либо подача повторной жалобы по тем же основаниям, то еще раз обратиться с аналогичной жалобой в вышестоящий налоговый орган нельзя.

Обратим внимание, что в действующей редакции Налогового кодекса РФ прямо не указано на право вышестоящего налогового органа оставить жалобу налогоплательщика без рассмотрения. В разрешении возникающих в связи с этим вопросов судебная практика опирается на два основных подхода. Большинство судов считают оставление жалобы налогоплательщика без рассмотрения неправомерным (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 22.06.2012 по делу N А40-107176/11-99-462, ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2011 по делу N А56-49110/2010, ФАС Поволжского округа от 26.04.2010 по делу N А65-29253/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2010 по делу N А82-14570/20). В то же время есть немногочисленная судебная практика, в которой суды признают законными подобные действия налоговых органов (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2009 N Ф03-7808/2009 по делу N А51-2623/200, ФАС Дальневосточного округа от 24.12.2009 N Ф03-7507/2009 по делу N А51-2620/200).

Согласно действующей редакции ч. 4 ст. 139 НК РФ лицо, подавшее жалобу, может ее отозвать до принятия по ней решения. Однако в дальнейшем это воспрепятствует обращению с аналогичной жалобой. В законопроекте предложено распространить данное положение также и на апелляционную жалобу.

Увеличение срока для подачи жалобы (апелляционной жалобы)

Действующей редакцией Налогового кодекса РФ установлен десятидневный срок для апелляционного обжалования не вступивших в силу решений.  Если решение было вынесено в результате выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, его можно обжаловать в течение 20 дней. По мнению разработчиков законопроекта, названные сроки недостаточны для подготовки налогоплательщиком мотивированной жалобы. В связи с этим их предложено увеличить до одного месяца в обоих случаях. Если срок будет пропущен, то лицо может либо ходатайствовать о его восстановлении, либо обжаловать решение в течение года после его вступления в законную силу.

Также в законопроекте предусмотрено увеличение срока для подачи жалобы на ненормативные акты, действия или бездействия налоговых органов с трех месяцев до одного года. Данный срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Для обжалования решения по жалобе (апелляционной жалобе) в ФНС России предложен трехмесячный срок с момента вынесения вышестоящим налоговым органом указанного решения.

[1] Законопроект N 190725-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".

[2] <Информация> ФНС РФ от 09.02.2011 "О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган".

Документ:

Законопроект N 190725-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться